Скачать 0.56 Mb.
|
ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через различные виды творческой деятельности на уроках русского языка, литературного чтения и внеклассных занятиях в начальной школе (система Л.В.Занкова) Коршикова Ольга Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа» Староосколького городского округа Белгород 2012 СОДЕРЖАНИЕ
Тема опыта: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через различные виды творческой деятельности на уроках русского языка, литературного чтения и внеклассных занятиях в начальной школе" Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Опыт работы по данной теме возник и развивается в настоящее время в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа» Старооскольского городского округа Белгородской области с 2009 года. Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом учащихся, так как в селе наблюдается малая миграция населения. Но в школе обучаются дети не только Шаталовского района, 30% из разных поселений. Социальная среда населения села Шаталовка достаточно разнообразна. Ее представляют служащие, рабочие, интеллигенция. Учитель работает в классе, в котором 3% имеют высшее образование, 89% - среднеспециальное, 8% - среднее. Как следствие, ученики имеют различный уровень интеллекта, коммуникативных способностей. В первый класс приходят ученики с разными индивидуальными особенностями, творческими способностями, уровнем подготовленности к обучению. Наблюдения за дошкольниками и первоклассниками показывают, что у многих из них уровень развития реальной коммуникативной компетентности далёк от желаемого. Поэтому одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития речевых компетенций учащихся в различных видах творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей детей. Диагностическим инструментарием были избраны методики определения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий: методика Г.А.Цукерман «Рукавички» (выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества); методика Г.А. Германцева («Кто прав?»). По результатам обследования выявлены следующие группы: с низким уровнем сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (с точки зрения характеристики их общения в школе) - 40%, со средним – 35%, с высоким – 25%. Учащиеся первой группы, условно названные эгоцентричным типом, составили 40% от общего числа первоклассников. Такие учащиеся отличаются низким уровнем готовности к общению при недостаточной популярности в среде сверстников. Дети этой группы испытывают наибольшие трудности в ситуациях, связанных с сотрудничеством и взаимодействием (вежливо обратиться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать на уроке и в свободном общении). Ко второй группе принадлежат 35% школьников. Они не уверены в себе. Эти учащиеся имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений при негативной «Я-концепции» и крайне недоверчивом, настороженном отношении к окружающим в сочетании с низким социометрическим статусом. Они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений (отказываться, командовать, говорить в присутствии одноклассников на уроке и в свободном общении). К третьей группе были отнесены около 25% первоклассников. Они дружелюбны, их отличает наличие положительного отношения к одноклассникам. Следствием этого также является высокий уровень показателей дружелюбия, положительного социометрического статуса в группе, удовлетворенности общением, успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений. Актуальность опыта В условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Поиском оптимальных путей и способов внедрения коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как учёные, так и практико-ориентированые специалисты. Вполне очевидно, что успех педагогической деятельности по развитию коммуникативных компетенций во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов, необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребёнка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников. Творческая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, изучение научно-педагогических публикаций по данной теме позволило выявить следующие противоречия:
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством организации творческой деятельности при изучении русского языка, литературного чтения и внеклассных занятиях. Длительность работы над опытом Работа по разрешению выявленных противоречий велась в течение четырёх лет (период работы по развивающей системе Л.В.Занкова, «Русский язык» - автор А.В.Полякова, литературное чтение — автор В.Ю.Свиридова). Начальный период (сентябрь 2008 – ноябрь 2008года) предполагал изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ опыта организации различных видов творческой деятельности на уроках русского языка, литературного чтения, подбор диагностического инструментария и выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у детей. На основном этапе (декабрь 2008 – февраль 2011года) в учебно-воспитательном процессе была апробирована технология коммуникативного обучения («Развитие коммуникативных умений младших школьников» Гришановой И.А; «Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли» под редакцией ведущих отечественных ученых А.Г.Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской), представлены работы школьников на Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев в городе Санкт - Петербурге. На третьем, заключительном этапе (апрель 2011 - май 2011 года), выяснялась эффективность используемой технологии, проводился мониторинг определения качества и уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, обработка и анализ полученных данных. Диапазон опыта представлен единой системой «урок – внеклассная работа». Теоретическая база опыта. Методологическую основу педагогического опыта составляют концепция личностностно - ориентированного подхода И.С.Якиманской, концепция формирования коммуникативной успешности, развития творческих способностей личности И.А.Гришановой, положение Л.С.Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития. Теоретическими предпосылками многоаспектной природы общения выступают исследования М.М. Бахтина, связанные с современным пониманием коммуникативных потребностей, способностей, свойств и умений, коммуникативной компетентности личности. Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена технологией развивающего обучения Л.В.Занкова, главной целью которого является достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. Именно это побудило автора опыта отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Идея преодоления разнообразных трудностей учения, специальной организации общения младших школьников принадлежит Г.А. Цукерман. В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта автором были рассмотрены следующие понятия: универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия. «Универсальные учебные действия» определяются в «Педагогическом энциклопедическом словаре» как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия в опыте представлены как коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. «Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства». Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
Анализ практической образовательной среды показывает, что для решения обсуждаемой проблемы автором опыта используются групповые формы организации учебного общения:
Автор опыта опирается на принципы системно-деятельностного подхода, основанного на уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Самыми плодотворными для решения этой задачи учитель считает уроки русского языка и литературного чтения с использованием разнообразных форм: слушаем, говорим, обсуждаем, выражаем собственные мысли. Курс русского языка (учебник «Русский язык», автор - А.В. Полякова) построен на коммуникативной основе. Его цель заключается в освоении коммуникативной функции языка, воспитание грамотных носителей родного языка. Новизна опыта заключается: в комбинировании элементов известных концепций и технологий: личностно-ориентированной технологии И.С.Якиманской, технологии сотрудничества Ш.А.Амонашвили, технологии коммуникативного обучения И.А.Гришановой, технологией развивающего обучения Л.В.Занкова, созданием системного подхода к формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования различных педагогических приёмов вовлечения обучающихся в творческую деятельность. Условия реализации опыта Данный опыт по формированию и развитию коммуникативных универсальных действий младших школьников может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Материалы опыта могут быть использованы в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации классно-урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого учебно-методического комплекта. Автором опыта разработаны и апробированы на практике: - система творческих уроков по учебным курсам «Русский язык», «Литературное чтение»; - дидактические материалы для организации творческой деятельности младших школьников; - цикл внеурочных занятий по освоению приёмов коммуникативной деятельности; - литературно-музыкальный сценарий «Русь, Россия, храни себя!»; - интеллектуально-творческая игра «Волшебный цветок»; - творческие работы младших школьников представлены в газетах «Педагог. Вожатый. Родитель», «Веснушка». Технология опыта Цель педагогической деятельности: обеспечение положительной динамики формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через организацию творческой деятельности при изучении русского языка, литературного чтения и внеурочных занятиях. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
|