Скачать 60.43 Kb.
|
И.А. Кайгародова – учитель русского языка и литературы высшей категории, лауреат Премии Президента Российской Федерации в рамках ПНПО Литература, 7 клас Модульный урок (с использованием стратегии «чтения с остановками») технология развития критического мышления - три фразы Тема: «Каждый выбирает…» (по рассказу Е. Носова «Белый гусь») Цель: - ознакомление с рассказом Е. Носова «Белый гусь»; анализ текста; - активация мыслительной деятельности обучающихся; - сохранение интересов к теме, при непосредственной работе с новой информацией; - отработка умения видеть проблемы, аргументировать свою позицию; - понимание неоднозначности мира, проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь. Оборудование: Портрет Е.Носова Иллюстрации с изображением гусей Текст рассказа Памятки Разделение на 3 группы (смешанные) Тип урока: инновационный модульный Методы: словесный метод, технология критического мышления, стратегия «чтение с остановками» Ход урока Вызов. У.: Тема нашего сегодняшнего урока «каждый выбирает…» Как можно закончить эту фразу? (обсуждение в группах) Как вы полагаете, о чём мы будем говорить на уроке? У.: Чтобы определить, о рассказе какого писателя пойдет речь, проведём игру « 4 лишний». Я вам называю произведение, а вы определяете автора по их названиям. Какой рассказ ему не принадлежит? 1. «Живое пламя» 2. «30 зёрен» 3. «Трудный хлеб» 4. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (обсуждение в группах) У.: Сегодня мы работаем над рассказом Е. Носова. (Устное словесное рисование) Работа с портретом: - На что обратили внимание на портрете? - О чём это говорит? (обсуждение в группах) У.: Воспоминание о писателе помогут нам понять его творческую манеру (воспоминания В. Астафьева). У.: Сегодня мы прочитаем рассказ Е.Носова «Белый гусь», используем стратегию « чтение с остановками». - Как вы думаете, о чём будет этот рассказ? - Видели ли вы когда-нибудь гусей? (фото гусей) - Что это за птицы? - Как они обычно себя ведут? (обсуждение в группах) Осмысление Чтение I части текста. Беседа: - Оправдались ли ваши предположения о содержании рассказа? - Как вы думаете, какое положение в стаи занимал Белый гусь? - Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала? - На чём основано предположение автора? - С какими чувствами автор относится к гусю? Какими словами из текста то можно подтвердить? (поисковая работа) (обсуждение в группах) - Какие чувства вызывает у вас описание гуся? - Как называется художественный приём позволяющий вызвать у читателей чувство доброй усмешки? Сообщение о юморе (стр.73) - Из-за чего у рассказчика не сложились добрососедские отношения с Белым гусём? - Как вы думаете, что произойдёт с Белым гусём дальше? (обсуждение в группах) Чтение второй части рассказа Беседа: - Почему изменилось отношение автора к гусю? - А как повёл себя гусь, заметив рассказчика? - Как ведёт себя белый гусь на лугу? (обсуждение в группах) - Несколько раз встречается описание гуся. На что обращается внимание читателя? - Не кажется ли вам странным сравнение с рафинадом и сахаром? Может быть, уместно было бы сравнение с куском мрамора? - Что мы ощущаем, читая такое сравнение? (обсуждение в группах) Аналитическая работа: - Сравните описание гуся в первом и втором отрывках. Где оно вам кажется наиболее образным и ярким? (обсуждение в группах) - Какие эпизоды переданы с юмором? - Что в «Чудаке-гусе» на этот раз оправдывает автор? (обсуждение в группах) - Сложилось ли у вас отношение к Белому гусю? - Как вы к нему относитесь? - Почему именно так? Объясните! (обсуждение в группах) Продолжаем чтение рассказа. - Что, по-вашему, может случиться дальше? (обсуждение в группах) Чтение III части рассказа. - Есть ли в этой части рассказа юмористические сцены? Почему? (обсуждение в группах) Релаксация: Вспомните описание грозы в рассказе Е. Носова. Закройте глаза и послушайте слова и словосочетания, которые автор использует при её описании: (Я) не заметил - наползла-неотвратимо пожирала – накатилась – налетел – подхватил-унёс- полоснули- зашумело –вывернуло наизнанку-обрушилась-полегли-жестко стукнуло-бил-не выдержали-побежали-барабанил по пригнутым спинам- слышался жалобный крик- поникал иссеченный-падали-забивались-бился.. - Какие ассоциации у вас возникли? (обсуждение в группах) - Как повели себя гуси во время грозы? - Можем ли мы их осуждать? (обсуждение в группах) - Как переносит нашествие стихии Белый гусь? - (обсуждение в группах) Аналитическая работа: - Гроза у Е. Носова имеет символическое значение. В чём оно, по-вашему, заключается? (обсуждение в группах) - Поменялось ли ваше отношение к Белому гусю? (обсуждение в группах) Читаем окончание рассказа. - Предположите, чем он может быть завершен? (обсуждение в группах) Чтение IV части рассказа. - Что произошло с Белым гусём? - Можно ли его смерть назвать «смертью во спасение» (обсуждение в группах) - Почему в рассказе Белый гусь пишется с большой буквы? Проблемная ситуация: - На оптимистической или горестной ноте заканчивается рассказ? Почему? Нет ли здесь противоречия? Рефлексия. Продолжаем нашу работу. Сейчас мы сделаем разбивку на кластеры, использовав в качестве ключевого слова словосочетание «Белый гусь». (обсуждение в группах) Работу выполняем на листе А3 5 минут, памятки на столе. Озвучивание версий. Для подведения наших итогов используем синквейн. Памятки по его созданию есть у вас в тетрадях и на столах. Озвучивание. Подведение итогов. Каждый выбирает…? Что? Исходя из того, о чём шла речь на уроке? У.- Чтение отрывка из стихотворения Ю. Ливетанского: Каждый выбирает по себе. Жит и латы. Посох и заплаты. Мера окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже- как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. Домашнее задание: Записать историю о героическом поведении людей, животных, птиц в экстремальных ситуациях. Приложение 1 Синквейн Правила написания синквейна:
Образцы:
Как это делать: Название (обычно существительное) Описание (обычно прилагательное) Действия Чувство (фраза) Повторение сути |