Скачать 116.49 Kb.
|
Внеклассное мероприятие «По сказкам А.С. Пушкина» учителя начальных классов МБОУ СОШ № 45 Кочепасовой О.В. Путешествие по сказкам А.С. Пушкина 1 ученик: Сегодня день совсем не прост, О Пушкине здесь речь пойдет. О том поэте, чьи стихи Мы прославляем в эти дни. Он гениальный был поэт, О нем мы помним много лет. И вот поэтому сейчас Мы в сказку приглашаем вас. Сцена оформлена в виде комнаты девочки Даши. В центре стоит диван, справа– стул, слева – кубик. По всей сцене разбросаны вещи, книги, тетради. На стуле висит рюкзак. Входит Даша и начинает выбрасывать вещи из-под дивана, собираясь на прогулку. Видит кота (мальчик в костюме кота). 1 сцена Даша: Мурзик, ты чего это сюда забрался? Представляешь, мама с папой сказали, что если я буду хорошо себя вести, то они мне купят подарки. Знаю я их подарки. Купят книжку или альбом с красками. Ничегошеньки не понимают! Зачем мне эти книжки, сказки раскраски?! Купили бы лучше костюмчик фирменный – с молниями и заклепками, с иностранными буквами на карманах! Так нет же, не догадаются, не купят! Мурзик: Мяу! Даша: Глупый ты, Мурзик! Ничего тебе не надо, только и знаешь свое «мяу мяу»! Мурзик: «Мяу!» – это привет. Пора бы усвоить, Даша. Даша (падает на кресло): Т ты з з заговорил? К к как это? Так это! Мурзик: Нытье твое о тряпках надоело: костюмчики, джинсики, заклепки, нашлепки! Чему тебя только в школе учат? Книжки ругаешь, сказок не любишь, а сама хотя бы одну, мяу, прочитала с пониманием? Или только королевские фасоны на картинках разглядывала? Я то знаю! Даша: Что ты знаешь? Размяукался тут! (Прикладывает ладонь ко лбу.) Вот, переучилась, переутомилась, говорящие коты мерещатся. Брысь отсюда, брысь! Мурзик: Вот, возьми, прочти хотя бы эту! (Дает книжку.) Даша: У у у, опять книжки для малышки, сказки фантомаски! Чепуха всякая про Красных Шапочек и Бабков Ежиков. Мурзик: И не знаешь, что сказка – «добрым молодцам урок»? Даша: Ну, опять про уроки! Учат, каждый день учат... А у нас каникулы! И вовсе ты не настоящий, иначе не говорил бы эту чепуху! Мурзик: Все, мое терпение кончилось! Пора тебя, Даша, поучить уму разуму. Даша: Чушь! Это ты нарочно подстроил, коты учеными не бывают. Мурзик: Еще как бывают. Даша, ты помнишь наше сказочное чудо юдовское правило? И пора это правило применить. Итак, начинаем: «Эус, дэус, космонеус! Квинтер минтер, телемаус!» Поёт песню на мотив песни «Говорят мы бяки-буки…» Говорят, коты и кошки любят греться на окошке, Любят сливки и печенье, но не любят приключенья. Я – совсем наоборот, я не зря Ученый Кот! Обойдусь без молока и творожного сырка. Но скажу без самомненья – обожаю приключенья! Про меня молва идет: мол, не зря учился Кот! Я в душе авантюрист, но – подчеркиваю!– лично Я учился на «отлично»! И поэтому то вот Я – вполне Ученый Кот! 2 сцена На сцене детского праздника появляется большой столб со стрелками указателями: «Темный лес», «Остров Буян», «Балда», «Золотой петушок»… Под столбом режутся в карты Бабариха и Бес. Бабариха: Козыри «крести» – дураки на месте! Бес: Сама такая, сама такая. Держись, бабулька, мне везет! Бабариха: Какая я тебе «бабулька»? Сколько раз говорила, Балбесина, чтобы величал меня полностью: Сватья баба Бабариха! Бес: Тогда и меня полностью: Бес Балбес Двенадцатый! Бабариха: А почему двенадцатый? Бес: Для солидности! Бабариха: Ой, уморил! Для со со лидности! Шмакодявка рогатенькая, а туда же! Ты б сначала хвост припрятал, да рога подрубил! Бес: Ах, так? Опять мой хвост не нравится? И рога не к лицу? Бабариха: Тихо, замри! Тихо, я тебе говорю! 3 сцена Бес и Бабариха убегают, а на сцену выходят Даша и Ученый Кот. Даша: Куда я попала? Ничего не понимаю... Мурзик: А чего тут понимать, мяу? Книжку на пол бросила, сказок не любишь, не читаешь. Вот и угодила, куда следует. Даша: А куда следует? Мурзик: Куда куда, раскудахталась, как курочка с золотым яичком! В сказочную историю ты попала – на перевоспитание. Даша (упрямо): Чепуховина сплошная! Разве можно в сказку попасть? Ведь все сказки – глупые выдумки для дошколят, толку от них никакого! Поёт песню на мотив песни «Наш сосед». Надоели эти сказки про людей и про зверей, Про волшебные подсказки всяких гномиков и фей! Покажите мне лягушку, что красавицей была! Где найдете вы избушку, чтоб вертелась, как юла? Неужели может кошка, словно радио, болтать? И на тонких курьих ножках разве дому устоять? Бабка в ступе не летала, леший зелье не варил, Соловья разок слыхала – не разбойник это был! Надоели эти сказки про людей и про зверей, Про волшебные подсказки всяких гномиков и фей! Надоели эти сказки про царевен лебедей, Эти выдумки раскраски для детсадовских детей! Мурзик: Н да, тяжеловато тебе придется. Все у тебя в голове перепуталось, все герои перемешались. Даша: Перемешается, когда коты человеческим голосом говорят! Мурзик: Оно и видно, что Пушкина не читала. У него ясно написано: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом. Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит...» Даша: Ну? Как в телевизоре, да? По одной программе мультики, на другую программу переключила – там кино! Как мне домой попасть? Мурзик: Да, вот тебе этот... как его?.. путеводитель по нашей стране: читай внимательней, там все сказано. (Протягивает сказки Пушкина) Даша: Так это опять «Сказки Пушкина»?! Мурзик: Да уж, не «Бурда Моден», конечно. Классику надо знать. Ладно, мне пора. Дядя родной, Кот Котофеевич, заждался – давно с ним не виделись. Прощай! Но помни, как у Пушкина сказано: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей...» Уходят в разные стороны. 4 сцена 2 ученик: Сказки Пушкина мы знаем: Любим очень и читаем, Изучаем наизусть. В них живет наш русский дух! И одну из этих сказок Мы расскажем вам сейчас. Про Балду и про попа, Как Балда попа исправил, Уважать свой труд заставил. Картина первая. Ярмарка Звучит русская народная музыка, дети, приплясывая, устанавливают декорации к сказке, исполняют роль коробейников. Чтец: Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. На сцене появляются поп с попадьей и поповной. Они важно ходят и рассматривают товары. 1-й коробейник: Тары-бары, растабары, Есть хорошие товары! Продаю без барыша, Зато слава хороша. 2-й коробейник: Подходи, дядя Роман, Разворачивай карман, Выбирай, не торопись, Купивши, не хохлись! 3-й коробейник: Все Аленки, все матрешки — Все сюда, все сюда, Здесь распродажа, господа! Посмотрите, какие матрешки Расписные, веселые! Есть Ванюшечки, есть игрушечки! Подходи, покупай, девки-душечки! 4-й коробейник: Приехали с ложками, Свистульками да с гармошками. Приходи, честной народ! Стоит дядька у ворот, По дешевке продает! 5-й коробейник: Ах, гармошечка, дружок, Свое дело знает: Она в наших руках Хорошо играет! 6-й коробейник: А в нашей палатке Нет нехватки: Звонко поем О том, что продаем. Купите балалайки Звонкие, веселые, певучие! Чтец: Пошел поп по базару... Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. Выходит Балда навстречу попу. Балда: Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался? Поп: Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого? Балда: Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу. Чтец: Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось. Поп: Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердие и проворье. Все уходят за кулисы. 5-й коробейник: Свистульки, трещотки, ложки. Кто хочет поиграть немножко? Цыганка: А кто-нибудь из вас видал, Чтобы Мишка танцевал? Не видали? Ничего! Покажу сейчас его. Медведь танцует вприсядку, играет на бубне, кувыркается, кланяется. Картина вторая. Дом Чтец: Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых. Входит Балда, приглашает попадью с поповной. Балда начинает «работать» (косит, варит обед). Чтец: Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей; Кашу заварит, нянчится с дитятей. Выбегает попенок, бежит к Балде, усаживается ему на колени, плачет. Балда: Не плачь — дам калач. Не вой, дам другой. Мальчик хватает калач. Балда: Повеселел мальчишка, Схватил калачишко. Попенок: Я не мамкин сын, Я не папкин сын, Я на елке рос, Меня ветер снес, Я упал на пенек, Стал кудрявый паренек. Выходят поп с попадьей, беседуют между собой. Чтец: Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит, О расплате думает частенько; Время идет, и срок уж близенько. Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит: Лоб у него заране трещит. Поп: Так и так: что делать остается? Попадья: Ум у бабы догадлив, На всякие хитрости повадлив... Знаю средство, Как удалить от нас такое бедство: Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь; А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь. Тем ты и лоб от расправы избавишь И Балду-то без расплаты отправишь. Поп: Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда. Слушай: платить обязались черти Мне оброк по самой моей смерти; Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них недоимки за три года. Как наешься ты своей полбы, Собери-ка с чертей оброк мне полный. Картина третья. У моря Балда подходит к пеньку, садится, берет веревку. Чтец: Балда, с попом понапрасну не споря, Пошел, сел у берега моря; Там он стал веревку крутить Да конец ее в море мочить. Появляется старый бес. Старый бес: Зачем ты, Балда, к нам залез? Скажи, за что такая немилость? Балда: Как за что? Вы не платите оброка, Не помните положенного срока. Старый бес: Балдушка, погоди ты морщить море, Оброк сполна ты получишь вскоре. Погоди, вышлю к тебе внука. Балда: Этого провести не штука! Появляется бесенок. Бесенок: Здравствуй, Балда-мужичок; Какой тебе надобен оброк? Об оброке век мы не слыхали, Не было чертям такой печали. Ну, так и быть — возьми, да с уговору, С общего нашего приговору — Чтобы впредь не было никому горя: Кто скорее из нас обежит около моря, Тот и бери себе полный оброк, Между тем там приготовят мешок. Балда: Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою? Экого послали супостата! Подожди-ка моего меньшего брата. Попляши-тка ты под нашу балалайку; Ты, бесенок, еще молоденек, Со мной тягаться слабенек; Это было б лишь времени трата. Обгони-ка сперва моего брата. Раз, два, три! Догоняй-ка! За кустом два зайца. Первый соревнуется с бесенком в беге. Убегает. Второй пляшет рядом с Балдой. Чтец: Пустились бесенок и зайка... Прибежал бесенок задыхаясь... Глядь – а Балда братца гладит. Балда: Братец мой любимый, Устал, бедняжка! Отдохни, родимый. Заяц убегает. Чтец: Бесенок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел... Бесенок: Погоди, схожу за оброком. Балда в это время крутит веревку. Бесенок: Что ты хлопочешь? Будет тебе оброк, коли захочешь. Балда: Нет, теперь моя череда, Условия сам назначу, Задам тебе, враженок, задачу. Посмотрим, какова у тебя сила. Видишь: там сивая кобыла? Появляется «кобыла». Балда: Кобылу подыми-тка ты, Да неси ее полверсты; Снесешь кобылу, оброк уж твой, Не снесешь кобылы, ан будет он мой. Бесенок выполняет действия по тексту. Чтец: Бедненький бес Под кобылу подлез, Понатужился, понапружился, Приподнял кобылу, два шага шагнул. На третьем упал, ножки протянул. Балда: Глупый ты бес, Куда ж ты за нами полез? И руками-то снести не смог, А я, смотри, снесу промеж ног. Чтец: Сел Балда на кобылку верхом Да версту проскакал, так что пыль столбом. Проскакав с Балдой круг, кобыла убегает. Чтец: Испугался бесенок и к деду Пошел рассказывать про такую победу... Делать нечего — собрали полный оброк Да на Балду взвалили мешок. Бесенок взваливает мешок Балде на спину. Балда: Собирайся, народ, Собрал я оброк! Картина четвертая. Ярмарка На сцену выходят поп с попадьей и поповной. Поп прячется за попадью. Чтец: А поп, завидя Балду, вскакивает, За попадью прячется, Со страху корячится. Балда его тут отыскал, Отдал оброк, платы требовать стал. (Текст сопровождается действием) Бедный поп подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка, А с третьего щелка Вышибло ум у старика. Балда: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. Попадья с поповной уводят попа. Дети: Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. 1 ученик: Пушкин — это возрожденье Русской Музы — воплощенье Наших первых дум и чувств, Это — незапечатленный Ключ поэзии, священный, В светлой области искусств. 2 ученик: Это старой няни сказки, Это молодости ласки, Огонек в степной глуши. Это — слезы умиленья... Это — смутное влеченье Вечно жаждущей души... 3 ученик: Это — гений, все любивший, Все в самом себе вместивший — Всеобъемлющ и велик... Ныне мы поэта славим — И на пьедестале ставим Прославляющий нас лик. Дети исполняют песню «В гостях у сказки…» |