Скачать 75.38 Kb.
|
Открытый урок Русского языка и внеклассного чтения по скавзке В.Берестова «Как найти дорожку» 4 класс Учитель: Козлова Любовь Васильевна Урок русского языка по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» В мире много сказок, Грустных и смешных, И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло! Тема: «Правописание окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонений в родительном и дательном падежах». Цель: 1.Познакомить учащихся с содержанием сказки В.Берестова «Как найти дорожку», помочь понять её главную мысль. 2.Развивать умение распознавать родительный и дательный падежи существительных 1-го и 3-го склонений. Формировать навыки правописаний окончаний в данных падежах. 3.Развивать творческую мыслительную деятельность, кругозор детей. 4.Воспитывать любовь к природе, к животным. Оборудование: таблица склонений имен существительных 1-го и 3 –го склонений в родительном и дательном падежах; иллюстрации к сказке; таблицы с загадками по содержанию сказки; картинный словарь; раздаточный материал; карточки с заданиями. Ход урока
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, более объемный и сложный, чем всегда. Мы проводим урок внеклассного чтения и урок русского языка как один большой урок. Урок по сказке В.Берестова «Как найти дорожку». -Что же случилось с ребятами из сказки В.Берестова «Как найти дорожку»? Оказывается, они пошли в гости к дедушке леснику. Пошли и заблудились. Поможем им найти дорожку. III .Упражнение в чистописании Лл ле ел ля -Угадайте, куда мы отправляемся вместе с ребятами из сказки. Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (ЛЕС) -Запишите слов ЛЕС. Подберите однокоренные слова к слову ЛЕС. Разберите слова по составу. ДЕС ЛЕСОК ЛЕСНИК ЛЕСНАЯ - Какое слово можно написать без проверки? Почему? IV. Закрепление изученного 1. Словарная работа а) Картинный словарь с загадками на тему «Лес» (Коллективная работа) -Идешь, идешь, Конца не найдешь. (ДОРОГА) - Стоит Алена- Платок зелёный, -Тонкий стан, Белый сарафан. (БЕРЁЗА) -Никто не пугает, А вся дрожит. (ОСИНА) -Красненькая матрешка, Беленькое сердечко. (МАЛИНА) - Кто осенью спать ложится, А весной встает? (МЕДВЕДЬ) -Пришла из лесу птичница В рыжей шубке кур посчитать. (ЛИСА) -Через поле напрямик Скачет белый воротник (ЗАЯЦ) -Вещунья, белобока, А зовут её….(СОРОКА) - Все ест – не наедается, А попьёт – умирает. (ОГОНЬ – КОСТЁР) - А какие листья на деревьях осенью? (ЖЕЛТЫЕ) б) Игра «Угадай слово» (Двое учащихся работают на местах по карточкам) ВП…РЕДИ В…ЗДЕ ПР…ВИТ…ЛЬСТВО ЗДРА…СТВУЙТЕ ОДИ…АДЦАТЬ АВТ…М…БИЛЬ Х…ЗЯЙСТВО К…МАНДИР А…ЕЯ КО…ЕКТИВ ВЧ…РА П…ОМ Н…ЗАД Б…БЛ…ОТЕКА 2. Работа в парах -Вставьте безударную гласную, чтобы не ошибиться. Устно подберите проверочные слова . 1- й вариант 2-й вариант С…СНА Д…ЖДИ Р…КА СН…ГА СВ…ЧА П…ЛЯ ПЛ…САТЬ ПРИВ…ЖИ М…РЯКИ ПР…МОЙ ГР…ЗОВАЯ Л…СТОК (Взаимопроверка) -Итак, своей работой мы помогаем ребятам искать дорожку. Отгадайте, кого они увидели? ( Плакат) Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА) Видят над ними белка прыгает с дерева на дерево. Маленькая белочка готовилась к зиме. В дупле она устроила кладовую. -Для чего она делает запасы? Угадайте, что она заготовила? И на горке, и под горкой, Под берёзой, и под ёлкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (ГРИБЫ) Дети решили помочь белке. 3. Упражнение в определении склонений имен существительных, повторение падежей. Игра «Сорви гриб» -Как правильно срывать грибы? (распознать гриб, выполнить задания, записанные на обратной стороне). Я в красной шапке расту Среди корней осинок. Меня увидишь за версту. Зовусь я …(ПОДОСИНОВИК) Задание: выпишите из загадки о белке имена существительные. Запишите их в начальной форме, определите склонение. -Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданиями, тем самым помогли белке набрать грибы. А сейчас у нас важная работа. V. Изложение нового материала «Правописание окончаний имен существительных 1-го и 3-го склонений в родительном и дательном падежах» Задание 1. (Прикрепляется таблица)
-Поставьте данные существительные в родительном и дательном падежах. Выделите окончания. Вопрос. Какие окончания пишутся у существительных 1-го и 3 -го склонений в родительном и дательном падежах? -Итак, с кем же встретились ребята? Дети помогли белочке заготовить грибы и просят её: Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? -Очень просто – отвечает Белка. Прыгайте с этой ёлки на ту, с той – на березку. С березки - на большой дуб. С верхушки видна крыша. Это и есть сторожка. - Ну что же вы, прыгайте! - Спасибо, Белка,- говорят ребята. Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого – нибудь спросим. Ребята пошли дальше и увидели …кого? В гору бегом, А с горы кувырком? (ЗАЯЦ) - Куда же так торопится заяц, что он ищет? Стоит матрешка На одной ножке, Закутана, закутана. (КАПУСТА) Задание 2. Игра «Учитель ученик». ( У каждого ученика рисунок, на котором изображен кочан капусты. На обратной стороне задание). -Допишите окончания имен существительных. Что надо сделать, чтобы правильно написать окончания существительных? ИДЕТ ПО ТРОПИНКЕ – 1 склонение, Д.п. ( Разбирается коллективно, показывается как надо оформлять работу). 1 вариант 2 вариант ИДЕТ К ДЕДУШК БЕЖИТ ПО ДОРОГ СТОИТ ОКОЛО ДОРОГ ВИДНА С ВЕРХУШК ПОДОШЛА К ЕЛ СИДЕЛ ВОЗЛЕ ЕЛ Зайчик был очень рад, что он не останется голодным, и пустился в пляс. И все заплясали. Физкультминутка Заинька, выходи ! Заинька, повернись! Заинька, поскачи! Заинька, выходи! Серенький, повернись! Серенький, поскачи! Серенький, выходи! Вот так, эдак повернись! Вот так, эдак поскачи! Серенький, выходи! Вот так, эдак повернись ! Вот так, эдак поскачи! Заинька, попляши! Серенький, попляши! Вот так, эдак попляши! Вот так, эдак попляши! Ребята попросили Зайчика: -Зайка, Зайка, расскажи, Зайка, Зайка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - В сторожку? – Переспросил Заяц. «Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Потом капустой. Потом запахнет лисьей норой. Обскочите этот запах справа и слева. Когда он останется позади, понюхайте и учуете запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка – лесник самовар ставит.» -Спасибо, Зайка,- говорят ребята. «Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется ещё кого-нибудь спросить. Видят – ползёт… Не то стойло, не то хата, В ней скотинушка рогата, Рожки высунуть боится, Не мычит и не доится, Не корова, не коза… Непонятно, где глаза Для неё прогулка – пытка! А зовут её …(УЛИТКА). Эй, Улитка, расскажи, Эй, Улитка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? -Рассказывать до-о-олго, - вздохнула Улитка. Лучше я вас туда провожу… Ползите за мной. -Спасибо, Улитка, - говорят ребята. Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого- нибудь спросим. На цветке сидит пчела. Ребята к ней. Пчелка, Пчелка, расскажи, Пчелка, Пчелка, покажи, Как найти дорожку К дедушке в сторожку? - Ж –ж-ж-, говорит Пчела. Покажу. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестер. Куда они- туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания. Я уж-ж-жасно тороплюсь…Ж-ж-ж…и улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчелы. ( Пока дети идут, мы поработаем, как пчелки). Задание. -Напишите ответы на вопросы. Данные в скобках слова поставьте в нужном падеже. Определите склонение и падеж. Выделите окончания. 1. К кому шли дети? ( ДЕДУШКА) 2.Для кого они сорвали грибы? (БЕЛКА) 3. У чего отдыхали дети? (ЕЛЬ) 4.За кем пошли ребята? (ПЧЕЛА) 5. Что они нашли быстро? (СТОРОЖКА) Ребята пошли туда, куда летели пчелы и быстро нашли сторожку. Вот была радость. А потом дедушка их чаем с медом угостил. VI. Работа с толковым словарем - Растолкуй слово ВНИМАТЕЛЬНЫЙ -Прочитай толкование под цифрой 1 1.Такой, который всё делает старательно, не отвлекается; сосредоточенный. 2.Такой, который проявляет заботу; любезный, чуткий. -Прочитайте хором предложение: СТАНУ Я СТАРАТЕЛЬНЫМ ТАКИМ, ВЕЖЛИВЫМ, ВНИМАТЕЛЬНЫМ К ДРУГИМ. Дети сами помогли Белке, Зайцу. Их никто об этом не просил. Это очень хорошо увидеть и исполнить желание другого. VII. Подведение итога урока - С какой сказкой мы сегодня познакомились? - Кого встретили ребята на своем пути? - Кому помогли они ? -Что мы узнали об окончаниях имен существительных 1-го и 3-го склонений в родительном и дательном падежах? |