РабоЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литературное чтение»
4 класс
Рабочая программа
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Автор: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Образовательная система «Школа 2100»
Класс: 4
Количество часов: 68 часов Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.200 Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей. Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный планы;
Пересказывать текст по плану.
Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
осознанное, правильное, выразительное чтение;
• самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
• самостоятельное нахождение ключевых слов;
• самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• вычитывание разных уровней текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной;
• формулирование основной мысли текста;
• составление простого и сложного плана текста;
• написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой
• умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
• понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других
• самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
• относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
• видеть языковые средства, использованные автором
№
п/п
| Тема
урока
| Кол-во
час
| Тип
урока
| Вид
контроля
| Элементы дополнительного
содержания
| Домашнее
задание
| Дата проведения
|
| план
| факт
|
| 1
| Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе.
| 1
| Урок повторения
|
| Пролог в худ. произведении
| Устное сочинение «Мое путешествие в …век»
| 1
неделя
|
|
| Произведения современной детской литературы разных жанров
| 2
| Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»
| 1
| Урок повторения
| Текущий контроль: устный рассказ
| Характер героя, его поступки и мотивы
| наизусть
| 1
Неделя
|
|
| 3
| Е.Велтистов «Приключения Электроника»
| 1
| Урок повторения
| наизусть
| Характер героя, его поступки и мотивы
| Нарисовать свой город будущего
|
|
| 2 неделя
|
| 4
| Е.Велтистов «Приключения Электроника
| 1
| Урок обобщения изученного
| Выразительное чтение 4 части
| Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести
| Творческий пересказ на тему «Урок математики»
|
|
| 5
| Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
| 1
| Урок введения новых знаний
| Творческий пересказ
| Самостоятельно осмысливать заглавие произведения
| Выучить самый смешной отрывок
| 3
неделя
|
|
| 6
| Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках
| 1
| Урок обобщения изученного
| Краткий пересказ
| Ознакомление с историей создания литературного произведения.
| Продолжить чтение понравившихся произведений
|
|
| У истоков русской детской литературы
| 7
| Зарождение литературы. Летопись.
Расселение славян
| 1
| Урок введения новых знаний
| Чтение текста наизусть
| История детской литературы
Русская летопись
| наизусть
| 4
неделя
|
|
|
|
| 8
| Изобретение славянской азбуки
| 1
| Урок развития умений и навыков
| Выразительное чтение
| Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
|
|
|
| 9
| « Похвала книгам» Ярослава Мудрого
В.Мономах « Поучение»
| 1
| Урок закрепления изученного
| Выразительное чтение
| Справочники, энциклопедии,
| Стр.45
| 5
неделя
|
|
| Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
|
|
| 10
| Стихи Савватия
Стихи Симеона Полоцкого
| 1
| Урок развития умений и навыков
| Выразительное чтение
| Стихи для детей Савватия
| Выразительно читать
|
|
| 11
| ХVIII век. Сон незнакомого мальчика.
| 1
| Урок развития умений и навыков
| Чтение наизусть
| Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
| Стр.57-59
| 6
неделя
|
|
| 12
| Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.
| 1
| Урок повторения изученного
| Выразительное чтение
|
| Стр.59-63
|
|
| 13
| С.Аксаков « Детские годы Багрова – внука»
| 1
| Урок повторения изученного
| Рассказ о герое книги
| Автобиографическое произведение
| 1-3 глава выразит. чтение
| 7
неделя
|
|
| 14
| А.Болотов « Жизнь и приключения А.Болотова»
| 1
| Урок введения новых знаний
| Самостоятельное чтение
| Автобиографическое произведение
|
|
|
| 15
| А.Шишкова детские стихи
| 1
| Урок введения новых знаний
| Пересказ по плану
| Характер героя. Его поступки и их мотивы
| Стр.84-85
| 8
неделя
|
|
| 16
| Внеклассное чтение. Писатели о себе.
| 1
| Урок обобщения и контроля изученного
| Краткий пересказ
| Характер героя. Его поступки и их мотивы
| Продолжить чтение
|
|
| Детская литература XIX века
| 17
| И.Крылов « Квартет»
| 1
| Урок введения новых знаний
| Текущий контроль
| Басня, ее особенности
| Выучить басню
| 9 неделя
|
|
| 18
| Басни И. Крылова
| 1
| Урок обобщения и контроля изученного
| Чтение басни наизусть
| Место произведения в истории русской детской литературы
| Проиллюстрировать басню Крылова
|
|
| 19
| А.Погорельский
« Черная курица»
| 1
| Урок развития умений и навыков
|
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| Дочитать 1 часть
| 10 неделя
|
|
| 20
| А.Погорельский
« Черная курица
| 1
| Урок закрепления изученного
| Выразительное чтение
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| Найти другие сказки этого автора
|
|
| 21
| Исторические рассказы А. Ишимовой
| 1
| Урок введения новых знаний
| Краткий пересказ
| Н.В.Гоголь
| Подготовить рассказ об А.С.Пушкине
| 11
неделя
|
|
| 22
| А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане»
| 1
| Урок развития умений и навыков
| Краткий пересказ
Выразительное чтение
| Характер героя, его поступки и их мотивы
Составлять простой план
| Стр.118-126
Стр.127-132
|
|
|
|
| 23
| А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
| 1
| Урок обобщения изученного
|
| Самостоятельно осмысливать заглавие произведения
| Ш.Перро «Спящая красавица»
| 12 неделя
|
|
| 24
| В.Жуковский «Спящая царевна»
| 1
| Урок повторения изученного
|
| Работа над литературным образом героя
| Выучить отрывок
|
|
| 25
| Литературные сказки
| 1
| Урок обобщения изученного
| Чтение сказки наизусть
| Наблюдение над языком худ. произведений
| В.Одоевский «Городок в табакерке»
| 13
неделя
|
|
| 26
| В.Даль «Война грибов с ягодами»
| 1
| Урок развития умений и навыков
|
| В.Даль. Сказки и игры для детей
| Прочитать сказку Даля
|
|
| 27
| А.Ишимова «Славяне»
| 1
| Урок закрепления изученного
|
|
| Стр.163
| 14
неделя
|
|
| 28
| С.Аксаков « Детские годы Багрова – внука
| 1
| Урок повторения изученного
| Текущий контроль
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| Выучить наизусть отрывок
|
|
| 29
| Стихи А. Толстого, А.Плещеева
| 1
| Урок закрепления изученного
| Текущий контроль: чтение отрывка наизусть
|
| Любое стихотворение наизусть
| 15
неделя
|
|
| 30
| Стихи А.Майкова, Ф. Тютчева о природе
| 1
| Урок закрепления изученного
| Текущий контроль: чтение стихотворения наизусть
|
| Выразительно читать
|
|
| 31
| Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
| 1
| Урок закрепления изученного
| Выразительное чтение
|
| Написать этюд « Летний дождь»
| 16
неделя
|
|
| 32
| Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне
Л.Н.Толстой « Два брата»
| 1
| Урок развития знаний и умений
| Текущий контроль
|
| Стр.190
|
|
| 33
| Л.Н.Толстой « Как ходят деревья»
| 1
| Урок повторения изученного
|
|
| Выучить 1 абзац описания
| 17
неделя
|
|
| 34
| К.Ушинский « Столица и губернский город»
| 1
| Урок закрепления изученного
| Текущий контроль: чтение по ролям
|
| Ответить на вопросы.
|
|
| 35
| К.Ушинский « Наше Отечество»
| 1
| Урок повторения изученного
| Тематический контроль
|
| Самостоятельно читать
|
|
| 18 неделя
|
| 36
| К.Ушинский « Жалобы зайки»
| 1
| Урок повторения изученного
| Творческая работа
| Сочинение на заданную тему
| Дописать сочинение
|
|
| 37
| А.Куприн «Слон»
| 1
| Урок повторения изученного
| Выявление художественных средств
| Деление текста на части. Составление плана.
| Читать 4,5часть
| 19
неделя
|
|
| | |