Часы
| Темы (знаком * помечены темы углубленного курса: 35 часов)
| Работаем с электронным приложением
| Межпредметные связи
| Теория литературы
|
Слово и время в народной поэзии и литературе |
1
| Поэты о сохранении памяти в слове. Отражение исторической жизни народа в памятниках фольклора и литературы. И.А.Бунин «Слово». А.А.Ахматова «Мужество»
| Аудиозал
Художественное чтение
И.А.Бунин «Слово». А.А.Ахматова «Мужество»
|
| Фольклор, литература
|
Годовой цикл и праздники в народной культуре. Традиции народных праздников в литературе
|
2
| Изображение годового праздничного цикла в литературе.
В.А.Жуковский «Светлана». Святочные мотивы в балладе
| Аудиозал.
Художественное чтение.
Стихи русских поэтов о зиме.
Литературная карта
Тульская область. Мишенское
| Учимся понимать язык искусства
В. Суриков «Взятие снежного городка»
| Литературная баллада. Мотив. Сюжет.
|
3
| Заимствованный сюжет и национальный колорит в балладе В.А.Жуковского
| Книжная полка
Баллада Г.Бюргера «Ленора» и её русские переводы-переложения
| Учимся понимать язык искусства.
К.П.Брюллов «Гадающая Светлана»
| Деталь. Пейзаж
Силлабо-тоническое стихосложение
|
*1
| В.А.Жуковский как родоначальник жанра русской литературной баллады. Своеобразие поэтических переводов-переложений Жуковского
| Книжная полка
Баллады В.А.Жуковского «Людмила» и «Светлана»
|
| Литературный перевод. Авторское переложение литературного произведения
|
4
| В.А.Жуковский «Светлана». Душевный мир героини баллады и средства его изображения.
| Музей на экране
Катрины К.П.Брюллова
Аудиозал
Художественное чтение
В.А.Жуковский «Светлана» (фрагмент)
|
| Персонаж. Внутренний мир героя
|
5
| А.С.Пушкин Из романа «Евгений Онегин»: Гл. 5. Строфы IV – X (Гадание Татьяны). Русская душою героиня Пушкина: ее причастность к миру народных обычаев и суеверий.
| Аудиозал
Художественное чтение
А.С.Пушкин Из романа «Евгений Онегин»: (Гадание Татьяны).
| К.П.Брюллов – современник Жуковского и Пушкина
| Автор. Ирония.
|
6
| А.А.Фет Из цикла «Гадания». Мотив святочного гадания в лирическом воплощении А.Фета
| Аудиозал
Художественное чтение
А.А.Фет Из цикла «Гадания».
|
| Лирический герой.
|
*2
| . Тема времени в народной обрядовой поэзии и в классической литературе.
|
|
| Народный тонический стих, силлабо-тонические размеры
|
7
| И.А. Бунин «Подснежник». Внешний мир и чувства главного героя
| Музей на экране
Б.Кустодиев «Масленица»
Аудиозал
Народные масленичные песни
| Русские праздники в изображении художников XIX – начала XX века
| Антитеза. Контраст.
|
8
| Смысл названия рассказа И.А.Бунина. Поэтическое воплощение темы детства в рассказе
|
| Детские портреты в русской живописи
| Тема
Идея
|
*3
| И.С.Шмелев. Из книги «Лето Господне»: «Егорьев день». Гармония православной веры и народных обычаев в художественном мире рассказа
Народные обряды и традиции и их отражение в художественном мире рассказов И.А.Бунина и И.С.Шмелева.
| Аудиозал
Народные календарные обрядовые песни
| Народные музыкальные инструменты
| Образный мир произведения
|
9
| Контрольный урок. (сочинение, сопоставительный анализ, контрольная работа, обобщающий тест и др.)
| Тренажеры
|
|
|
Мифологические сказания народов мира. Народные предания и легенды |
10
| Понятие о мифе, мифологии.
Из зарубежной литературы
Легенды и мифы Древней Греции
|
| Учимся понимать язык искусства
М.А.Врубель «Пан»
| Миф. Мифология.
Олицетворение
|
11
| Русские сказания: Волга и Вазуза. О Доне Ивановиче и Шате Ивановиче.
|
|
|
|
12
| Легенда и предание как жанры народной несказочной прозы. Русские предания и легенды: Курганы-богатыри. Чудо на мельнице.
| Книжная полка
Народные легенды и предания:
О хлебном колосе. Как лошадь простила обиду.
|
| Жанр
Легенда
Предание
Фантастика.
|
*4
| Из литературы народов России
Татарские предания о происхождении Казани
|
|
| Отличие предания от легенды и мифа
|
13
| Размышляем о литературе вместе с литературными героями.
Литературные роды. Эпос и лирика.
|
|
| Эпос
Лирика
Литературный род
|
По следам мифов, народных легенд и преданий
|
14
| Из зарубежной литературы
И.В.Гете «Лесной царь»
Легендарный сюжет в балладе Гете. Его нравственный и философский смысл
| Книжная полка. И.В.Гете «Странствующий колокол».
| «Лесной царь» Ф.Шуберта
| Литературная баллада
Трагическое
Пафос
|
15
| Из зарубежной литературы Г.Гейне «Лорелей». Образ рейнской русалки как один из символов родины в поэзии Г.Гейне.
| Аудиозал . Из музыкальной классики
Ф.Шуберт
| Национальная песенная стихия в музыке Ф.Шуберта
| Образ в литературе
|
*5
| Стихотворение Г.Гейне в русских переводах С.Маршак и В.Левик – мастера художественного перевода, наследники традиции В.А.Жуковского
|
|
| Художественный перевод. Перевод и интерпретация
|
16
| Н.В.Гоголь «Майская ночь или Утопленница». Творческая история произведения
| Литературная карта
Большие Сорочинцы
| Опера Н.А.Римского-Корсакова «Майская ночь»
| Цикл
Повесть
|
17
| Главные герои повести Левко, и Ганна. Изображение автором их чистой и преданной любви.
| Аудиозал
Н.А.Римский-Корсаков. Песня Левко из оперы «Майская ночь»
|
| Герой
Характер
|
18
| Пейзаж и его роль в повествовании.
|
|
| Пейзаж в литературе
|
*6
| Связь повести Н.В.Гоголя с украинским фольклором
| Аудиозал
Народные обрядовые песни (русальные)
|
| Легенда
|
19
| Сатирический образ головы. Столкновение головы и Левко.
|
|
| Юмор. Сатира.
Литературный портрет
|
20
| Фантастика и реальность в повести. Роль легенды в развитии сюжета.
|
|
| Фантастика, жизнеподобие
|
21
| Контрольный урок
| Тренажеры
|
|
|
*7
| Цикл повестей Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»: сюжеты, образы, идеи.. (Обзор)
| Книжная полка
Н.В.Гоголь
«Ночь перед Рождеством», «Пропавшая грамота»
«Ночь накануне Ивана Купала»
|
| Рассказчик. Сюжет. Перекличка сюжетов. Мотив.
|
22
| И.С.Тургенев «Бежин луг». Природа в рассказе увиденная глазами охотника и крестьянских ребятишек.
| Литературная карта
Спасское-Лутовиново
| Пейзажи русских художников
| Повествователь
Пейзаж
Средства художественной выразительности
|
23
| Былички, рассказанные мальчиками как свидетельство поэтического строя народной души
| Книжная полка
Былички
|
| Быличка
Речь героя
|
24
| Речевая характеристика героев рассказа.
| Аудиозал
Художественное чтение. Фрагменты рассказа «Бежин луг»
|
| Монолог
Диалог
|
*8
| Различие авторского отношения к природе и её восприятия мальчиками.
|
|
| Олицетворение в литературе и фольклоре
|
25
| Мастерство автора в создании образов мальчиков, его отношение к народному миру в рассказе «Бежин луг»
|
|
| Деталь
Портрет Характер
|
26
| Контрольный урок
| Тренажеры
|
|
|
*9
| В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее». Рассказ, созданный на основе христианской легенды. Нравственно-философский смысл произведения
| Книжная полка
В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее».
|
| Тема
Идея
|
27
| С.А.Есенин «Корова».
| Аудиозал
Художественное чтение. С.А.Есенин «Корова».
| Научное и художественное изображение животных и их взаимодействия с людьми.
| Лирическое стихотворение
|
28
| В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
| Аудиозал
Художественное чтение. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
| Животные в изобразительном искусстве
| Подтекст
Лирический герой
|
29
| Человек и животные в фольклоре и литературе. Особенности изображения животных в сказках, мифах, преданиях, песнях. Литературные сказки, стихи и рассказы о животных.
|
|
|
|
*10
| К. Паустовский «Теплый хлеб». Филька по прозвищу «Ну тебя» - главный герой рассказа. Роль легенды в художественном мире рассказа
|
|
| Легенда
|
30
| А.Платонов «Корова». Сюжет и язык рассказа.
| Литературная карта
Воронеж
|
| Лирическое стихотворение
|
31
| Маленький Вася и его думы о жизни.
|
| Учимся понимать язык искусства
К.С. Петров – Водкин «Купание красного коня»
| Внутренний мир героя
|
32
| Идея взаимозависимости всего в мире и ее воплощение в рассказе А.Платонова.
|
|
| Идея
Олицетворение
|
*11
| Романтика, романтический мир в литературе.
Суровость реальной жизни и романтический настрой души в литературных произведениях писателей разных стран и эпох.
|
| |