Скачать 58.72 Kb.
|
Открытый урок русского языка в 4 классе от 20 октября 2011 г. Тема: Склонение имен существительных. Цель: формировать умения склонять имена существительные в единственном числе, открыть алгоритм определения падежей, развивать речь, умение работать в парах, умение работать с информацией, ИКТ, воспитывать культуру общения на урок, уважительное отношение к хлебу, к людям труда. Оборудование: учебник «Русский язык» автор Рамзаева Т.Г., «Конкурс грамотеев» автор Н.М. Бетенькова, тесты «Я иду в начальную школу», методическое пособие «Поурочные разработки по русскому языку в 4 классе» (к учебникам Т.Г. Рамзаевой и Зелениной Л.М.), компьютер. Дети: Мы учим русский годы к ряду С душой, с усердием, с умом. Нас ждет великая награда И та награда в нем самом. Учитель: Какая награда? Дети: Русский язык научит красиво говорить и грамотно писать. Учитель: Дети, урок у нас необычный, присутствуют гости, повернулись, поприветствовали. А я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, отвечать, не торопиться, не перебивать друг друга. Ход урока.
На экране: «Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу». (Подчеркнуть однородные сказуемые) (Посмотрели правильность выполнения). Учитель: Осень мы не ждем, она приходит незаметно. Убран небывалый урожай зерновых (20 лет не было такого урожая, так заявил заместитель председателя правительства Виктор Зубков). А за этим урожаем стоит тяжелый труд земледельцев. Вспомним написание буквы Х: два полуовала, слов: хлебороб, хозяйство, хлеб. Внимание на экран (слайд №2). Какое слово можно назвать лишним? Дети:
Учитель: Давайте составим предложение. Дети: Вспашет хлебороб землю и посеет зерно. Хлеборобы собрали богатый урожай. По членам у доски. Учитель: Игра «Назвать профессии хлебороба». Кто скажет последнее слово-тот победитель. Вы посмотрите на экран (Слайд №3). Что объединяет эти слова. Дети: Это имена существительные. Повторяют об имени существительном правило. Мы составили паспорт имени существительного (слайд №4) Учитель: 6 падежей. Давайте же посмотрим на экран (слайд№5) – Игра «Сбой в компьютере» ( не по порядку поставлены падежи). А как правильно? Слушаем сценку: - Воскликнул Именительный: «Мой именинник, тот, Который изумительно Науку познает!» -Того, -сказал Родительный: «Я отрицаю, кто Не может без родителей Надеть себе пальто». -Тому, - ответил Дательный,- Плохое имя дам, Кто не любит старательно Уроки делать сам. -Того, -сказал Винительный,- Я буду обвинять, Кто книжку вразумительно Не может прочитать. -С тем,- заявил Творительный Я только лишь в ладу, Кто очень уважительно Относится к труду. -О том,- сказал Предложный,- Я предложу рассказ, Кто в жизни делать может Полезное для нас. А чем мы будем заниматься на уроке? Определять падежи имен существительных. Давайте просклоняем : агроном, поле (комментировано в тетради). И.п.: кто? Агроном, что? Поле Р.п.: кого? Агронома, чего? Поля Д.п.: кому? Агроному, чему? Полю В.п.: кого? Агронома, что? Поле Т.п.: кем? Агрономом, чем? Полем Учитель: Посмотрите, какая часть слова изменяется? – окончание. Дети: Разные падежи имеют разные окончания. А как определить? Найти слово, поставить вопрос. Физкультминутка (музыкальная). Именительный потянулся А Родительный летал, Дательный полез на горку, Винительный приседал, Наш творительный нагнулся, А предложный ускакал. Дети: Падежи нам всем нужны И при этом все важны. Учитель: Определяем падеж имени существительного по упр. 140. Жаркое лето 2010 г., пожары. Хлеб спасли. В жаркий поддень ребята шли по полевой дороге. Вдруг они увидели в поле клубы дыма. Это горела спелая рожь. Учитель: Жаркий – разбираем по составу. Учитель: Труден и почете труд хлебороба (слайд№6). Почему говорят, что хлеб всему голова? Дети: Хлеб-пища. Мы ни одного дня не обходимся без хлеба. Учитель: Работа хлебороба очень трудная. Посмотрите на экран. Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют Пашут каждую весну Поднимают целину. Сеют, жнут, ночей не спят С детства знай, как хлеб растят. (Указать падеж слова «хлеб») Физкультминутка для глаз. Быстро поморгать ( 5 раз), закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5- 4раза, до 8- 2 раза. Игра «Определи падеж». Учитель: А теперь работа в парах. В помощь падежные часы. 1-я пара. Гордимся урожаем- Т.п. Насыпает зерно- В.п. Созрела в поле- П.П. 2-я пара Испекли каравай- В.п. Любовались пшеницей- Т.п. Получают из ячменя Учитель: А теперь вашему вниманию предлагается тест.
а) по числам б) по падежам в) по родам 2. Укажи род имен существительных: ячмень, овес, просо, пшеница, рожь, гречиха, кукуруза. (добавь по одному слову каждого рода) 3. Укажи в словосочетаниях падежи имен существительных. Вижу Москву ____п. Пишу ручкой ____п. Сижу на скамейке _____п. Стою около двери _____п. Учитель: Пройдут годы, вы закончите школу, приобретайте востребованные на селе профессии, любите свое село, свой край и возвращайтесь возрождать село свое. Игра «Кто первым» На экране «Дорожка» Определить падеж имени существительного, объяснить орфограммы. Дорожка домой Мне мила с детских лет Дорожки знакомой Красивее нет. И если б зашел Я не знаю куда, Дорожку домой Отыскал ба всегда. На этой дорожке И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои. (К. Райс) Итог: Учитель: Работая на уроке, что вы открыли для себя.
Учитель: А теперь внимание на экран. Он просит, чтобы вы записали только пропущенные буквы. Адре…, ша…ка, г…зета, овё…, б…лет, ду…, д…рога, Коллекти…, ко…ьба, б…реза, килограм… Что получилось: Спасибо всем! Вы сегодня активно работали. Как вы сами оцените свою работу. Урок окончен. Я надеюсь, что вы стали чуточку умней, узнали много новых слов и всяких всячин. Значит не зря наш день потрачен. |