Скачать 218.3 Kb.
|
Литературное кафе «Зри в корень» (Методическая разработка меню)
Литературное кафе в Усвятской средней школе гостеприимно распахивает двери для учеников 5-11 классов по важным событиям в литературной жизни страны. Цель этих встреч – отметить юбилеи писателей, познакомить с новинками литературы, подвести итоги фольклорных экспедиций, провести конкурсы чтецов, устроить литературные игры… Узнав о международном конкурсе «Купель», учителя литературы Г.П.Белякова, О.П.Якене и Совет старшеклассников решили познакомить обучающихся с жизнью и творчеством талантливого писателя Александра Викторовича Костюнина и провести очередную встречу в литературном кафе по теме «Я служу по России!» Задачи внеклассного мероприятия: Ø совершенствовать навык анализа текста; Ø развивать умение выстраивать и объяснять причинно-следственные связи поступков героев; Ø совершенствовать умение использовать при анализе текста изобразительно-выразительные средства языка; Ø развивать связную речь обучающихся; Ø формировать у обучающихся понимание нравственных ценностей; Ø воспитывать чувство гуманного отношения и сострадания к животным; Ø способствовать повышению читательского интереса к произведениям А. В.Костюнина. II. Оформление кабинета литературы и используемые мультимедийные средства Выставка материалов о жизни и творчестве А.В.Костюнина, фотографии по мотивам его произведений, фоторепортаж по теме «Долго будет Карелия сниться…», детские иллюстрации к произведениям писателя, сочинения, презентация «Карело-финский эпос «Калевала», декорации к спектаклю «Вальс под гитару». Обучающиеся сидят за столиками, объединившись по творческим тематическим группам. III. Ход литературного праздника 1.Приветствие учителя Уважаемые гости! В очередной раз наше литературное кафе встречает добрых и мудрых знатоков и любителей книги. Работая в группах, вы подготовили интересную информацию и даже… сюрпризы по творчеству талантливого писателя Александра Викторовича Костюнина. Своими находками и открытиями готовы сегодня поделиться биографы и литературоведы, текстологи и фотографы, художники-иллюстраторы и актёры школьного театра, писатели и критики, а также чтецы - мастера художественного слова. «Я служу по России!» - вслед за Пушкиным сказал писатель, потому что в этом видит свой долг и предназначение. Как соотнести смысл этой пушкинской фразы и произведения А.В.Костюнина? Сформулируйте ответ на проблемный вопрос и поделитесь своим мнением в конце нашей встречи. 2.Учитель: Познакомившись с произведениями А.В.Костюнина, можно сделать вывод о том, что они носят автобиографический характер. У нас есть опыт работы с такими текстами: читали автобиографические трилогии Л.Н.Толстого, Максима Горького. Биографы собирали сведения об авторе, и вот что они узнали. Выступление биографов: Повествование в произведениях ведётся от первого лица. Этот приём не только оживляет рассказы, но и позволяет узнать интересные факты из жизни писателя. Правда, писатель имеет право на вымысел, но и в этом случае событие правдоподобно. В результате работы с текстами и справочными материалами выстроилась такая биография писателя. Родился А.Костюнин 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Родной язык – карельский. В 5 лет (за 2 года до школы) не говорил по-русски. Учился в школе-десятилетке, «отличником не был». Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Детство и юность прошли там же. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. Вот уже много лет он работает на стратегическом предприятии России ОАО “Судостроительный завод “Авангард” в г. Петрозаводске. Основная продукция предприятия: базовые тральщики типа “Яхонт”, задача которых - обеспечение развёртывания стратегических ядерных сил морского базирования. На данное время Александр Костюнин - председатель Совета директоров, член экспертного совета по обороне при Председателе Совета Федерации. Первые пробы пера Александра Костюнина относятся к публицистике. А начиналось всё так: в конце 90-х годов в городе Ростов-на-Дону проходила общероссийская конференция “О состоянии и мерах по повышению качества вооружения и военной техники”. Костюнин тоже принимал в ней участие. Два дня выступающие сменяли друг друга, обсуждая отраслевые проблемы и пути их решения. Вопросы поднимались острые. Когда всё закончилось, участники разъехались по домам: по министерствам, институтам, оборонным предприятиям. Вернулся на завод и Александр Костюнин, приступил к исполнению своих служебных обязанностей, но вдруг почувствовал, что возвратился из командировки, после всего увиденного, какой-то другой. Долго не мог найти себе места и однажды случайно присел к компьютеру. Просто так. Просто набрать пару тезисов, из тех, что обсуждались на форуме. И уже не смог оторваться. Как он сам вспоминает: “Пальцы сами бежали по клавиатуре, пытаясь догнать мысли, которые созрели, забродили и наверняка разорвали бы мою сущность изнутри, не дай я им выхода на бумаге. Два часа пролетели, как один миг. Нажата кнопка “печать”, и передо мной на листах белой бумаги появилась статья: “Своим «оборонка» плечи не тянет!” Ещё какое-то время сидел в истоме, испытывая облегчение от сброшенной тяжести. Наслаждение чисто физическое, только потом моральное. Выговорился. Отпустило! Неделя редакторской правки. Отправил статью в журнал. Всё. Нормальный человек. Можно плодотворно работать, пока опять не прихватило” Александр Костюнин и по сей день живет и трудится в Петрозаводске, продолжая создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми. Любит охотиться, рыбачить и фотографировать. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово - связующая нить времени» за книгу « В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. Куприна и вручением памятного знака « За вклад в русскую литературу». Летом 2010 года объехал все 42 района республики Дагестан. Работая с текстом повести-хроники «Сплетение душ» («По собственному следу» - записки отца и «Утка с яблоками» - воспоминания матери), мы получили подробные сведения о его дедах и прадедах, родителях. Конечно, итоги писателю подводить ещё рано, у него много неосуществлённых замыслов (например, хабары и хабарики на дагестанские темы). Пожелаем ему здоровья и творческих успехов. Вывод. Образ рассказчика очень близок автору. 3. Учитель: Второй особенностью прозы А.В.Костюнина является близость к фольклору. Предоставим слово литературоведам. Выступление литературоведов: Народность – высокая оценка творчества писателя. В произведениях А.В.Костюнина ощущается глубокая связь с фольклором. Для подтверждения этой мысли мы подготовили три примера. Во-первых, писатель использует много диалектных слов, употребляемых жителями Карелии. Чтобы не создавать читателям затруднений в понимании текстов, он приводит в конце словарь диалектизмов. (Например, рассказ «Колежма» и к нему словарь поморских терминов). Словарь поморских терминов морехоцци – мореходы; вода суха – куйпога – самый низкий уровень воды при отливе; гледень – возвышенное место для наблюдения за окружающей местностью; баенка – баня; карбас – поморская лодка; матёра вода стоит – самый высокий уровень воды; порато – сильно; калья – лысина; лёшшицце – (о водной поверхности) сверкать на солнце, рябить; кануть – протекать; опружицце – перевернуться в лодке; плица – ковш, черпак для вычерпывания воды из лодки; сланец – утренник, заморозок; вода кротка – тихая, без волнения и ряби поверхность воды; гальнуть – лягнуть; волохница – речка или ручей, текущие по болоту; баракать – болтать вздор; бардать – понимать; оловина – самогон; палёшка – печеная в золе картошка; тоня – рыболовный участок для ловли ставным неводом или другими снастями; избушка при этом участке; улов за один просмотр сети. маслает – сильно бросает на волне из стороны в сторону. Во-вторых, он включает в рассказы легенды, которые являются жанром фольклора. (Например, рассказ «Лезгинка»: Легенда, дошедшая до наших дней, гласит: на одной из таких свадеб молодого джигита сразила неописуемой красоты девушка в окружении братьев. Она была похожа на лебедь, охраняемую соколами. Сердце юноши вырвалось из груди и полетело к ней. Вспыхнула искромётная музыка. Джигит отчаянно сорвался с места в зажигательном танце. Поднявшись на носки, горделиво раскинув руки-крылья, он плавно описывал круги, то преклонял колено, то вскакивал вновь, будто собираясь взлететь. Все чувства свои, свою любовь джигит явил в безумном вихре. Так родился этот благородный танец.) В- третьих, показателен эпиграф к рассказу «Жор глубинной щуки», взятый из карело-финского эпоса «Калевала». Мы предлагаем вам посмотреть презентацию об этом произведении фольклора. (См. приложение) Таким образом, А.В. Костюнин хорошо знает произведения фольклора Карелии и часто использует в своих произведениях народные сокровища. 3.Учитель: Читая произведения А.В.Костюнина, мы получаем уроки нравственности. Мастер-класс проведут критики и писатели. Матвеева Таня (11 класс) А) Как мудрый человек должен относиться к природе? Эта проблема остро поставлена в произведениях Александра Костюнина и Эрнеста Хемингуэя. Наша задача – определить сходство и различие рассказа « Жор глубинной щуки» и повести «Старик и море» путем сравнения, анализа, обобщения, а также выразить свое отношение к проблеме взаимоотношения природы и человека. Краткое содержание рассказа «Жор глубинной щуки» -Майор Федор Петрович поймал огромную глубинную щуку. Но оказалось, что это рыба поймала его. Петрович понял, что с этим семязерским чудом ему не совладать – он даже не попытался бороться с ней, щука играючи утащила Петровича в свою стихию. Краткое содержание повести «Старик и море» - Старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик обнадёжил его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток боровшись с ней, обессилев, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели её, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвёртые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил. - Что вы можете сказать о героях этих произведений? Кто они? Какие они рыбаки? Кто о них рассказывает? Ответы учащихся по примерному плану: занятие, социальное положение; взаимоотношения с окружающими; качества личности. Сравнение рассказов по таблице:
- Можно ли сказать, что герои живут в гармонии с окружающим миром? ( Герой Костюнина погибает, потому что он пренебрег всеми заповедями и смиренно подчиняется природе; гармонию с природой обретает герой Хемингуэя: старик любит море, он думает о нем с нежностью, как о женщине, мысленно общается с птицами, с рыбами. Он знает разных обитателей океана, их повадки, у него к ним свое нежное отношение.) Канивец Влад (7 класс) Б) Не исчерпан ли кредит доверия «братьев наших меньших» к человеку? Мне очень понравились рассказы А.В. Костюнина. Я, как и писатель, люблю рыбачить. Рядом с моим домом протекает Днепр. Весной, в разлив, вода подступает к самому крыльцу. И тогда отец переносит нас с мамой к дороге на руках. Особенно мне запомнился рассказ «Орфей и Прима», по мотивам которого я написал сочинение. Фото к рассказу А. Костюнина «Орфей и Прима». Если бы только люди могли любить, как собаки, мир стал бы раем. Дж. Дуглас «В наше отсутствие Прима щенилась и сейчас, забившись в конуру , устало облизывала свои родные мокрые комочки. К нашему появлению она отнеслась равнодушно, а сама при этом словно ждала кого-то. Беспокойно вытягивала морду кверху. Принюхивалась…» Я много слышал разных споров о счастье. Некоторые утверждают, что счастье -это богатство , карьера. Богатым всегда жилось легче, чем бедным, но настоящего счастья и верной любви не купишь, ни на какие деньги. Можно одним непродуманным поступком потерять своё счастье. Я прочитал рассказ А. Костюнина «Орфей и Прима», слёзы катились у меня из глаз. В голове возникал вопрос: «Зачем егерь утопил щенков? Почему люди такие жестокие, зрячие со «слепым сердцем?» Мы должны любить и ценить животных не только за их полезные действия, но и как часть окружающей нас природы. Нельзя забывать, что животным присущи чувства, которых порой не бывает у людей: привязанность, верность, способность к самопожертвованию. Зачем егерь убил этих маленьких щенков, ведь они ни в чём не виноваты. Когда он убивал, не думал о щенках, думал только об одном: о своей удачной охоте и о больших деньгах. Только что родившие малыши, сытые и довольные, уже любят жизнь. Им кажется, что в жизни все хорошо. Им еще неизвестно, на что способны люди. Они «безмятежно возехаются», и вдруг – холодная вода, смерть. И Прима, как настоящая мать, предчувствует беду. Она завыла, кидалась на дверь сарая. Горе матери- всегда горе. Чувство материнской любви является всегда сильным, и его не купить ни за какие деньги. Об этом нужно всегда помнить. Я недавно услышал песню «Про собаку» в исполнении Светланы Копыловой. Сюжет меня потряс. Хозяин везёт на лодке свою старую собаку, решает её утопить и бросает палочку в воду. Собака по привычке бросается за борт, и в этот миг переворачивается лодка. Хозяин тонет, собака, освободившись от петли, бросается в холодную воду и спасает хозяина. Домой он несёт собаку на руках и ухаживает за ней. Люди, будьте человечнее, гуманнее по отношению к животным. Они всегда придут к вам на помощь в трудную минуту и никогда не предадут!минуту и никогда не предадут! Прима, этот синквейн для тебя! Прима. Добрая, верная, заботливая. Горюет, падает, воет. Пытается спасти своих щенков. Мать! Антоненкова Светлана ( 10 класс) в)Человек должен помнить, откуда он родом, знать свои корни. Повесть-хроника А.В.Костюнина «Сплетение душ» посвящена «светлой памяти бабушки, великомученице, Яковлевой Александре Михайловне».Её эпиграф отражает смысл всего произведения: «Кто знает, может, в том, чтобы бережно донести до людей в своих ладонях её слёзы, - и есть моё земное предназначение…» Для общешкольного соцпроекта «Горжусь своей родословной» я составляла генеалогическое древо своей семьи и писала сочинение о бабушке Усвятская Журавушка Есть женщины в русском селенье... Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдёт - словно солнце, осветит, Посмотрит – рублём подарит» Н.А.Некрасов Мне нравится, как звучит фамилия моей бабушки - Журавлёва. Произнесёшь её, и почудится курлыканье журавлей, пролетающих над родной деревней Усвятье длинным, стройным клином. А возглавляет полёт не вожак, а журавушка - мать большого, дружного птичьего семейства. Бабушка всегда грустным взглядом проследит полёт этих красивых и гордых птиц и скажет: «До зимы осталось два месяца». Я каждый день прихожу к ней, чтобы проведать её и помочь по хозяйству. Потом мы сидим за столом, беседуем, пьём чай, обязательно с пирожками, какие умеет печь только она, наша Журавушка, так ласково называют её все дети, внуки и правнучек. Кажется, о её жизни я знаю всё, но она, как шкатулка с секретом, каждый раз может поведать новую историю да такую, что я или смеюсь, или плачу. Она рассказывает подробно и обстоятельно, хочет, чтобы я хорошо знала историю своего рода. - Я родилась 20 июля 1940 года в деревне Волково. Мать Евдокия Григорьевна и отец Иосиф Евгеньевич работали в колхозе за трудодни. Отец умер рано, сразу после войны. Мать осталась с пятью детишками на руках. Работы хватало всем, но жили дружно и весело. Получила семилетнее образование, с благодарностью вспоминаю своих учителей, особенно первую учительницу Дулину Фаину Ивановну, добрую и чуткую, справедливую и отзывчивую. Смыслом моей взрослой жизни стала семья. Вышла замуж по любви за тракториста Анатолия Журавлёва. Работала в совхозе по наряду и нянчила детей. В декретном отпуске была 22 года. С мужем радовались рождению каждого ребёнка, только последний не помнит своего отца: Катеньке было девять месяцев, когда он трагически погиб. Бабушка, рассказывая об этом горе, всегда плачет. Моя бабушка, Журавлёва Татьяна Иосифовна, - легендарная женщина Смоленской области. Рано овдовев, она подняла на ноги 16 детей, помогла вырастить 30 внуков, а теперь нянчит и правнука Данилку. Её судьба - это судьба нашей страны. В жизни бабушки были не только радости и удачи, но беды и потери, но она мужественно и стойко переносила все житейские невзгоды и сейчас считает себя счастливым человеком, потому что материнское счастье ценит дороже всего. Она имеет пять наград: орден «Мать-героиня», орден Материнства и ордена трёх степеней «Материнская Слава». Самое главное качество нашей большой семьи — трудолюбие, которое привила всем бабушка с детства. Ей не хватало времени повторять задание несколько раз, поэтому дети и внуки слушались её с первого слова. Бабушка Таня успевала везде: на работе и в домашних делах, держала коров, поросят, мыла, шила, стирала, вязала, расписывалась в дневниках и ходила на родительские собрания. Она знала о своих детях все: кто о чем мечтает, у кого что болит, кто влюбился, кто расстался с любимым человеком и страдает. Ей можно было доверить любую тайну и услышать мудрый совет. Редко кто в России может похвастаться тем, что в честь его семьи названа улица. А в Усвятье каждый знает улицу Журавлёвых, ухоженную, утопающую в зелени и цветах. О жизни моей бабушки один из внуков, может быть, напишет роман, а я посвящаю ей стихотворение: Люблю тебя, милая бабушка, Такой, как ты, на свете больше нет. Нужна ты нам, прекрасная Журавушка, Живи еще и радуй нас сто лет. 4.Учитель: Произведения А.В.Костюнина сценичны, но ещё не экранизированы. Наши сценаристы, режиссёры и актёры школьного театра постарались восполнить этот пробел и подготовили мини-спектакль по рассказу «Вальс под гитару». Оформление спектакля (по кругу три декорации: автобус, квартира, класс музыкальной школы) Сцена в автобусе (В автобусе сидят двое: мужчина и мальчишка лет четырнадцати в чёрном мешковатом пуховике на вырост да в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза.В руках у него гитара.) – Чего это гитара без струн? – не утерпел мужчина. Маленький попутчик ответил не сразу. Сначала уложил своё затихшее «музыкальное орудие» на колени, стащил с головы шапочку, освободив белокурые неприбранные вихры, и только потом обстоятельно сказал: – Ездил в город, думал, можно починить, не взяли. Сказали: »Слишком старая, гриф треснул, новые струны не помогут. Чудес не бывает!» В этом году я музыкальную школу по классу баяна заканчиваю, но хочу ещё и на гитаре научиться. Чужую брал на неделю, вроде получалось. Это отцова гитара. Он погиб, когда я ещё совсем маленький был. На новую мать денег не даёт. Ворчит: «Расти и зарабатывай сам. Я не успеваю за всем одна». Он задумчиво провёл пальцами по грифу и повернул голову в сторону запотевшего окна. – Выходит, ты настоящий музыкант, раз уже специальную школу заканчиваешь? – Настоящий-ненастоящий, а в концертах участвую. – Когда талант есть – дивьё! У тебя, по всему чувствуется, – есть. Он грустно и благодарно улыбнулся. Сел вполоборота. Взгляд его лучился добротой. – А ведь свою «музыкалку» я один раз чуть не бросил… – Что так? – Думаю, у всех бывают чёрные полосы. У меня тогда, в конце школьного года, было всё неважно. Выходило много двоек за четверть. Я плохо… очень плохо учился. Не понимал. Принимался зубрить. Не прилипало. То же самое по баяну: ну, орёт на меня училка – хоть ты что… Дома мать исходит на крик – и за двойки, и за баян. Я даже ножик брал, приставлял к руке… Чтобы не видеть ничего. Чтобы не слышать никого. Чтобы скорее окутал сон – мой рай. Чтобы, как свободный будто бы. За этим прикосновением темнота... Хорошо. Это – точно награда. Но день не даёт дотянуться, отделяет начало от конца. Зачем промежуток между ними? Чем такой «свет» – лучше всегда «тьма». Сцена в музыкальной школе За деревянным столом сидит учительница. Мальчик играет на баяне, и она задаёт постукиванием руки по столу верный ритм, но при этом от злости ударяет по нему так, что в столе всё подпрыгивает и громыхает. Он играет в другом темпе, она стучит изо всех сил, вроде бы подсказывает, хочет помочь, но это сбивает ученика. «Училка» сердится, кричит, доводит мальчика до слёз. Сцена дома Сидит и плачет. - И зачем это надо? Эти “сольфеджио”, “интервалы”, “гаммы”, “мажоры”, “миноры” – всё. Зачем? Мне ещё два года учиться, и ещё целых два года она на меня будет так орать. Вырвал чистый листочек из тетрадки и написал (вслух): -Хочу уйти и прошу вычеркнуть меня из третьего класса музыкальной школы. Ну, всё! Схожу ещё один разок на баян, и если только она на меня заорёт, вот тогда я листок и достану. Письмо будет вроде отмычки от неё. Буду свободен. Буду спокойно ходить себе по улице, как все. Пацаны вон смеются: «Да на фиг тебе этот баян? Такую гробину таскать! Играть на нём? Давай лучше в карты сыграем». Для них баян, что гармошка, на которой только старые дедушки до войны играли. Подходит к окну: -Дай-ка загадаю: сколько берёз увижу из окна, такую и отметку получу на уроке. Четыре берёзы! Сцена на уроке - Здравствуйте, Елена Степановна. Берёт инструмент. Пододвигает ногой стул. Садится. Достаёт нотную тетрадь. Открывает страницу. Спокойно нажимаетна клавиши, плавнорастягивает меха. И музыка полилась. Под звуки музыки: -Мне представился бег муравья. Он сюда забежал. Опять бежит, бежит, бежит. Взял соломинку, повернулся и назад в муравейник. Мои пальцы – будто его лапки. Они с такой же скоростью бегают, как у него. Если он быстрее бежит, и ты быстрее пальцами перебираешь. Елена Степановна глядит молча, только головой одобрительно кивает. -Молодец! Красивую четвёрку в дневник поставила. Сцена в автобусе -У меня теперь с баяном всё хорошо. Хочу теперь на гитаре научиться, как папка. Мама его за гитару и полюбила. Он лучше всех играл. Душа компании. А берёзки мне помогли. Я их уже не раз мысленно целовал. Я хочу выбрать музыку себе и дальше по жизни. Ну, например, поступит сейчас кто-нибудь учиться на агронома, инженера или военного. Кому они нужны?! А музыка – она везде. Машина гудит – музыка. Мы с вами говорим – музыка. Да вот, – он два раза озорнопритопнул ногой, – и это музыка. – Уж прямо и музыка?! – Да – музыка. Заключительная сцена Выходят на сцену перед зрителями мальчик и учительница. Она объявляет: -Ещё раз поздравляем вас со Светлым Христовым Воскресеньем! Примите в подарок вальс «На сопках Маньчжурии». (Звучит вальс) Мальчик говорит под музыку: – Сначала идёт тихая музыка. Играю для папы, а сам представляю: он словно уже не лейтенант, как на строгой фотографии в документах. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки – он. Встаёт, ищет себе пару. Нашёл! Выбирает мою маму. Значит, нужно с этого места громче играть. Это – радость евонная. Они танцуют счастливые, улыбаются. Вот они посмотрели друг другу в глаза – пауза такая. На миг всё остановилось, затем опять начинают кружиться. Зрители аплодируют, мужчина подносит ему новую гитару. Мальчик счастлив, он говорит: -Сегодня чудеса случаются! 5.Выступление иллюстраторов. Для нас, смоленских ребят, произведения А.В.Костюнина стали открытием. Мы узнали о тяжёлом прошлом своей страны, задумались над сложными проблемами сегодняшнего дня. Ни один из рассказов не оставляет читателя равнодушным. Предлагаем рассмотреть иллюстрации и определить, к какому они произведению. Иллюстрации выполнили Каданова Маша (5 класс), Митина Вика (10 класс), Шелпакова Алёна (11 класс) 6. Выступление фотографов. Из биографии писателя мы узнали, что он занимается фотографией и создал фотогалерею. Посмотрите работы школьного фотографа Журавлёва Игоря, ученика 7 класса, по мотивам рассказов А.В.Костюнина на тему «Увлечение моего друга». «Сам я большой охотник, потому и мало трогают все эти байки про «сумасшедший» клёв, про «оживший» поплавок, про «во-о-от такого» леща. Хотя после длинной вьюжной поры уху на костерке, под солнышком люблю. К тому же погода…» («Танина ламба») «Сильный. Надёжный. Невозмутимый. Нет в его глазах страха» («Колежма») «Её Величество – Щука!» («Жор глубинной щуки») «Даже плохой день на рыбалке лучше, чем хороший день на работе…» («Танина ламба») «С крутого холмистого утёса открывается бескрайняя панорама… В пойменных заливных лугах сочный ковёр разнотравья…» («По собственному следу») Каданова Маша (5 класс) Прошлым летом мы с мамой ездили в Карелию. Теперь мы знаем, что это «малая родина» А.В.Костюнина. Я покажу вам фотографии, которые привезла из этой поездки. Я их озаглавила словами известной песни «Долго будет Карелия сниться…» Озеро Лососиное Государственный историко-художественный музей «Кижи» Горный парк «Рускеала» Река Неглинка Рассматривая эти пейзажи, можно сказать, что сама природа благоволит родиться здесь писателям и поэтам, чтобы воспеть в своих произведениях такую красоту. 7.Вывод учителя Подводя итоги нашей встречи, можно сказать, что творчество писателя А.В. Костюнина уникально. Его произведения занимают особое место в русской литературе. Он располагает к себе читателя искренностью и добротой. Произведения, проникнутые любовью к родному краю, заставляют нас изучать историю, задуматься над проблемами сегодняшнего дня и определить своё отношение к окружающему миру. 8.Рефлексия Как соотнести пушкинские слова «Я служу по России!» и писательскую биографию А.В. Костюнина? (Выступления школьников) |