Скачать 79.96 Kb.
|
АККОРДЕОН ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ (МУЗЫКАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ШКОЛ ИСКУССТВ) Составители : Глухоедова Л.Е. Введение в программу Основные принципы организации занятий в инструментальных классах детских музыкальных школ и школ искусств, задачи педагога, методы и содержание работы в классах индивидуального обучения, а также требования к контролю и учету успеваемости учащихся раскрываются в "Пояснительной записке к программам инструментальных классов ДМШ и ДШИ". В данном Введении в программу раскрывается лишь некоторая специфика работы в классе аккордеона. В течение всего периода обучения педагог должен уделять внимание вопросам постановки (посадке, положению инструмента и рук во время исполнения). Необходимо также вырабатывать у них самостоятельные навыки в использовании регистров. Следует обязательно познакомить учащихся с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним. С первых лет обучения ученику должны прививаться навыки ансамблевого исполнения. Начинать занятия ансамблем рекомендуется после получения учащимися необходимых навыков игры на инструменте. Занятия возможно проводить как на уроках в классе аккордеона, так и в рамках предмета по выбору. Общее количество музыкальных произведении, рекомендуемое для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что одни из них подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи - в порядке ознакомления (все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика). Для каждого класса в программе даны примерные перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на академических концертах в течение учебного года. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальных способностей и другим индивидуальным данным. Учет успеваемости Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. приравнивается к выступлению на академическом концерте. Проверка технической подготовки учащихся, а также умения читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, транспозиции на доступном для ученика уровне осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в течение учебного года в классе в присутствии двух-трех педагогов отдела (для устранения перегрузки учащихся проверку указанных навыков можно проводить на двух контрольных уроках). Контрольные уроки по проверке технической подготовки учащихся проводятся с 4 класса, по проверке остальных (перечисленных выше) навыков и умений - с 3 класса (желательно в форме конкурсов). Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года оцениваются словесной характеристикой; при, этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки. Оценка на академических концертах выставляется только за одно (любое) выступление ученика в году. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания (начиная с 3 класса). При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
Срок обучения 5 (6) лет. Годовые требования В течение учебного года педагог должен проработать с учеником: Первый класс 18-20 различных музыкальных произведений (детские песни, обработки народных песен и танцев, этюды, пьесы); гаммы До, Соль, Фа мажор каждой рукой в одну октаву; гамма ля минор (натуральный, гармонический, мелодический) правой рукой в одну октаву. Второй класс 18-20 различных музыкальных произведений: 3-4 этюда; 2 произведения с элементами полифонии; 10-12 пьес различного характера; несложные произведения для чтения нот с листа; гаммы До, Соль, Фа, Ре мажор двумя руками в одну -две октавы; гаммы ля, ми минор (натуральный, гармонический, мелодический) каждой рукой отдельно в одну октаву; тонические трезвучия аккордами правой рукой в тех же тональностях. Третий класс 16-18 произведений: 4 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 6-8 пьес различного характера; 2 ансамбля; чтение с листа произведений из репертуара первого класса; транспонирование несложных мелодий в изученные тональности; гаммы мажорные до 3-х знаков в ключе двумя руками в две октавы: гаммы ля, ми минор (гармонические, мелодические, натуральные) двумя руками в две октавы; гаммы ре, соль минор каждой рукой отдельно в две октавы; тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие в этих тональностях каждой рукой отдельно в одну -две октавы. Четвертый класс 14-16 произведений: 4 этюда; 2 полифонических произведения; 2 произведения крупной формы; 4-6 пьес различного характера; 2 ансамбля; чтение с листа произведений из репертуара второго класса; транспонирование знакомых мелодий в изученные тональности; гаммы мажорные и минорные до 4-х знаков двумя руками в две октавы; тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях. Пятый класс 12-14 произведений: 2 этюда; 2 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы; 2 ансамбля; 4-6 пьес различного характера, одна из которых изучается самостоятельно; чтение с листа произведений из репертуара 2-3 классов; транспонирование произведений из репертуара 2-3 классов в изученные тональности; подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом; гаммы мажорные и минорные до 5-ти знаков в ключе двумя руками в две октавы, тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие и длинные двумя руками в две октавы в пройденных тональностях; хроматическую гамму двумя руками. Шестой класс 10-12 произведений: 2 этюда; 2 полифонических произведения, 2 произведения крупной формы, 2 ансамбля; 2-4 пьесы различного характера, одна из них изучается самостоятельно; чтение с листа произведений из репертуара 3 класса, подбор по слуху знакомых мелодий с аккомпанементом, транспонирование произведений из репертуара 3 класса; все мажорные и минорные гаммы; тонические трезвучия аккордами с удвоенным основным тоном с обращениями во всех тональностях, арпеджио короткие и длинные в достаточно быстром темпе, используя весь диапазон инструмента. Примерные перечни музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения в течение учебного года на академических концертах Первый класс * * * Русская народная песня "Во саду ли, в огороде" Ребиков В. Птичка Гнесина Е. Песня * * * Русская народная песня "Веснянка" Гурилёв А. Десенка Чайкин Н. Марш * * * Чешская народная песня "Хороша у нас пшеница" Моцарт Л. Юмореска Книппер Л. Полюшко-поле Второй класс * * * Русская народная песня "Я на горку шла" Гайдн Й. Песенка Сурков А. Синичка * * * Русская народная песня "А мы просо сеяли" Попов Т. Губная гармошка Хачатурян А.. О чем мечтают дети * * * Тирольская полька Гречанинов А. Материнские ласки Вильтон К. Сонатина Третий класс * * * Эстонская, народная песня "Кукушка" Яначек Л. Марш Дунаевский И. Колыбельная * * * Русская народная песня "Ах, ты, береза" Гаврилин В. Одинокая гармонь Гурилев А. Сарафанчик * * * Татарская народная песня "Пусть будет прекрасно" Гендель Г. Фугетта Наймушин Ю. Сонатина Четвертый класс * * * Русская народная песня "На родимую сторонку" Гречанинов А. Марш Терентьев Б. Зимний вечер * * * Русская народная песня "Ивушка" Алябьев А. Соловей Кадоша П. Сонатина * * * Русская народная, песня "Блины" Ляпунов С. Пьеса Гендель Г. Ария с вариациями ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ* *Для учащихся, готовящихся к поступлению в средние специальные учебные заведения, обязательно исполнение гамм со всеми техническими формулами в соответствии с приемными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих на музыкальные специальности в средние специальные учебные заведения искусств и культуры. Пятый класс * * * Белорусский народный танец "Бульба" Калинников В. Грустная песенка Бетховен Л. Багатель Тихонов Б. Играет бас Бах И. С. Ария * * * Грузинская народная песня "Сулико" Рахманинов С. Итальянская полька Киселев Б. Фуга Чайкин Н. Маленькое рондо Шуман Р. Отзвуки театра * * * Украинская народная песня "Ой, ходила дивчина" Тихонов Б. Этюд Юцевич Е. Фуга Кабалевский Д. Сонатина |