Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 365.1 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации24.04.2014
Размер365.1 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Литература > Учебник
  1   2   3
МОУ СОШ № 40 г. Твери
Согласовано на заседании МО «Утверждаю»

Гуманитарного цикла Директор МОУ СОШ № 40

« » сентября 2013 г. /Гулина И.А./

Руководитель МО Приказ №

« » сентября 2013г.


Рабочая программа к учебному курсу

«Литература»

10 класс.

Составлено в соответствии с курсом

по литературе по программе

под редакцией В.Я. Коровиной.

Рекомендовано Министерством

Образования Российской Федерации.
Учебник под. ред. В.Я.Коровиной

«Литература» 10 класс,

изд. «Просвещение», 2008
Подготовила учитель Адрианова С.И.
2013-2014 уч.год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и с эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на традициях связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными произведениями, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение -вот лучшее учение», - утверждал А.С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать стремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при образовании к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении,-несомненно, трудная, но почётная задача. То же южно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда - к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое даёт

творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель». ( С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателем главного смысла и деталей текста художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтение вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй - активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идёт на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведении о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин и др.), углубляются работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мелитарная и справочная литература.

В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства, в первую очередь,тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Предлагаемая программа рассчитана на общеобразовательную школу. Необходимость ее переиздания была обусловлена появлением Обязательного минимума содержания образования, изменением учебного плана и подготовкой общеобразовательной школы к 12-летней системе обучения.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё-к русской литературе XVIII, XIX и XX веков, системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме « Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом, от знакомства с отдельными сведениями по истории создания произведения и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадания, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Каждый из курсов (классов) обращает внимание на одну из ведущих проблем, например, 5 класс — внимание к книге, 6 класс - художественные произведение и автор, характеры героев, 7 класс - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы, 8 класс - взаимосвязь литературы и истории, 9 класс - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы, 10, 11 классы - линейный курс на историко-литературной основе (русская литература Х1Х-ХХ веков).

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце каждого класса, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как сделано это в учебнике 6 класса по нашей программе).

Авторы программы избегают жёсткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие - читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать свое развёрнутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе или увиденном спектакле.

Анкетирование среди учащихся школ многих регионов России показало, как ценят они иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений . Все учебники данной программы (особенно первого концентра - 5-9 классы) снабжены рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы постепенно от класса к классу у школьников накапливался опыт работы с ними и знание выдающихся русских иллюстраторов.

Аннотации тем программы составлены так, чтобы учитель мог верно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, конспект урока, найти оптимальные формы работы по изучению художественного произведения или творчества писателя.

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, познакомить с романом «Евгений Онегин» в 9 классе и изучить его в 10 классе осмыслить отрывок из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» в 7 классе и изучить оду в 9-ом ; обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, изучить их творчество в 11 классе). Авторы программы считали необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мёртвой царевне...», И. Тургенев. «Бежин луг», В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучаемые в школе и незаслуженно исключённые из многих альтернативных программ. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о литературном наследии русской и зарубежной литературы.

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений).

Одним из признаков верной интерпретации текста является выразительность чтения учащихся. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и предпочтения строфы « выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению ( в классе, школе, районе, городе). Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в приложении к программе. Выбор предложенных текстов зависит от учителя и учащихся.

Серьёзным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщения результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи и пр.), особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и на уроках риторики в старших классах. В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы ( создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности.
Россия в первой половине XIX века «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая Г. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой по­ловины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. «Ис­тория государства Российского» Н. М Карамзина. Языковая ре­форма Карамзина. Полемика «Беседы любителей русского сло­ва» и «Арзамаса», Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.'

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либераль­ные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Полемика между ними. Ведущие журналы («Совре­менник», «Отечественные записки»). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин), Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Доб­ролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов), Зарождение народнической идеологии и литературы. Последователи реализма: Мельников-Печерский, Мамин-Сибиряк, Короленко. Господство малой формы (рассказа) в творчестве Чехова. Чехов как последний великий реа­лист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Гавриил Романович Державин — величайший лирик XVIII века. Жизнь и творческий путь. Стихотворения: «Ключ», «Фелицца», «Русские девушки», «Соловей», «Бог». Жанр оды в творчестве Державина, его разнообразие и преображение.

Теория литературы Ода как жанр лирической поэзии (развитие понятия).

Василий Андреевич Жуковский— первый поэт-романтик XIX века. Жизнь и творческий путь поэта; Стихотворения: «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море»;

Баллады: «Светлана», «Эолова арфа» и др. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс) и их своеобразие.

Теория литературы. Баллада (закрепление понятия). Элегия, песня как жанры лирики (начальные представления).

Константин Николаевич Батюшков — младший современник Жуковского. Жизнь и творческий путь поэта. Романтизм Батюшкова и его отличие от романтизма Жуковского. Стихотворения: «Радость», «Вакханка», «Мои пенаты», «К другу», «Тень друга»,

«На развалинах замка в Швеции».

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Я вас любил...» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через при­общение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственную смену поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. «Борис Годунов». Развитие реализма в лирике и поэмах («Полтава», «Медный всадник»). Углубление реализма в романе «Евгений Онегин», в драматургии («маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»), в прозе («Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка»).

«Евгений Онегин». Роман в стихах. Отличие от романа в прозе. Онегинская строфа. Творческая история. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, «органическая» критика — А. А. Григорьев, «почвенники» — Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века, писательские оценки).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы: «Я не унижусь пред тобою». и др. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной, жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Сти­хотворения: «Дума», «Поэт», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...». Поэмы: «Мцы­ри», «Демон».

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман. Роль автора и рассказчиков в романе. Особенности композиции. — Печорин предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печо­рин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о, романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского. «Маскарад» как романтическая драма. Психологизм. Арбенин — «демон», спущенный на землю. Гибель «гордого ума».

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»), Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях: «Старосветские помещики» идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское.

«Петербургские повести». Сочетание трагедии и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Герой в слове автора и в слове рассказчика («Шинель»). «Маленький человек» на ветрах вселенной. Бунт «маленького человека» и его бессмысленность.

Драматургия Гоголя. Комедия «Женитьба» и ее смысл. «Ревизор». «Миражная» интрига. Тип Хлестакова. Провинциальный город в «Ревизоре», Художественно-философский смысл.

«Мертвые души» — поэма о величии России. Трехтомный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Понятие о жанре в свете замысла Гоголя. Причина незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Духовный кризис Гоголя к «Выбран­ные места из переписки с друзьями». Белинский о первом томе «Мертвых душ», общем трехтомном замысле и автобиографических, исповедальных сочинениях Гоголя. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Гончаров — наследник Пушкина и «натуральной школы». Преодоление ограниченности, принципов «натуральной школы» в романе - «Обыкновенная история». Краткое содержание романа. Столкновение двух типов — романтика-идеалиста и реалиста - циника.

Роман «Обломов» Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа в их отношении к Обломову. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Доб­ролюбова. «Обломов.» Д. И. Писарева. «Обломов», роман И. А, Гончарова» А.. В. Дружинина). И. А. Гончаров как литературный кри­тик («Милъон терзаний»).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и инди­видуального, как проявление общего через индивидуальное.

Александр Николаевич Островский

Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Ранние произведения («Свои люди — сочтемся»). Драматургия славянофильского периода. Разрыв с «Москвитянином».

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибе­лью людей. Исторические пьесы и пьесы в народном духе («Снегурочка»). Прославление поэтически изображенных этических ценностей (добро, красота, любовь, справедливость). Пьесы об актерах и театре.. Пьесы о новых, европеизированных предпринимателях. Трагедия старого столичного и провинциального дворянства. «Бесприданница» как символ уходя шей в прошлое России праздных мечтательниц и обольстительно-прекрасных идеа­листок. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова, «После «Грозы» Островского» А. А. Григорьева) и на сцене. Малый театр как «Дом Островского».

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева. Романы Тургенева — художественная летопись жизни русского общества, их злободневность и поэтичность.

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе (Д. Писарев. «Базаров», Н. Страхов. «Отцы и дети» И. С, Тургенева»).

Теория литературы. Углубление понятия, о романе. (частная жизнь в исторической панораме. Герой-идеолог. Героини как носительницы историко-символического подтекста. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Тютчев, Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» — и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией), Любовь как стихийная, сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской, оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silenium!»,. «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...»,--«Как хорошо ты, о мере ночное...», «Я встретил вас, и всё былое...», «Эти. бедные селенья,..», «Нам не дано предугадать...» и др.

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судь­ба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Фет Афанасий Афанасьевич. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - прак­тичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики. Отказ от социальной лирики. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворе­ния: «Даль», «Шепот, робкое. дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега,..», «Летний вечер .тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом,..», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта,..» '«Певице», «Сияла ночь. луной был полон сад...». '

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Импрессионизм в поэзии (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических пере­живаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретиза­ция любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Религиозные мотивы и их социальная огласовка. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно!Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе». Поэмы: «Дедушка», «Кому на Руси жить хорошо».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Стиль как выражение художественной мысли писателя.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор). «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя. «Севастопольские рассказы», повести, созданные до «Войны и мира» («Метель», «Два гусара», «Альберт», «Три смерти»). Повесть «Казаки». Нравственные иска­ния Оленина.

«Война и мир»— вершина творчества Л. Н. Толстого. Творче­ская история романа. Своеобразие жанра и стиля: гармония философского, исторического и психологического мотивов, сочетание эпической манеры с летописным стилем, сатирой и глубоким лиризмом. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира» - вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный; Внутренний монолог как способ выражения «Диалектики души». Чередование картин войны и мира. 1870-е годы - период кризиса в творчестве Л. Н. Толстого.

Основные направления духовных исканий и их отражение в романах «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат». «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина». Нравственный закон в жизни человека и философская проблематика романа. Конфликт Анны с обществом: Левин и его раздумья о жизни, отражение в них опыта Л. Н. Толстого. Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого Повести послед­них лет образ жизненного пути -«Воскресение» как новый тип романа. Символический смысл названия. Обличение социально-нравственных основ современной жизни. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

Роман «Бедные люди». Его высокая оценка Белинским, Кружок Петрашевского. Арест, каторга и ссылка. Формирование иде­ологии «почвенничества». «Записки из Мертвого дома». Возвращение из ссылки и новые произведения («Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья»). Полемика с революционными демократами.

«Преступление и наказание» первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике.

Роман «Идиот». История замысла и образа князя-Христа. Идея «положительно прекрасного человека». Князь Мышкин и его судьба. Трагедия добра и красоты в мире. Христианское смирение и всепрощение как вечные этические ценности. Проблемы веры и неверия. Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Другие образы и их художественная роль в романе. Россия и Запад в раздумьях писателя. «Бесы» как роман-хроника и роман-памфлет. Роман «Подросток» и традиция «романа воспитания». Роман «Братья Карамазовы» как итог творчества писа­теля. Речь Достоевского о Пушкине. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа («Человек на часах», «Запечатленный ангел», «Левша»). «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нрав­ственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.

Теория литературы. Формы повествования. Проблема «сказа». Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов, Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека» («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий»). Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов («Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев» и др. Многообразие философско-психологичеекой проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев и др.».). Темы настоящей правды, социального и философского безумия :(«Дуэлъ», «Палата №.6»), конфликт обыденного,-и- идеального; судьба надежд и иллюзий в мире -трагической реальности, «футлярное» существование, образы -будущего — темы и проблемы рассказов Чехова; Рассказы по выбору; Попрыгунья», « Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Учитель словесности».

. Драматургия одна пьеса по выбору: 'Чайка», «Три сестры»,

«Дядя Ваня» или «Вишневый сад»).

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хо­зяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: «открытые финалы»,«музыкальность, поэтичность»., психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Подтекст; (начальные представления).

Уильям:Шекспир

повыбору учителя, например: монологиГамлета из Сцены пятой (1-й акт):, сцены первой); сцены четвертой • (4-й акт).

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения;

«Гамлет» — «пьеса на всё века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет» Гамлет как: вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы .Трагедия как драматический жанр.

Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст» (обзор с чтением отдель­ных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристи­ка особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и духа сомнения и неверия Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к ос­новной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Оноре де Бальзак. «Гобсек».

Краткие сведения о жизни и творчестве Оноре де Бальзака. Обзор структуры «Человеческой комедии» Бальзака. «Гобсек» — одна из ключевых повестей в многотомной «Человеческой комедии» Бальзака, этой всеобъемлющей картине современного писателю французского общества.

Изображение в повести разлагающей власти денег, бесчело­вечной морали продажного мира. Проблема нравственной стой­кости человека. Ростовщик Гобсек — социальный портрет бур­жуазии. Значение деталей в описании быта. Композиция повес­ти: особенности «рамочной» структуры.произведения, контраст­ное сопоставление образов графини де Ресто и Фанни Мальво. Общечеловеческое значение и жанровое своеобразие- повести Бальзака «Гобсек».

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск