Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 183.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер183.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Использование внутрипредметных связей в процессе работы над текстом художественного произведения

Козлова Светлана Владимировна, г. Владимир, МОУ «СOШ № 29», учитель, e-mail: cvetlana1171@mail.ru

Цель преподавания литературы в школе - воспитание интеллигентного человека, культурного читателя, обладающего развитым вкусом, способного воспринимать литературу не только на фабульном уровне и не только затрагиваемые в ней проблемы – но, прежде всего как явление эстетическое, вид искусства. Подготовленный читатель всегда отличит подлинное произведение искусства слова от суррогата и будет испытывать потребность в чтении настоящей литературы.

С другой стороны, сегодня перед нами стоят стандарты ЕГЭ. Да и для того, чтобы понять литературное произведение, необходимо приобрести читательскую квалификацию. Эта задача также является целью и содержанием литературного образования.

А путь приобретения детьми читательской квалификации очень непрост. Мы пытаемся научить самостоятельному глубокому эстетическому анализу художественного текста, умению воспринимать текст как знаковую систему, произведение – как систему образов, видеть способы создания художественного образа. Но главное, хотелось бы, чтобы ребята испытывали наслаждение от восприятия текста и умели создавать свои интерпретации художественного текста.

Естественно, что даже ученики одного класса воспринимают прочитанное совершенно по-разному. Проблемы, поставленные писателем-классиком, могут оставить учащихся равнодушными. Вижу свою задачу в том, чтобы помочь школьникам услышать, как звучит авторский текст сегодня. Именно так начинается погружение в глубины художественного мира писателя. При этом необходимо активное участие каждого ученика в процессе постижения, проникновения, истолкования.

Очень плодотворен в этом направлении приём сопоставления литературных произведений. Важность использования этого приёма очевидна, поскольку школьный историко-литературный курс - это не ряд стоящих в литературе произведений, а единый литературный процесс, в котором всё тесно взаимосвязано. При таком подходе создаётся целостное восприятие литературы, где каждое произведение является следствием предыдущих и в то же время служит опорой, основой для последующих творений. Учащиеся должны ощущать оригинальность, неповторимость каждого произведения, но в то же время осознавать его глубокую связь с другими, чувствовать связь времён, поколений, методов.

Кроме того сопоставительный анализ позволяет глубже осознать своеобразие творческой манеры писателя или поэта, открыть для себе более осознанно систему нравственных ценностей авторов, развивает аналитические умения учащихся ,поскольку заставляет проводить сопоставительно- стилистический эксперимент.

Предлагаю вашему вниманию урок, в котором нравственно-эстетическая направленность произведения обостряется через поисково-исследовательский метод анализа текста, включающий проведение литературных параллелей, работу над семантикой слова.

Цели данного урока скорее воспитательные и развивающие, нежели обучающие. Хотя выявить позицию Гоголя по отношению к личности человека и ценности человеческой жизни довольно сложно для учащихся данного возраста. И обучающие цели являются одновременно развивающими и связаны с воспитательными. Выявляя позицию Гоголя по отношению к личности человека и ценности человеческой жизни, мы обостряем нравственно-эстетическую направленность произведения и доказываем, что без высокого смысла жизни и самоуважения нет личности.

Цели урока обсуждаются, согласуются с учащимися. Раскрывая их, постоянно обращаемся к теме, фиксируя дальнейшее продвижение к её раскрытию.

Урок на тему «ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕЩЬ В ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ».

Цели урока:* образовательная: 1.Выявить новое в раскрытии образа «маленького человека»

2.Выявить позицию Гоголя по отношению к личности человека и ценности человеческой жизни.

3.Формировать умение вдумчиво работать с художественным текстом.

*Развивающая: 1.Развитие мышления, умения исследовать, интерпретировать изучаемый текст, анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать и различать проблемы, объяснять прямое и символическое значение слов и их роль в тексте.

2. Развитие творческих способностей (иллюстрации, инсценирование, творческое воображение, выразительное чтение)

3.Развитие коммуникативных способностей, умения аргументированно доказывать свою точку зрения, не ущемляя прав собеседника.

Воспитательная: 1.Через обострение нравственно-эстетической направленности повести внушить мысль об уважении каждого человека.

2.Доказать, что без высокого смысла жизни и самоуважения нет личности.

ХОД УРОКА.

(НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ ТЕМА УРОКА И ДВА ВЫСКАЗЫВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ЭПИГРАФОВ:»ОН ПРОПОВЕДОВАЛ ЛЮБОВЬ ВРАЖДЕБНЫМ СЛОВОМ ОТРИЦАНЬЯ» Н.А.НЕКРАСОВА, «ВСЕ МЫ ВЫШЛИ ИЗ «ШИНЕЛИ» ГОГОЛЯ» Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.)

Изучая комедию Гоголя «Ревизор», мы совершали прогулки по губернскому городу.

Сегодня мы отправимся на улицы Петербурга с его бесконечной круговертью шинелей, вицмундиров и носов.

?Как живётся человеку здесь, в этом городе, олицетворяющем государство?

Об этом знал сам Н.В.Гоголь, которого Петербург встретил очень неласково.

Давайте посмотрим на один день Гоголя в Петербурге.

(Рассказывает заранее подготовленный ученик.)

Значит, создавая цикл «петербургских повестей», автор опирался на реальные события.

? А какими являются события повести Гоголя «Шинель»: реальными или фантастическими?

Реальными, за исключением истории с привидением.

«Лучшее, что вы написали,»- так оценил повесть Белинский.

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя,»- сказал Достоевский, а, может быть, и Тургенев. Впрочем, это не так уж важно. Ибо мы -русская литература. Итак, почему «Мы»-русская литература- вышли из шинели, небольшой повести Гоголя?

Какую цель преследовал автор, создавая эту повесть?

Обратимся к тексту. О чём или о ком эта повесть?

О человеке.

?Почему тогда повесть о человеке называется «Шинель»? Тема нашего урока сегодня -«Человек, лицо, вещь…».Отвечая на поставленный вопрос, попытаемся выделить главную проблему повести- за что был наказан Акакий Акакиевич?

Какие ещё задачи стоят перед нами на уроке?

1Зачем Гоголь вновь обращается к теме «маленького человека»?

2.Что нового внёс автор в раскрытие этой темы?

3.О чём скорбит Гоголь в этой повести, над чем иронизирует?

Попробуем подобрать ассоциативные ряды к этим словам и подумаем: как надо расположить данные слова?

ЧЕЛОВЕК, ЛИЦО, ВЕЩЬ. Человек- лицо- вещь. ЧЕЛОВЕК

ЛИЦО

ВЕЩЬ

?Присоединим эти слова как однородные понятия, равные или построенные по принципу градации?

Человек- личность- гражданин- мужчина –существо-общество-чиновник

Лицо- личность-человек- личность-особа-персона-лик.

Вещь-предмет.

Значит, слова «человек» и «лицо» являются контекстуальными синонимами.

Человек, не имеющий лица- безликий человек, т.е. человек, не имеющий внутреннего мира, индивидуальности.

Из-за чего заболел и умер Башмачкин?

Из-за того, что у него украли шинель.

Значит, человек ушёл из жизни из-за вещи?

Нет, его погубил ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЛИЦО.

Попробуем проследить, почему лицо и вещь смогли погубить человека? И всякого ли человека можно этим погубить?


ЧЕЛОВЕК

ЛИЦО

ВЕЩЬ

1.Что настораживает в рассказе о рождении главного героя?

1.С какими лицами знакомит нас автор?

1.Главная вещь повести?

А)он как будто родился уже готовым ЧИНОВНИКОМ «совершенно готовым и с лысиной на голове.»

А)Сам герой не имеет лица:»..низенького роста, несколько рябоват, рыжеват, подслеповат..»б) Портной Петрович, нет описания его лица.

А) тощенькая шинелишка-капот Акакия Акакиевича, из-за которой он побежал к Петровичу.

Б)не имеет собственного имени, назван по отцу.

Б)жена носит чепчик, но тоже без лица

Б)ШИНЕЛЬ из сукна наилучшего с воротником из кошки, что похожа на куницу.

В)не очень замечательный, т.е. отличный от других.

В)На табакерке Петровича- портрет генерала с заклеенным лицом




Г)мать – чиновница и очень хорошая женщина

Г) Петрович «сжал значительно губы»




2. Отношение к работе:

2.Роковая встреча со значительным лицом




А) он «жил в своей должности» Это плохо или хорошо?







Б) жизни вне должности у него не существовало.




Последнее одеяние Акакия Акакиевича -дешёвый сосновый гроб.

В) «служил ревностно… с любовью» Был энтузиастом.

Почему не уважали сослуживцы? (неопрятен,




«…вещей не опечатывали…именно пучок гусиных перьев, дцать белой казённой бумаги…»

похож на муху, не может







постоять за себя)







Г)когда чувствуем жалость?







«Оставьте меня…»







Г)»Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое..»







Д)»..на другой день уже сидел новый чиновник»







Кто же такой Акакий Акакиевич Башмачкин: «маленький человек или «рыцарь бедный», совершающий подвиги самопожертвования, «нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели»?

1. –«маленький человек», т.к. он не способен к любой мало-мальски сложной работе.

А)Он примитивен и даже туп. Его внутренние монологи состоят из бесконечного «того-сего».

Когда одним добрым директором ему была предложена более сложная работа, то Акакий Акакиевич, вспотев совершенно, попросил:»Лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Б)Не способен постоять за себя, боится всех, особенно начальство. Поэтому «начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически», а сослуживцы «подсмеивались и острили над ним»

? Только поэтому?

- Он раздражал всех тем, что был не похож на других, не сердился на обидные слова, жестокие шутки, был, как говорят, не от мира сего, не умел осадить, накричать.

? А может, не хотел?

- Долготерпение и страдания Акакия Акакиевича заставляют вспомнить и жития святых. Голландский учёный Дриссен провёл параллель между этим персонажем и легендарным монахом Акакием, о котором узнал по одному из сборников ЧЕТЬИ –МИНЕИ.

Суть легенды: «Св. преподобный Акакий жил в 6-м веке. Жил 9 лет в послушании у одного зловредного старца и безропотно переносил все огорчения и в точности исполнял всякие приказания. Когда умер, то на вопрос:»Умер ли он?» отвечал из гроба:»Не умер, ибо делателю послушания невозможно умереть». Старец раскаялся тогда в своей жестокости и остаток жизни своей провёл богоугодно». (И.Бухарев «Жития всех святых» )

-Найдите моменты переклички с каноном жития.

А)Это бесконечное терпение и покорность Акакия Акакиевича, которого ничего не могло вывести из себя- «только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, МЕШАЯ ЗАНИМАТЬСЯ СВОИМ ДЕЛОМ, он произносил»Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Высшей обидой для него является невозможность «заниматься своим делом». А восклицание- «зачем вы меня обижаете?»- это скорее голос малого существа, ребёнка…

Б) послушание Башмачкина;

В) аскетизм, т.е.строгий образ жизни с отказом от жизненный благ и удовольствий.

«Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучнистого света… И всегда что-нибудь прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка; к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь…»

«Приходя домой, он садился в тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесённые на дом.»

«..даже тогда, когда всё стремится развлечься, Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.»

г) уединение, молчание, уклонение от любых возможностей возвышения;

д)внутренняя сосредоточенность на своей задаче.

?Можно ли назвать такую жизнь счастливой? И чувствовал ли себя таковым Акакий Акакиевич?

-Конечно, никто из нас не хотел бы жить так. Но он был счастлив именно потому, что занимался любимым делом.

?Чем была для него работа? Почему всё, кроме неё, не имело для него никакого значения?

Переписыванье было для него страстью, проникнувшей в самую глубь души.

«Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслажденье выражалось на лице его; некоторые буквы были у него фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которое выводило перо его».

Поэтому его и не интересовал мир, в котором он существовал. Именно погружение в этот «Свой приятный мир» и делало его счастливым, этот мир и был для него настоящей жизнью. Могли ли сравниться с этим какие-то развлечения?

«Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало».Даже перед лицом целого шквала соблазнов и раздражителей адского города-ночного Петербурга он умел сохранить голубиное спокойствие сосредоточенного на своём деле подвижника.

«Написавшись всласть, он ложился спать, УЛЫБАЯСЬ заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то БОГ ПОШЛЁТ ПЕРЕПИСЫВАТЬ завтра.».

?Какие слова доказывают, что это можно считать не простой работой, а высоким уделом.?

«он служил с любовью», «умел быть довольным своим жребием».

? Но давайте внимательней посмотрим на значение слова «ПОДВИЖНИК».

(Работа по толковому словарю) Первое значение слова-«монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу»- не подходит для Башмачкина определённо.

Может подходит второе значение-«человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОЙ ЦЕЛИ»?

Вряд ли переписывание или лишения во имя покупки шинели можно считать высоким уделом.

Акакий Акакиевич «несколько даже на вид ПОДСЛЕПОВАТ», устремлял свой подслеповатый взгляд на бумагу, НЕ ГЛЯДЯ, кто ему подложил и имел ли на это право».

ВЗГЛЯД его -отрешённый взгляд творца. Поэта. Улицы видятся ему строками, сам он- буква. Его жалели, ему сочувствовали, его забитостью возмущались. Но Башмачкин всматривался именно в эту актуальную реальность, и смотреть на другую не мог и не хотел.

«Нет, лучше и не глядеть»,- подумал Акакий Акакиевич, переходя площадь. И шёл он, «Закрыв глаза, и когда открыл их…» Открыл глаза – катастрофа.

Значит можно, говоря о Башмачкине, заметить высокое спокойствие подвижника, таинственную внутреннюю жизнь, бесконечно далёкую от лихорадочной суеты окружающего мира. Но можно говорить также и о страшной узости кругозора, об убожестве интересов.

?Какого героя напомнил вам Акакий Акакиевич? И чем?

-Самсона Вырина из повести Пушкина «Станционный смотритель».

«Маленький человек» Самсон Вырин, как и Башмачкин, жалкий, ограниченный, униженный и унижаемый всеми чиновник; видит в Минском не человека, полюбившего его дочь, а высокоблагородие. Но автор пишет о нём без иронии, поскольку Вырин имеет чувство собственного достоинства: «сердце старика закипело, когда он увидел деньги от Минского за обшлагом рукава, «слёзы негодования навернулись на глазах его». Как любящий отец он трогателен и величественен в своём горе. А умирает Самсон Вырин не от потери вещи, а от горечи беспросветного одиночества. Башмачкин же никогда не испытывал потребности в заботе о другом ЧЕЛОВЕКЕ.»

-Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник».

Чем?

1. Пушкин даёт подзаголовок к поэме «Петербургская повесть».

1.Повесть Гоголя «Шинель» входит в цикл «Петербургские повести».

2.Сходный сюжет

Мелкий петербургский чиновник сталкивается с безличными силами природы и государства и погибает в этом столкновении, никем не оплаканный, никому не нужный.

3.Сходны сами герои.

А) Евгений - незначительный, бедный, лишённый дарований, замкнутый в сфере узколичных забот.

А) Башмачкин-униженный, подавленный человек, узкий кругозор, убогие интересы.

Б)не имеет фамилии. (типичен)

Б) не имеет собственного имени (безлик)

В) сначала снижен в глазах читателя, мечты его прозаичны:

«Жениться? Мне? Зачем же нет?

Оно и тяжело, конечно;

Но что ж, я молод и здоров;

Трудиться день и ночь готов…»

В)подробности, которые диссонируют с идиллией: «…хлебал наскоро свои щи…и ел всё это с мухами и со всем тем, что не посылал бог на ту пору.»

Г)мечтания героя окрашены в цвета идиллии («Приют смиренный и простой»)

Г)«Он служил с любовью», «умел быть довольным своим жребием».

!Совмещение низкого и возвышенного открывает «простое величие простых людей», стиль гармонии.

Соседство высокого и низкого создаёт противоречия, диссонансы, т.к. пошлость для Гоголя- нечто презренное, смехотворное, низменное.

Акакий Акакиевич, подобно Евгению, переживает историю трагической любви, где есть и страстная одержимость, и жертвы, и грёзы, и рыцарское служение любимой, а потом ужасная утрата в минуту счастья, невыносимое потрясение и гибель.

Но место возлюбленной в жизни героя занимает шинель, все его переживания относятся именно к ней, обыкновенная вещь оказалась заместительницей идеала, заместительницей всех высших духовных ценностей. Башмачкин= шинели, человек= вещи. Это одновременно трогает и как-то пугает, вызывает жалость и чувство неловкости, рождает разом и смех, и смятение.

? Почему это произошло?

Сначала шинель была для Башмачкина жизненной необходимостью,(докажем это, посмотрев инсценировку «Башмачкин и Петрович», который тоже хочет быть значительным) но потом ему захотелось, чтобы и сукно наилучшее, и воротник из кошки, которая издали была бы похожа на куницу. И вот шинель на его плечах. Раз в жизни он ощутил свою значительность. Нет, не благодаря своим достоинствам, а благодаря шинели!

?Как изменила новая шинель Акакия Акакиевича? Меняется ли стиль повествования и почему?

Стиль становится более ироничным.

«Зато он питался духовно, нося в мыслях вечную идею будущей шинели».

«Как будто женился», вещь= «приятной подруге жизни».

« мелькали дерзкие и отважные мысли: не положить ли куницу на воротник?»

Ещё в ожидании шинели «существование его сделалось как- то полнее, как будто бы он женился.. Он сделался как-то живее, даже твёрже характером… С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность..»

Он начал беспричинно смеяться, усмехаться и даже изменил своему любимому делу:»Пообедал он весело и после обеда уже ничего не писал, и так немножко посибаритствовал на постеле».

Наступил ТОРЖЕСТВЕННЕЙШИЙ день в жизни Башмачкина (Зачитать).

-Работа над словом. Примерка шинели – это самый важный, величавый и серьезный день в жизни человека.

Башмачкин был признан чиновниками. Почему?

Был признан как равный (ИЗ-ЗА ВЕЩИ) , его даже пригласили в лучшую часть города.

Как дано описание этой «лучшей» части?

Как и Невский проспект оно дано через внешнее- одежду: «На стенах висели всё шинели да плащи, между которыми некоторые были даже с бобровыми воротниками или с бархатными отворотами». Значит, значительность человека определяется по стоимости вещи- воротника. Возвращаясь с вечера, «в весёлом расположении духа даже подбежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою… ».

? Но было ли стремление к значительности естественным для нашего героя?

Для других - да, а для него – нет. И на вечеринке ему неуютно.

Здесь люди снова перемешаны и стоят рядом с вещами:»..перед ним мелькнули в одно время свечи, чиновники, трубки, столы для карт..»-Метонимия.

Люди здесь не видят друг друга. Акакий Акакиевич «засматривал тому и другому в ЛИЦА и чрез несколько времени начал зевать, чувствовать, что скучно.» Почему?

На смог ничего интересного увидеть в этих лицах.

«Иные холодные, мёртвые лица

Закрыты решётками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живёт и не смотрит в окно, »- пишет Н.А.Заболоцкий в стихотворении «О красоте человеческих лиц»

И по дороге домой он

чувствует себя не лучшим образом, как будто предчувствуя беду. А когда ему стало страшно?

Когда «потянулись… пустынные улицы…сделались ещё глуше и уединеннее, фонари стали мелькать реже… нигде не души.»

Какие образы являются самыми главными, символичными?

Это образы площади- пустыни, окна и фонаря.

Какими мы видим площадь в Петербурге?

Это огромное, безлюдное пространство. Акакий Акакиевич вступает на «бесконечную площадь», «с едва видными на другой стороне её домами, которая глядела страшною ПУСТЫНЕЮ»; «он оглянулся назад и по сторонам: точное МОРЕ вокруг него».

Что символизируют пустыня и море? Почему именно с ними ассоциируется площадь?

Претерпевающий несчастье обречён на одиночество; помощь далека и чуть ли не беспредельна (будочник с алебардой рисуется как бы находящимся на далёкой береговой кромке, не имеющим никакого желания пускаться в морскую пучину).

В чём аномальность этой площади?

В её безлюдности, ведь площадь- это центр общения, важнейший пункт коммуникации. Вспомните строки из «Тараса Бульбы»: когда «путники выехали на обширную площадь, где обыкновенно собиралась рада», то увидели толпу веселящихся и танцующих. А здесь

человека грабят и унижают именно в том пространстве, которое несёт значение общности и взаимосвязанности.

А что символизируют ОКНА?

Окна - это своего рода глаза домов. В городе, где индивидуальная жизнь протекает скрыто и уединённо, окно представляет возможность увидеть её с домашней, неофициальной стороны. Но характерно, что когда Акакий Акакиевич приближался к роковому месту, к площади, «печально чернели С ЗАКРЫТЫМИ СТАВНЯМИ заснувшие низенькие лачужки». Город словно ЗАКРЫЛ ГЛАЗА, не желая видеть беды, которая подстерегает героя.

Когда же Башмачкин пустился в рискованный путь – на вечеринку, то остановился перед освещённым окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина». Здесь окно, как дурной или исполненный гипнотической силы глаз, источает опасный соблазн или угрозу.

Перед роковым ограблением «Сердце его предчувствовало что-то недоброе.»

!Выразительное чтение сцены ограбления.

Видим ли мы лица грабителей?

Нет, это были «какие-то люди с усами».

? Какую роль здесь играют зимние холода? В чём их ненормальность?

Заметна особая продолжительность этих холодов. Необходимость шить новую шинель обнаруживается с наступлением морозов, то есть в начале зимы. Затем Башмачкин долго ожидает награждения к празднику. Наверное, это рождество. Потом проходит ещё два-три месяца «небольшого голодания», деньги на шинель собраны. Петрович шьёт её две недели, после чего наступает торжественный день и очень кстати, «потому что начинались уже довольно крепкие морозы». Но ведь должен наступить апрель!

Через два дня ограбленный Акакий Акакиевич отправляется с просьбой к «значительному лицу». Возвращаясь, он идёт «по вьюге», простужается и вскоре умирает. Через несколько дней в департаменте узнают о его смерти, а ещё чуть позже «значительное лицо» сталкивается с призраком- и опять посреди всё той же зимней вьюги: »Изредка мешал ему однако…порывистый ветер, который выхватившись вдруг, бог знает откуда и нивесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега». Уж чуть ли не май на дворе, а морозы всё не кончаются и не кончаются.

Создаётся поэтическая атмосфера ВЕЧНОГО ХОЛОДА.

Время как бы останавливается, и холод воспринимается как вечное состояние этого мира.

Гибель героя посреди холода и мрака бесконечной зимы соотносится с ХОЛОДОМ БЕЗДУШИЯ, ОКРУЖАВШИМ ГЕРОЯ ВСЮ ЖИЗНЬ.

А тут ещё эта нелепая попытка найти защиту у «значительного лица».

Давайте посмотрим инсценировку этого эпизода и подумаем над вопросом: мог ли разговор сложиться иначе?

-Да, если бы в кабинете не было третьего лица- свидетеля, перед которым нужно сыграть, как перед зеркалом роль крутого начальника.

- Вряд ли. Ведь значительным лицом он стал совсем недавно и всеми силами «старался усилить значительность многими средствами»: требовал, чтобы встречали его ещё на лестнице, являлись по докладу, учился говорить «голосом отрывистым и твёрдым»

Очень боялся «уронить своё значение», о поэтому изо всех сил старался быть очень строгим, не общался с людьми ниже чином. Поэтому и без свидетеля не отнёсся бы к беде Акакия Акакиевича с пониманием.

? Что же происходит с человеком, поднявшимся выше других по служебной лестнице?

Он перестаёт быть человеком, не видит лица просящего о помощи, а смотрит только на форму: а) во что одет:»…увидевши старенький вицмундир…»,

Б) соблюдена ли форма подачи прошения

? Почему устроил «распекание»?

Башмачкин осмелился критиковать государственное устройство, выступить «против начальников и высших»!

Всё встало с ног на голову: форма и содержание, внешне и внутреннее поменялись местами. Ценность человека определяется по формальным признакам, по внешним данным- одежду, чину, дому… Но иначе и быть не может: такова суть государственного устройства. И Гоголь взывает: нет ничего ценнее ЧЕЛОВЕКА!

Но скорбим мы не только о гибели человека, о гибели несостоявшейся личности, которая осмелилась на протест только после смерти.

Мы скорбим о гибели самого звания человека, когда людей делят на «Маленьких и Значительных».

Вспоминаем эпиграф к нашему уроку. Объясните его, он стал афоризмом. Кто это «мы»?

Достоевский говорил о писателях – все русские писатели 19-го века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику!

Зачем Гоголь, написал эту повесть и чем отличается раскрытие образа «маленького человека» от пушкинского обращения к этой теме?

Звучит горькая ирония.

?Какой идей проникнута повесть?

Идеей милосердия. Только лично пережитая встреча с привидением вызывает потрясение и способна поколебать устоявшийся стереотип человеческого поведения.

?Какую заповедь нарушили все герои?

О любви к ближнему своему как самому себе.

Акакий Акакиевич не способен возлюбить даже самого себя и поэтому других полюбить не может. Сердце ЧЕЛОВЕКА ЗАНЯЛА ВЕЩЬ.Она же погубила его, также как и люди без лиц, безликие, бесчеловечные существа, винтики в бюрократической системе города-призрака, города-погубителя человеческих жизней.

Значит, и написал эту повесть Гоголь для того, чтобы изменить что-то в духовно-нравственном облике людей, ведь «Каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно»- говорил Николай Васильевич.

«Пусть каждый входящий в этот храм, наступит на моё сердце, чтобы я слышал боль его»-написано на плите, под которой похоронен царь Давид».

Я думаю, что каждый из вас, почувствовав ту боль, что испытывает несчастный Акакий Акакиевич, научится слышать и понимать боль любого человека: маленького или всесильного, ничтожного или сильного.

Позже мы будем говорить о том, как развивают эту тему Ф.М.Достоевский в повести «Бедные люди» и другие писатели.

Рефлексия.

Выставление оценок.

Домашнее задание разноуровневое:

Ответить на вопрос: 1) Почему реальная повесть заканчивается фантастическим эпизодом?

2) Может ли человек быть маленьким?
3)Сопоставить Акакия Башмачкина с Юшкой из одноимённого рассказа А.П.Платонова.

Литература:

1. Гоголь Н.В. Повесть Шинель // М. Издательство «Правда» 1989

2. В. Маркович Петербургские повести Н.В.Гоголя // Ленинград «Худ. литература»

3. Архангельский А.Н. Стихотворная повесть А.С. Пушкина «Медный Всадник» // М. Высшая школа. 1990

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск