Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 60.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер60.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место»
Цели: кратко познакомить учеников с фактами биографии Н.В.Гоголя, его циклом «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

2) развивать навыки выразительного чтения и пересказа текста;

3) познакомить с народными преданиями о кладах;

4) воспитывать интерес к изучению текста.

Оборудование: мультимедийный проектор, портреты Н.В.Гоголя, учебник.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок – диалог.
Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день. К нам в гости пришли ваши уважаемые учителя. Что же вы им пожелаете?

- Доброго здоровья!
1.Слово учителя о Н.В.Гоголе

Сегодня мы познакомимся с фактами биографии Н.В.Гоголя, его циклом повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», а также с народными преданиями о кладах, прочитаем повесть «Заколдованное место».

А сейчас я предоставляю слово учащимся 7 класса. Они вам расскажут о Н.В.Гоголе.

Ученица. Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика.

Детство его прошло в селе Васильевка, в имении отца, среди пышной украинской природы.

Пяти лет от роду Гоголь стал писать стихи. Однажды к отцу Гоголя заехал известный литератор В.В.Капнист и застал его сына за пером. Капнист спросил у мальчика, что он пишет. Никоша сказал, что сочиняет стихи. Гость стал просить прочесть их. Но юный сочинитель долго не соглашался. Капнисту удалось просьбами и ласками уговорить ребёнка.

Никоша отвёл его в соседнюю комнату и там прочёл свои стихи. Мальчик просил об этом никому не говорить. Капнист не выдал его секрета домашним. Однако, обнимая на прощание Никошу, предсказал, что из него выйдет большой писатель.

В семье все любили Никошу. Мать занималась его воспитанием. Отец писателя был одарённым человеком, любил литературу, сочинял забавные комедии.и часто брал сына к своему родственнику, у которого часто устраивались домашние спектакли. Именно они пробудили интерес у Никоши к театру.

Ученица. В 1818 году Гоголь поступил в Полтавское уездное училище, проучился там около двух лет, а затем был принят в 1821 году в Нежинскую гимназию высших наук.

Н.В.Гоголь учился плохо, особенно не успевал по языкам. Ему приходилось оставаться на каникулы в Нежине, чтоб догнать своих товарищей. Главные интересы Н.В.Гоголя в то время – чтение, рисование, театр. Он принимал участие в постановке спектаклей. В 1828 году Гоголь закончил Нежинскую гимназию и переехал в Петербург. Там он надеялся принести пользу на государственной службе. В Петербурге он сблизился с А.С.Пушкиным. Позже Н.В.Гоголь скажет: «Всё, что есть у меня хорошего, всем я обязан ему».

Ученица. В 1831 году выходит первый сборник повестей Гоголя «Вечеров на хуторе близ Диканьки», который приносит писателю известность. Все люди восторженно встретили это произведение. «Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нынешней литературе, что я доселе не образумился...», - писал А.С. Пушкин.

В «Вечерах сочетаются юмор, сатира и лирика, основное место занимают повести комические, бытовые; в них фантастика выступает как сатирический гротеск.

- Давайте объясним значение слов: юмор, сатира, лирика, фантастика, гротеск.

Первый сборник повестей Н.В.Гоголя из украинской жизни состоит из двух частей. В первую часть входят повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Во вторую часть - «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Васильевич Шпонька и его тётушка» и «Заколдованное место».

Учитель: А сейчас мы обратимся к повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».

Основой этой повести являются народные предания.

Ученик. Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи. Черти, бесы, разбойники – колдуны, злодеи – грешники. Охранять и указывать клады могут наделённые особыми свойствами пресмыкающие, животные: ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, чёрный кот, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающиеся описанию обличие. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «Медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот как улей, нос кривой, ручища – что твои грабли, рыло всё на сторону скошено… идёт это чудовище, кривляется на разные манеры и ревёт так, что земля стонет и гудит».

Ученик. Обычный знак клада – колеблющийся, перемещающийся огонёк. В Пермской губернии бытовало такое предание: «Жил-был бедняк- бобыль и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему пашенку, а пашня находилось невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном мегилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за ним. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, - почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за неё. Глядь – расступилась земля, - и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане увидел свечку. Бобыль тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал - таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своём обществе».

Ученик. По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота – не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом всё оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходит с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: Например, копавший отвечал подошедшему человеку, а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.

Учитель:

Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках:

«И рукою бы взял, да клад не даётся!»;

«Своя воля – клад, да черти его стерегут!»;

«Клад добудешь, зато домой не будешь».
- Ребята, легко ли найти клад?

Учитель: Издавна бытовали легенды о чудесных мастерах, кладоискательские сказы о неисчерпаемых богатствах Уральских гор, охраняемые тайной силой: Малахитницей, девкой Азовкой, гигантским змеем Полозом. Я говорю о сказах Павла Петровича Бажова. Мы познакомимся с его произведениями в 3 четверти. Вы успели познакомиться с некоторыми из них. «Жабреев ходок», «Голубая змейка».

- Кто в этих сказах помогает найти клад? (мураши, змейка)

- Всем ли они помогали? (только добрым, бескорыстным людям, а жадных, завистливых, ленивых наказывали)

Учитель: В сказах Бажова герои страдали, трудились, порой богатели, но счастливыми не становились.

-Как вы думаете, в чём же подлинное счастье? (в творческом труде)
2..Комментированное чтение повести «Заколдованное место».

Учитель: А сейчас мы прочитаем повесть «Заколдованное место». Читает

с начала и до слов «Не дошедши шагов – как бы вам сказать – на десять, он остановился».

Потом чтение по ролям эпизода «Дед и чумаки».

Учитель читает со слов «Волов распрягли и пустили пастись на траву…» до «стал резать по кусочкам и класть в рот».

Ученик: Что же вы, хлопцы, рты свои разинули? Танцуйте, собачьи дети! Где, Остап, твоя сопилка? А ну-ка козачка! Фома, берись в боки! Ну! Вот так! Гей, гоп!

Играет музыка (сопилка)

Учитель читает со слов «Я был тогда малый подвижной. Старость проклятая! Теперь уже не пойду так…» до «Нечего делать, назначить, по крайней мере, место, чтобы не позабыть после!»

Потом текст читают ученики:

Первый ученик: «Вот, перетянувши сломленную, видно вихрем…» до «Иной раз такую запоёт песню, что губы станешь кусать»

Второй ученик: «На другой день, чуть только стало смеркаться в поле…» до «А чтоб ты, проклятый сатана, не дождал детей своих видеть!»

Третий ученик: «А дождь пустился, как будто из ведра» до «Правда, семена ему что – то издалека достались».

Играет музыка («Мёртвая тишина»)

Учитель читает со слов «Ввечеру, уже повечерявши, дед пошёл с заступом…» до «…качнулись деревья и деду забрызгало всё лицо».

Чтение по ролям:

Дед, птичий нос, баранья голова, баран, медведь.

Учитель читает от слов «Со страхом оборотился он…» и до конца.
3. Подведение итогов.

Сегодня мы на уроке познакомились с биографией Н.В.Гоголя, прочитали его повесть «Заколдованное место».

- К каким эпизодам подготовили рисунки?
4.Анализ и оценка итогов работы.
5.Домашнее задание

*прочитать статью «Из воспоминаний современников о Н.В.Гоголе»

*изучить сноски к повести: знать значение слов

*подготовить пересказ повести

Словарь:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие.

Жеманство – лишённый красоты и естественности.

Чопорность – чрезмерно строгий.

Теплится – горит слабым пламенем.

Полою – нижняя часть пиджака.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск