№
| Дата
| Тема урока
| Основное содержание
| Вид урока
| Национально –
региональный
компонент
|
I четверть
|
1
|
| Введение. Книга в жизни человека.
| Выявление уровня литературного разви-тия учащихся.
| Беседа. Тестирование
|
|
2
|
| Устное народное твор-чество. Малые жанры фольклора.
| Детский фольклор: за-гадки, частушки, при-говорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
3
|
| Сказка как вид народной прозы. Вид сказок. «Царевна- лягушка»
| Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой
| Обучение чте-нию. Беседа.
|
|
4
|
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники.
| Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
5
|
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки.
| Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
6
|
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель»
| Народное представле-ние о справедливости. Народные представле-ния о добре и зле в бытовых сказках.
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
7
|
| Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению.
| «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках».
| Урок развития речи.
|
|
8
|
| Возникновение древне-русской литературы. Сюжеты русских летописей. Фольклор и летописи.
| «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
9
|
| Из русской литературы XVIII века. М.В.Ломоно-сов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.
| Роды и жанры литературы.
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
10
|
| Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра.
| Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
11
|
| И.А.Крылов. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и ягнёнок».
| Слово о баснописце. Понятие об аллегории и морали.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
12
|
| И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».
| Понятие об аллегории и морали.
| Беседа. Обучение чтению.
|
|
13
|
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
| Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
14
|
| В.А.Жуковский. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»
| Слово о поэте. Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.
| Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению.
|
|
15
|
| В.А.Жуковский. «Кубок».
| Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психоло-гические проблемы баллады.
| Беседа.
|
|
16
|
| А.С.Пушкин. «Няня» как поэтизация образа Арины Радионовны.
| Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
17
|
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
| Собирательная картина народных сказок.
| Беседа. Обучение чтению.
|
|
18
|
| Письменные ответы или тестирование.
|
| Урок контроля
|
|
II четверть
|
19
|
| А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
| Истоки рождения Сю-жета сказки. Противос-тояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
| Беседа.
|
|
20
|
| Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюже-ты».
| Поэтичность и музы-кальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению:
«В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне и о семи бога-тырях» А.С.Пушкина?». «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях А.С.Пушки-на?». «Спящая царевна» В.А.Жуковс-кого и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина: общность и различие».
| Урок развития речи.
|
|
21
|
| Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.
| Нравоучительное содержание и причуд-ливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
| Рассказ учителя. Обучение чте-нию. Беседа.
|
|
22
|
| В.М.Гаршин «Attalea Prin-ceps».
| Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
23
|
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».
| Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
24
|
| Изобразительно-вырази-тельные средства языка стихотворения «Бородино».
| Особенности поэтических интонаций стихотворения.
| Беседа. Обучение чтению.
|
|
25
|
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место».
| Поэтизация народной жизни в повести.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
26
|
| Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Юмор.
| Понятие о фантастике. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
| Беседа.
|
|
27
|
| Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
| Развитие понятия об эпитете.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
28
|
| Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
| Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
29
|
| И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму».
| Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
30
|
| Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди.
| Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.
| Беседа. Практикум.
|
|
31
|
| Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.
| Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму» «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чём вина и беда барыни?»
| Урок развития речи.
|
|
32
|
| Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева.
| Письменные ответы на вопросы или тестирование.
| Урок контроля.
|
|
III четверть.
|
33
|
| А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».
| Обучение выразитель-ному чтению стихотво-рения. Природа и че-ловек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.
| Рассказ учителя. Практикум.
|
|
34
|
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»
| «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
35
|
| Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.
| Подготовка к домаш-нему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». «Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник»».
| Урок развития речи.
|
|
36
|
| А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.
| Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».
| Рассказ учителя. Практикум.
|
|
37
|
| Русские поэты XIXвека о Родине и родной природе.
| Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.
| Урок-концерт. Практикум.
|
|
38
|
| Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.
|
| Урок-концерт.
|
|
39
|
| И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы».
| Восприятие прекрас-ного героями рассказа.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
40
|
| В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».
| Вася и его отец. Развитие их отноше-ний.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
41
|
| Жизнь семьи Тыбурция. .Общение Васи с Валеком и Марусей.
| Портрет как средство изображения героев.
| Беседа. Практикум.
|
|
42
|
| Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».Понятие о композиции литера-турного произведения.
| Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подру-жился с Валеком и Марусей?» . «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства».
| Урок развития речи.
|
|
43
|
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Своеобразие языка стихотворений.
| Поэтическое изобра-жение Родины и род-ной природы в стихот-ворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубы-ми ставнями…».
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
44
|
| П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка»
| Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.
|
|
45
|
| Образ Хозяйки Медной горы в сказке П.П.Бажова.
| Понятие о сказе. Сказ и сказка.
|
|
|
46
|
| К.Г.Паустовский. Слово о писателе.
| Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
47
|
| Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
| Нравственные проблемы произведения.
| Практикум.
|
|
48
|
| К.Г.Паустовский. «Заичьи лапы».
| Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
49
|
| С.Я.Маршак. Слово о писателе.Сказки С.Я.Мар-шака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.
| Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла.
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.
|
|
50
|
| Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.
| Подготовка к домаш-нему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Мар-шака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать меся-цев»». «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать меся-цев»». «Пьеса С.Я.Мар-шака «Двенадцать месяцев» и народные сказки».
| Урок развития речи.
|
|
51
|
| А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
| Душевный мир глав-ного героя рассказа А.П.Платонова «Ники-та». Оптимистическое восприятие окружаю-щего мира.
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.
|
|
52
|
| Контрольная работа по литературе или тестирование.
|
| Урок контроля.
|
|
IV четверть.
|
53
|
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро»
| Черты характера героя и его поведение в лесу.
| Рассказ учителя. Обучение чтению.
|
|
54
|
| «Открытие» Васюткой нового озера.
| Понятие об автобиографическом произведении.
| Беседа.
|
|
55
|
| Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А.Есенин, П.П.Ба-жов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев(по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?(По произве-дениям К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева).
|
| Урок развития речи.
|
|
56
|
| Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо.
| Поэтическое восприя-тие окружающего мира природы и своего места в нём.
| Урок-концерт.
|
|
57
|
| Русские поэты XX века о Родине и родной природе А.А.Прокофьев, Д.Б.Кед-рин, Н.М.Рубцов.
| Образ Родины в стихах о природе.
| Беседа. Обучение чтению.
|
|
58
|
| Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робин-зон».
| Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
59
|
| К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста».
| Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечествен-ной войны.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
60
|
| Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отноше-ние к традициям предков.
| Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
61
|
| Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключе-ния Робинзона Крузо.
| Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
62
|
| Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева».
| Реальное и фантасти-ческое в сказке. Кай и Герда.
| Рассказ учителя. Беседа.
|
|
63
|
| В поисках Кая. Друзья и враги Герды.
| Внутренняя красота героини.
| Обучение чтению. Беседа.
|
|
64
|
| Наши любимые сказки Х.К.Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена: «Герда против Снежной короле-вы». «О чём мечтал Андерсен в своих сказках?». «Добро и зло в сказках Андерсена.». «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?».
|
| Урок развития речи.
|
|
65
|
| Ж.Санд. «О чём говорят цветы».
| Спор героев о прекрас-ном.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
66
|
| М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» Том Сойер и его друзья. Том и Гек в рома-не М.Твена «Приключе-ния Тома Сойера». Том и беки.
| Черты характера героев. Внутренний мир героев М.Твена.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
67
|
| Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Ки-ше». Нравственное взрос-ление героя рассказа. Ста-новление его характера.
| Мастерство Дж.Лондо-на в изображении жизни северного народа.
| Урок внеклассного чтения.
|
|
68
|
| Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса»
| Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.
| Урок развития речи.
|
|