Скачать 161.37 Kb.
|
МОУ «…какая?.. СОШ …какого?.. района …какой?.. области» Урок-изучение биографии писателя Подготовила учитель русского языка и литературы ФИО 2009 Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности знаменитых писателей России. создать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, исследовательских способностей; содействовать развитию умения общаться. Оборудование: компьютерная презентация «Н.В.Гоголь», «Памятники Н.В.Гоголю», презентация-викторина «Герои произведений Н.В.Гоголя»; Индивидуальные карточки публикации; Таблицы с цветными карточками для групповой работы. Словарь к уроку Т. Г. Пащенко — товарищ Гоголя по Нежинской гимназии. Контрабанда — тайный беспошлинный провоз товаров через границу, в данном случае — запрещенное чтение. Г. Р. Державин (1743 —1816) — русский поэт. М. С. Щепкин (1788—1863) — один из величайших русских актеров-комиков. А. С. Данилевский (1809 — середина 80-х) — ближайший друг Гоголя, товарищ по Нежинской гимназии. Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Ревизия, инкогнито, беллетристика I. Оргмомент. 1. Вступительное слово учителя. – Задумайтесь о том, что значит для каждого из нас временной отрезок в 200 лет? - На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве человека, который родился почти два столетия назад, - это Николай Васильевич Гоголь. В 2009 году исполняется 200 лет со дня его рождения. 2. Постановка задач урока. Целеполагание. - Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в пополнении наших сведений и знаний об этом замечательном писателе. Нам предстоит выполнить много различных видов работ, но самая главная задача: заполнить публикацию хроники жизни Н.В.Гоголя, на основе моего рассказа. Пусть же наш урок поможет каждому из нас открыть для себя нового Н.В.Гоголя. II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Что такое ассоциации? Словарная работа со словом на доске: Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Для того, чтобы проверить узнали ли мы что-либо новое на уроке и насколько, проведём творческую работу. Запишите в тетради с красной строки все ассоциации, которые возникают у вас в связи с именем Н.В.Гоголя. И оставьте несколько строк, чтобы в конце урока можно было продолжить этот ряд ключевых слов новыми сведениями о писателе, т.к. не может быть такого, чтобы мы не узнали ничего нового на уроке. (можно провести устно эту работу).
- С его творчеством мы знакомились в 5, 6, 7 классах и многие герои его книг нам знакомы. Поэтому я предлагаю вспомнить эти произведения и героев. (На основе презентации вашего одноклассника «Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя»). III. Изучение нового материала. 1.Заполнение публикации хроники жизни Н.В.Гоголя. Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учителя с дополнительной графой, продразумевающей отдельные совмещенные этапы урока, если класс сильный возможен вариант дополнительных пробелов в других графах)
Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учащихся)
IV. Первичное закрепление материала 1.Учитель представляет учащимся вопросы на обороте доски: - Каким событиям в жизни Н.В.Гоголя соответствуют следующие даты – 1809г. (рождение), 1821-1828гг. (учеба в Нежинской гимназии), 1836г. (постановка «Ревизора»), 1848 г. (путешествие в Иерусалим, переезд в Петербург в дом А.Н.Толстого на Никитском бульваре), 1852 г. (кончина писателя)? - Назовите основные произведения и сборники Н.В.Гоголя. 2. Разделить яркой линией в публикации хроники жизни на 3 творческих периода (на основе презентации) III Продолжение изучения нового материала 1). Знакомство с памятниками Н.В.Гоголю. А) Чтение стихотворения А.Городницкого. Два Гоголя Два Гоголя соседствуют в Москве. Один под облаками дымной гари Стоит победоносно на бульваре, И — план романов новых в голове. Другой неподалеку, за углом, Набросив шаль старушечью на плечи, Сутулится, душою искалечен, Больною птицей прячась под крылом. Перемешен он с площади за дом, Где в тяжких муках уходил от мира, И гость столицы, пробегая мимо Его заметит, видимо, с трудом. Два Гоголя соседствуют в Москве,- Похожи и как будто не похожи: От одного – мороз дерёт по коже, Другой – сияет бронзой в синеве. Толпой народ выходит из кино, А эти две несхожие скульптуры – Два облика одной литературы, Которым вместе слиться не дано. (Александр Городницкий. Поэт-бард) В) Знакомство с фотографиями памятников. Установка: определить, кому принадлежат памятники, на основе сообщений учащихся. Г) Сообщения учащихся. Два памятника Н. В. Гоголю В Москве есть два памятника великому русскому писателю Н. В. Гоголю. Один — во дворе дома номер 7 по Никитскому бульвару, второй — в начале Гоголевского бульвара на Арбатской площади. Памятник Н. В. Гоголю во дворе дома по Никитскому бульвару был создан в 1909 году к 100-летию со дня рождения писателя. Его авторы — скульптор Н. А. Андреев и архитектор Ф. О. Шехтель. Вначале этот памятник находился на одном из московских бульваров, впоследствии названном именем Гоголя. В 1959 году, в связи со 150-летием со дня рождения Гоголя, этот памятник был перенесен и установлен перед домом, где писатель провел последние годы жизни. Здесь Гоголь готовил к изданию собрание своих сочинений, встречался с писателями, художниками, актерами. В это время он пережил тяжелую душевную драму. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег подготовленный к печати второй том «Мертвых душ», а спустя 10 дней — скончался. Памятник изображает Гоголя в последние годы жизни, в период душевного потрясения и надлома. В скорбной задумчивости сидит он на скамье, закутавшись в плащ, сидит, низко опустив голову. Пьедестал памятника из черного полированного гранита опоясан со всех сторон бронзовыми барельефами персонажей из произведений Гоголя. Второй памятник Н. В. Гоголю, который был установлен в 1952 году к 100-летию со дня смерти великого русского писателя на Гоголевском бульваре, создан скульптором Н. В. Томским и архитектором Л. Г. Голубовским. Гоголь изображен во весь рост в крылатке, в левой руке он держит книгу. На постаменте надпись: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза. 2 марта 1952 года». Д) Самостоятельная работа Определите основной замысел скульпторов, используя ключевые слова, заполните таблицу.
Ключевые слова: грусть, скорбь, жизнерадостность, гордость, уныние, бодрость, уверенность, торжественность, жизнелюбие, сострадание, душевность, пессимизм, сердечность, чуткость, сочувствие, торжествующий. Вывод: - Какие же чувства выразили скульпторы в своих работах? Боль утраты официальное уважение Д) Знакомство с презентацией «Российские памятники Н.В.Гоголю» V. Контроль и обобщение знаний, полученных на уроке Методика ассоциаций. Назовите ассоциации, которые вызывает у вас имя Н.В.Гоголя VI. Домашнее задание. Подготовить сообщения и жизни и творчестве Н.В.Гоголя, с.203 статья в учебнике «Предварительные замечания к комедии «Ревизор». VII. Итоги урока. |