Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 161.37 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.04.2014
Размер161.37 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «…какая?.. СОШ …какого?.. района …какой?.. области»

Урок-изучение биографии писателя



Подготовила учитель

русского языка и литературы

ФИО

2009
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению биографии и творческой деятельности знаменитых писателей России.

создать благоприятные условия для развития коммуникативных, творческих, исследовательских способностей; содействовать развитию умения общаться.

Оборудование: компьютерная презентация «Н.В.Гоголь», «Памятники Н.В.Гоголю», презентация-викторина «Герои произведений Н.В.Гоголя»;

Индивидуальные карточки публикации;

Таблицы с цветными карточками для групповой работы.

Словарь к уроку

Т. Г. Пащенко — товарищ Гоголя по Нежинской гимназии.

Контрабанда — тайный беспошлинный провоз товаров через границу, в данном случае — запрещенное чтение.

Г. Р. Державин (1743 —1816) — русский поэт.

М. С. Щепкин (1788—1863) — один из величайших русских актеров-комиков.

А. С. Данилевский (1809 — середина 80-х) — ближайший друг Гоголя, товарищ по Нежинской гимназии.

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Ревизия, инкогнито, беллетристика
I. Оргмомент.

1. Вступительное слово учителя.

– Задумайтесь о том, что значит для каждого из нас временной отрезок в 200 лет?

- На сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о жизни и творчестве человека, который родился почти два столетия назад, - это Николай Васильевич Гоголь. В 2009 году исполняется 200 лет со дня его рождения.

2. Постановка задач урока. Целеполагание.

- Задача, которую мы ставим перед собой, заключается в пополнении наших сведений и знаний об этом замечательном писателе. Нам предстоит выполнить много различных видов работ, но самая главная задача: заполнить публикацию хроники жизни Н.В.Гоголя, на основе моего рассказа. Пусть же наш урок поможет каждому из нас открыть для себя нового Н.В.Гоголя.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

  1. Творческая работа.

Что такое ассоциации? Словарная работа со словом на доске: Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Для того, чтобы проверить узнали ли мы что-либо новое на уроке и насколько, проведём творческую работу. Запишите в тетради с красной строки все ассоциации, которые возникают у вас в связи с именем Н.В.Гоголя. И оставьте несколько строк, чтобы в конце урока можно было продолжить этот ряд ключевых слов новыми сведениями о писателе, т.к. не может быть такого, чтобы мы не узнали ничего нового на уроке. (можно провести устно эту работу).

  1. Викторина по иллюстрациям к произведениям Н.В.Гоголя.

- С его творчеством мы знакомились в 5, 6, 7 классах и многие герои его книг нам знакомы. Поэтому я предлагаю вспомнить эти произведения и героев. (На основе презентации вашего одноклассника «Иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя»).

III. Изучение нового материала.

1.Заполнение публикации хроники жизни Н.В.Гоголя.

Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учителя с дополнительной графой, продразумевающей отдельные совмещенные этапы урока, если класс сильный возможен вариант дополнительных пробелов в других графах)


Дата

Основные события

Произведения

Эта графа не входит в работы учащихся, она содержит комментарии для учителя. (вопросы для устной беседы, дополнительный материал для учителя)

20 марта 1809 г.

Н.В.Гоголь родился в селе в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.




Согласно преданию, уже сама встреча родителей Гоголя, а следовательно, и его появление на свет были предопределены свыше. (Царица Небесная, которая явилась Василию Афанасьевичу во время поездки на богомолье).

Начавшись с предания, его жизнь и в дальнейшем будет богата событиями, которые представляют собой нечто среднее между легендой и фактом. Но теперь творить легенды будет он сам, как будто намеренно создавая трудности своим будущим биографам.




Первые девять лет жизни проходят в Васильевке




Черты патриархального быта из своего детства Гоголь использует в при описании жизни «старосветских помещиков».

«Храм уединения» в Васильевке.

Детство Гоголя проходило в атмосфере, не чуждой литературных занятий.

1818 г. в августе

Николая и его брата оставляют в Полтавское военное училище.







1819 г.

Смерть брата. Гоголь оставляет училище.

Баллада «Две рыбки»




1821 г. -1828г.

Учеба в Нежинской гимназии высших наук

Тексты большинства произведений не сохранились

Стихотворения «Италия», «Новоселье», «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен»

О других произведениях мы можем судить только со слов людей, которые слышали или читали. (трагедия «Разбойники», «славянская повесть «Братья Твердиславичи», сатира на жителей Нежина «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Поэму «Россия под игом татар» написал в 16 лет и подарил Марии Ивановне, но в последующий призд в Васильевку «истребил». Подобная участь постигнет еще не одну рукопись писателя: то, что считал неудачным, он неизменно «истреблял».

Сообщения учащихся «Гоголь в Нежинской гимназии» (Установка перед сообщениями уч-ся: - Какие способности сочетались и проявлялись у Гоголя?) (актерские, писательские, способность «угадывать «душевное устройство»» людей, «угадать человека»)

Ответ на вопрос.

Вывод: Многие современники писателя оставили о нем мемуары. Но из этих воспоминаний нельзя понять, каким он был на самом деле. С каждым человеком он вел себя по-разному.

1828 г.

Окончив гимназию, Гоголь уезжает в Петербург

1829 г. (зимой) издает стих. «Италия» в журнале «Сын Отечества и Северный Архив»

Летом - «Идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен»

Для Гоголя становится характерным комментирование своих сочинений.

Сообщение учащихся о псевдонимах Н.В.Гоголя

(учащиеся записывают в тетради)


1829 г.

После неудачи с «Ганцем» Гоголь уезжает в Германию, но через 2 месяца возвращается в Петербург.

Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

«Здесь так всех занимает все малороссийское» (из письма домой). 1820-1830 г. в России период расцвета романтизма.

(интерес ко всему, что противостоит серой повседневности).

1831 г.

Гоголя принимают младшим учителем истории в Патриотический институт.

Первая книга «Вечера на хуторе

близ Диканьки»





1832 г.




Вторая часть книги




1834 г.

Он начинает читать курс истории Средних веков в Санкт-Петербургском университете (его назначили под покровительством А.А.Плетнева И В.А.Жуковского). Но он потерял интерес к этой деятельности.


Сборник «Миргород», «Арабески» 1835 г.

Исторические сочинения. Особенно Гоголя интересует Средневековье и история Украины.

1836 г.

Новый период его деятельности.

Комедия «Ревизор»

Сообщение учащегося об истории создания комедии

Знакомство с галерей главных героев комедии «Ревизор» (иллюстрации)

19 апреля 1836 г.

Премьера «Ревизора» в Александровском театре в Петербурге.

Через полтора месяца, несмотря на уговоры А.С.Пушкина и М.С.Щепкина принять участие в постановке пьесы на московской сцене, уезжает за границу.





Следующие 12 лет жизни пройдут в постоянных разъездах

1842г.




Опубликована окончательная редакция пьесы «Ревизор»,

Первый том «Мертвых душ», собрание сочинений 4тт.

Гоголь предпринимал несколько попыток объяснить основную мысль своего произведения, но все они отличались друг от друга: гоголевская трактовка текста менялась в зависимости от его душевной эволюции.
Сообщение учащегося о печати собрания сочинений в 4 томах

Петербургские повести

За годы службы в Петербурге он сменил несколько мест службы и «дослужился» до чина титулярного советника 9 класса. Следующий за ним чин – коллежский асессор- давал право на потомственное дворянство, поэтому до титулярного советника «подняться легко», а дальше повышение по службе давалось с большим трудом. Частым было такое явление, как «вечные титулярные советники». Самым низким был чин 14 класса (коллежский регистратор) с правом на такой чин был выпущен Гоголь из гимназии, такой чин был и у главного героя комедии – Хлестакова. Чтобы дослужиться до более приличного чина нужно было «скрыпеть пером» 30-40 лет.

Знакомство с табелем о рангах.


До 1848г.

Постоянно живет за границей (Германия, Италия). Надолго задерживается только в Риме.




В Россию он приезжает только дважды – 1839 сентябрь, 1841 октябрь (для издания первого тома поэмы «Мертвые души»).



В середине 40-х гг.

Письма Гоголя полны жалоб на ухудшающееся здоровье.




По его собственному признанию, он «мучил себя», «хотел насильно заставить себя писать, когда его душа была не готова к этому». Решив, что «появленье второго тома в том виде, в каком он был, произвело бы скорее вред, чем пользу», в 1845г он сжигает рукопись.

1847

Вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями»




Разнообразие тем объединял одни лейтмотив: «Я знаю, как надо, и научу вас». Большинство отзывов были резко отрицательными, а гоголевские советы вызывали только раздражение. Появились даже слухи о том, что Гоголь сошел с ума. Некоторые письма были запрещены цензурой: «Нужно любить Россию», «Нужно проездиться по России». Гоголь отмечал: «Все должностные и чиновные лица, для которых были писаны лучшие статьи, исчезнули вместе с статьями из вида читателей; остался один я, точно как будто бы я задумал мою книгу именно затем, чтоб выставить самого себя на всеобщее позорище». Писатель надеялся, что сборник выйдет в полном виде, но его надежды не оправдались.

1848 г.

Заграничное путешествие в Иерусалим.




С этой поездкой он связывал надежды на некое духовное просветление, но этого не произошло. Он писал, что никогда не был так недоволен состоянием своей души, как в Иерусалиме и после.

Сентябрь 1848 г.

Гоголь приезжает в Москву и поселяется в дом графа А.П.Толстого на Никитском бульваре.




В этом доме Гоголю и было суждено умереть.

1848-1852 г.

По нескольку месяцев он проводит в Одессе и в своем доме в Васильевке, посещает Оптину пустынь и Троице-Сергиеву лавру, гостит в имениях Аксановых (Абрамцево) и А.О.Смирновой (Спасское),

За этот период не было издано никаких произведений




1852 г.

Был для Гоголя безрадостным.




Умерла Е.М.Хомякова – сестра его друга Н.М.Языкова. После панихиды в нем утверждается мысль о смерти. Одной только мысли этой было достаточно для того, чтобы ему не помогло никакое лечение. Он соблюдал строгий пост и проводил долгое время в молитве.

Он сжигает рукописи в ночь с 11 на 12 февраля.

1852 г.

21 февраля

Кончина Гоголя




С.115


Хроника жизни Н.В.Гоголя (вариант для учащихся)


Дата

Основные события

Произведения

?

Н.В.Гоголь родился в селе в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.




?

Первые девять лет жизни проходят в Васильевке




?

Николая и его брата оставляют в Полтавское военное училище.




?

Смерть брата. Гоголь оставляет училище.

Баллада «Две рыбки»

?

Учеба в Нежинской гимназии высших наук

Тексты большинства произведений не сохранились

Стихотворения «Италия», «Новоселье», «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен»

?

Окончив гимназию, Гоголь уезжает в Петербург

1829 г. (зимой) издает стих. «Италия» в журнале «Сын Отечества и Северный Архив»

Летом - «Идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен»

?

После неудачи с «Ганцем» Гоголь уезжает в Германию, но через 2 месяца возвращается в Петербург.

Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»

?

Гоголя принимают младшим учителем истории в Патриотический институт.

Первая книга «Вечера на хуторе

близ Диканьки»


?




Вторая часть книги

?

Он начинает читать курс истории Средних веков в Санкт-Петербургском университете (его назначили под покровительством А.А.Плетнева И В.А.Жуковского). Но он потерял интерес к этой деятельности.

Сборник «Миргород»

?

Новый период его деятельности.

Комедия «Ревизор»

?

Премьера «Ревизора» в Александровском театре в Петербурге.

Через полтора месяца, несмотря на уговоры А.С.Пушкина и М.С.Щепкина принять участие в постановке пьесы на московской сцене, уезжает за границу.





?




Опубликована окончательная редакция пьесы «Ревизор»,

Первый том «Мертвых душ», собрание сочинений 4тт.

?

Постоянно живет за границей (Германия, Италия). Надолго задерживается только в Риме.




?

Письма Гоголя полны жалоб на ухудшающееся здоровье.




?

Вышли в свет «Выбранные места из переписки с друзьями»




?

Заграничное путешествие в Иерусалим.




?

Гоголь приезжает в Москву и поселяется в дом графа А.П.Толстого на Никитском бульваре.




?

По нескольку месяцев он проводит в Одессе и в своем доме в Васильевке, посещает Оптину пустынь и Троице-Сергиеву лавру, гостит в имениях Аксановых (Абрамцево) и А.О.Смирновой (Спасское),

За этот период не было издано никаких произведений

?

Был для Гоголя безрадостным.




?

Кончина Гоголя




IV. Первичное закрепление материала

1.Учитель представляет учащимся вопросы на обороте доски:

- Каким событиям в жизни Н.В.Гоголя соответствуют следующие даты – 1809г. (рождение), 1821-1828гг. (учеба в Нежинской гимназии), 1836г. (постановка «Ревизора»), 1848 г. (путешествие в Иерусалим, переезд в Петербург в дом А.Н.Толстого на Никитском бульваре), 1852 г. (кончина писателя)?

- Назовите основные произведения и сборники Н.В.Гоголя.

2. Разделить яркой линией в публикации хроники жизни на 3 творческих периода (на основе презентации)

III Продолжение изучения нового материала

1). Знакомство с памятниками Н.В.Гоголю.

А) Чтение стихотворения А.Городницкого.

Два Гоголя

Два Гоголя соседствуют в Москве.

Один под облаками дымной гари

Стоит победоносно на бульваре,

И — план романов новых в голове.

Другой неподалеку, за углом,

Набросив шаль старушечью на плечи,

Сутулится, душою искалечен,

Больною птицей прячась под крылом.

Перемешен он с площади за дом,

Где в тяжких муках уходил от мира,

И гость столицы, пробегая мимо

Его заметит, видимо, с трудом.

Два Гоголя соседствуют в Москве,-

Похожи и как будто не похожи:

От одного – мороз дерёт по коже,

Другой – сияет бронзой в синеве.

Толпой народ выходит из кино,

А эти две несхожие скульптуры –

Два облика одной литературы,

Которым вместе слиться не дано.

(Александр Городницкий. Поэт-бард)
В) Знакомство с фотографиями памятников. Установка: определить, кому принадлежат памятники, на основе сообщений учащихся.

Г) Сообщения учащихся.

Два памятника Н. В. Гоголю

В Москве есть два памятника великому рус­скому писателю Н. В. Гоголю. Один — во дво­ре дома номер 7 по Никитскому бульвару, вто­рой — в начале Гоголевского бульвара на Ар­батской площади.

Памятник Н. В. Гоголю во дворе дома по Никитскому бульвару был создан в 1909 году к 100-летию со дня рождения писателя. Его авторы — скульптор Н. А. Андреев и архитек­тор Ф. О. Шехтель. Вначале этот памятник находился на одном из московских бульваров, впоследствии названном именем Гоголя.

В 1959 году, в связи со 150-летием со дня рождения Гоголя, этот памятник был перене­сен и установлен перед домом, где писатель провел последние годы жизни. Здесь Гоголь готовил к изданию собрание своих сочинений, встречался с писателями, художниками, акте­рами. В это время он пережил тяжелую ду­шевную драму. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег подготовленный к печа­ти второй том «Мертвых душ», а спустя 10 дней — скончался.

Памятник изображает Гоголя в последние годы жизни, в период душевного потрясения и надлома. В скорбной задумчивости сидит он на скамье, закутавшись в плащ, сидит, низко опустив голову. Пьедестал памятника из черного полированного гранита опоясан со всех сторон бронзовыми барельефами персо­нажей из произведений Гоголя.

Второй памятник Н. В. Гоголю, который был установлен в 1952 году к 100-летию со дня смерти великого русского писателя на Гоголев­ском бульваре, создан скульптором Н. В. Том­ским и архитектором Л. Г. Голубовским. Го­голь изображен во весь рост в крылатке, в ле­вой руке он держит книгу. На постаменте над­пись: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правитель­ства Советского Союза. 2 марта 1952 года».

Д) Самостоятельная работа

Определите основной замысел скульпторов, используя ключевые слова, заполните таблицу.


Памятник Н.В.Гоголю

скульптора Н.А.Андреева и архитектора Ф.О.Шехтеля

Памятник Н.В.Гоголю скульптора Н.В.Томского и архитектора Л.Г.Голубовского







Ключевые слова: грусть, скорбь, жизнерадостность, гордость, уныние, бодрость, уверенность, торжественность, жизнелюбие, сострадание, душевность, пессимизм, сердечность, чуткость, сочувствие, торжествующий.

Вывод:

- Какие же чувства выразили скульпторы в своих работах?

Боль утраты официальное уважение

Д) Знакомство с презентацией «Российские памятники Н.В.Гоголю»

V. Контроль и обобщение знаний, полученных на уроке

Методика ассоциаций.

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас имя Н.В.Гоголя

VI. Домашнее задание. Подготовить сообщения и жизни и творчестве Н.В.Гоголя, с.203 статья в учебнике «Предварительные замечания к комедии «Ревизор».

VII. Итоги урока.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск