Скачать 58.68 Kb.
|
Гусарова Татьяна Михайловна учитель начальных классов ГОУ СОШ № 541 ЮЗАО г. Москвы Урок литературного чтения Урок с использованием метода проектов, игровых технологий. Ход урока Тема: Народные промыслы России. Цели:
-Познакомить с различными народными промыслами; Создавать условий, при которых учащиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; -учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; -приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; 2, Воспитательные: - Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний -Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству. 3. Развивающие: - Развивать у детей исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). -Развивать память, внимание, наблюдательность к слову, Оборудование: книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели», А. Рогов «Про филимоновские свистульки». Т.Я. Шпикалова «Русская матрёшка»,В.Крупин «Дымка», Ю Добрынин «Самоварец, самовар, самоварище», словари Даля, Ожегова, пластилин, краски, цветные карандаши Ход урока
Чтение стихотворений наизусть. ( В течении учебных занятий каждый урок начинается с чтения наизусть стихотворений или отрывков из стихотворений. Новое произведение прибавляется 1 раз в неделю и потом повторяется на каждом уроке.) - Что читали? К какому жанру относятся произведения? - Чем мы создавали такие замечательные картины? (Словом) Интерактивная презентация «Определи жанр произведения»
- Чтение докучных сказок. - Что общего и чем отличаются докучные сказки от обычных? - Сравните их со стихами.
- Запишите, какими положительными и отрицательными качествами может обладать человек.
Поменяйтесь карточками и посмотрите, что получилось.
Записывание качеств на доске. (Прикрепляются карточки)
Создание проблемной ситуации. - В начале урока мы увидели удивительные картины, созданные словом. - А чем ещё можно создавать прекрасное? - Посмотрите на рисунки. Учебник стр. 20-21 -Как одним словом назвать предметы, изображённые на них? (Народный промысел) - Цель урока: Сегодня мы познакомимся с народными промыслами) Найдите слово в толковом словаре. Промысел – Деление учащихся на группы Распределение заданий: 1 группа – Гжель 2 группа – Дымковская игрушка 3 группа – Хохлома 4 группа – самостоятельный выбор Работа в библиотеке - Чтение статьи «Гжель» стр. 20 - Что отличает работы гжельских мастеров? - Афиширование проекта «За что Гжель нравится всем? Чем она отличается? Прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело – синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее – синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает итак: самой розы нет, есть только её лепестки. А ещё фарфор украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей. ( Материал взят из книги Н Сурьянинова «Синие цветы Гжели» ) - Чтение статьи «Дымковская игрушка» Поставьте вопросы к этой статье (Что дарят людям игрушки, созданные дымковскими мастерами?) - Афиширование проекта « Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка, потому что зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, вся слобода Дымка – будто в дыму, в дымке. Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Потом их обжигали в печи, из которой они выходили закалённые, крепкие, звонкие. Затем разводили на молоке мел и белили игрушки. После чего расписывали красками и золотом» (материал взят из книги В Крупина «Дымка) - Чтение статьи «Богородская резная игрушка» - Выделите главное в этой статье. - Из каких пород деревьев вырезают богородскую игрушку? - Почему они сохраняют цвет дерева? - Чтение статьи «Хохлома» (стр. 21) - Какими рисунками украшали хохломскую посуду? - В чём заключается секрет Хохломы? - Афиширование проекта « Настоящая Хохлома началась с позолоты. Судя по всему, не менее трёхсот лет назад. Есть легенда о том, что некий старовер – богомаз, спасаясь от преследования, поселился в этих краях. А перед уходом показал местным крестьянам, как делать позолоту без золота. Предположение, что хохломская позолота пришла из церкви, скорее всего. Справедливо. Такого рода позолоту можно увидеть в русских церквях XVII –XVIII веков, когда в интерьерах храмов господствовало барокко, обильное золотом и украшениями. Под золото красились киоты икон, иконостасы и мебель. Чтобы экономить дорогой металл, церковные мастера использовали порошок серебра, покрытый лаком. Изделие потом прогревали в печи, где лак приобретал золотистый оттенок.» (Материал взят из энциклопедии.) - Афиширование проекта «Бабенская игрушка» «Свое имя промысел получил по названию деревни Бабенки, что в тридцати километрах от московской кольцевой автомобильной дороги и в нескольких километрах от Шишкина Леса. С конца XIX века в этих местах на юго-западе Подмосковья стали изготовлять деревянную токарно-полированную игрушку. Промыслом в разные годы было охвачено более сорока деревень трех волостей. Исследователи называют здешних мастеров изобретателями многоместных игрушек-вкладышей. Из Подольской губернии родом и мастер Василий Петрович Звездочкин, который, переехав в Москву, стал одним из авторов известной на весь мир русской матрешки. До 1917 года ассортимент токарных изделий в Бабенках был очень разнообразен. Точили пасхальные яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, самовары, грибки, баночки, подсвечники, погремки (в основном из березы). Изделия подмосковных токарей получали дипломы международных выставок-ярмарок и экспортировались в другие страны. Два уникальных экспоната того времени: 100-местное полированное яйцо токаря Ф. Е. Ромахина и крохотные бирюльки И. В. Сазонова - до сих пор хранятся в Музее игрушки Сергиева Посада. 50-местные яйца делали многие мастера». (Материал взят из интернета ребятами, которые занимаются в кружке информатики.) Какое слово повторяется во всех описаниях? (Промысел) -Сравните промыслы: что их объединяет. Чем они отличаются друг от друга. Интеграция предметов Самостоятельная работа
Игра: Представьте, что вы оказались в одной из мастерских народных промыслов и вам предстоит поработать на месте русских умельцев. С каким настроением вы примитесь за дело? Работа в группах 1 группа – склеивание чаши и расписывание под гжель 2 группа – лепка из пластилина и расписывание дымковской игрушки 3 группа – раскрашивание хохломского узора 4 группа – изготовление бабенской игрушки - дергунчика из картона Выставка готовых работ - О каких промыслах мы не говорили сегодня на уроке? - Где можно узнать о них?
Вернёмся к началу урока. - Какие качества присущи мастерам народных промыслов? - Выберите фразеологический оборот, которым можно продолжить список качеств. железный характер серебряная цепочка золотые руки
Подготовить рассказ о других народных промыслах |