Скачать 81.18 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №80» Городской конкурс методических разработок «Образование в Наукограде» Урок русского языка по теме «Изложение с продолжением» Номинация: «Начальная школа» Автор: Авраменко Елена Николаевна учитель начальных классов 2009 г. Пояснительная записка ЦЕЛЬ:
ЗАДАЧИ:
АДРЕСАТ: учителя начальных классов. АННОТАЦИЯ: Данный урок предлагается для проведения в 4-м классе со средней речевой подготовкой учащихся. Изложение предусматривает выполнение творческого задания и помогает формированию навыков овладения литературным словом. АКТУАЛЬНОСТЬ: Учащиеся младших классов испытывают затруднение при написании изложений. Одной из причин этого является проблема обучения связной речи. Но только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно, четко и целесообразно ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. ХОД УРОКА1 урок1. Организационный момент ВХОЖДЕНИЕ В ДЕНЬ. Доброе утро, друзья! Доброе утро, страна! Доброе утро всем! Доброе утро МНЕ! Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. - Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!" - Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- ) - Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... - Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ... - Доброе утро всем, кто любит конфеты! ... - Доброе утро всем, кто хочет научиться писать изложение. 2. Вступительная беседа У русского народа есть пословица: «Беды мучат, да уму учат».( Пословица записана на доске.) - Объясните смысл данной пословицы. ( Из случившейся беды получаешь для себя урок, в другой раз такой беды может и не случится). - Применима ли эта пословица к жизни животных? Приведите примеры. (Кошка прыгнула в ванну с водой и чуть не утонула. Теперь, когда в ванну наливают воду, кошка прячется – это еще называют рефлексом). - А о каком животном эта загадка? ( На доске – изображение лягушки). Скачет зверушка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. 3. Постановка целей и задач урока Сегодня мы будем писать изложение о лягушках. - Что такое изложение? 4.Специальное дыхательное уп_ ражнение для активизации работы мозга перед запоминанием: сделайте энергичный выдох, зажмите правую ноздрю большим пальцем и вдохните воздух через левую ноздрю за 4 секун_ ды. Задержите дыхание на 16 секунд. Зажмите левую ноздрю, освободив правую, и выдохните воздух за 8 се_ кунд. Повторите от трех до семи раз. Если трудно выдержать предложен_ ный ритм дыхания, то можете делать упражнение в ритме 8 – 8 – 8 или 8 – 8 (без задержки на вдохе и выдохе). 5. Работа с текстом. А.Пантелеев. Две лягушки. Жили – были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Только одна из них была храбрая, сильная, веселая, а другая – ни то и се: трусиха была, лентяйка, соня. И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут по лесной дороге и вдруг видят: стоит дом. А около дома погреб. И пахнет из этого погреба очень вкусно. Вот забрались они поскорей в погреб, стали там играть и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. А тонуть им, конечно, не хочется. Тогда…. Чтение текста по абзацам. 1) Определение темы сказки. - К какому жанру относится данное произведение? Докажите. - Определите тип сказки: народная или литературная. Почему вы так решили? Знакомство с книгой, в которой учащиеся могут прочитать данную сказку и другие. ( Книга выставлена на подставку.) - Определите тему сказки. Она так и называется «Две лягушки». (Запись названия изложения на доску и в тетрадь.) 2) Беседа по содержанию. - Кем были лягушки друг для друга? - Какие у них были характеры? Составим сравнительную характеристику. ( карточки со словами)
- Прочитайте, как об этом говорит автор? - Как вы понимаете слова «ни то ни се»? - Как лягушки оказались в погребе? - Почему они забрались в погреб? - Что с ними так произошло? (беда) - Что послужило причиной случившейся беды? 6. Составление плана - На сколько частей можно разделить любой текст? Обоснуйте свой ответ по таблице.
Чтение 1 части. Озаглавливание. (Подруги) Чтение 2 части. - Покажите связь 1 и 2 части. Озаглавьте. ( Горшок со сметаной.) 7. Лексико-орфографическая подготовка - Как вы думаете, для чего в 1 части дается описание характеров каждой лягушки? - Для чего автор подчеркивает, что лягушки нечаянно свалились в горшок? (Чтобы вызвать жалость у маленького читателя.) - Объясните написание безударных окончаний выделенных существительных. - Назовите предложения с однородными членами. Выделите однородные члены, покажите связь между ними. - Прочитайте предложения, в которых есть двоеточие. Подумайте, для чего оно служит? - Объясните написание орфограмм в словах (слова записаны на таблице):
Физминутка ( Проводит ученик в маске лягушки) Видим, скачут на опушке Две веселые лягушки, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгать с пятки на носок. На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! 8. Повторное чтение текста. Пересказ 9. Запись в тетрадь 1,2 частей 2 урок10.Работа над «продолжением сказки». 1) Беседа по содержанию. - Как вы думаете, какие части отсутствуют? - Как бы вы продолжили 2 часть? - Одинаково ли будут вести себя в горшке лягушки? Почему? - Что надо написать в 3 части? - Выделите основную мысль. 2) Чтение учителем авторского продолжения сказки. ( Тексты с продолжением сказки – перед каждым учеником.) Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться. Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немного, побарахталась и думает: «Всё равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря. Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула. А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет». Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок маленький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны. Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего, - думает, - пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!» И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и память стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…» И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла. «Что такое? – думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?» Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила. «Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула». Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой, в лес. А вторая лягушка осталась в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала. Ну что ж! Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти! - Как вели себя лягушки в горшке со сметаной? - Объясни, как ты понимаешь слова: « Не падай духом! Не умирай раньше смерти!» 3) Чтение 3 части. Озаглавливание. Запись в план. 4) Лексико-орфографическая подготовка. - С помощью каких глаголов автор показывает поведение лягушек в горшке? ( Глаголы записаны на карточках.) барахтаться плавать
- Объясни написание выделенных орфограмм. 5) Повторное чтение детьми текста. Пересказ. 6) Запись в тетрадь. Физминутка 11. Проверка. Чтение, редактирование текстов 12. Обобщение - Выделите главную мысль. Как по- другому можно озаглавить данную сказку? - Какая лягушка вам больше понравилась? Почему? - Какой урок вы получили из этой сказки? - Какое настроение создала у вас эта сказка? Обоснуйте свой ответ. 13. Итог - Чему учились на уроке? - Что понравилось? Почему? ЛИТЕРАТУРА
|