Рабочая программа
по учебному предмету учебного плана Изобразительное искусство Уровень образования: основное общее образование
Программу составила учитель Билык Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011). Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Изобразительное искусство в 5 классе посвящено изучению содержания и языка декоративных видов искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека.
Обучение в этом классе строится через познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в 5-7 классах. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Тематическое планирование 5 класс
№ П\П
| Содержание
| Количество часов
|
| 1.
| Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности.
| 7
|
| 2.
| Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов.
| 4
|
| 3.
| Особенности анималистического и мультипликационного жанров.
| 2
|
| 4.
| Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика.
| 5
|
| 5.
| Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности.
| 3
|
| 6.
| Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта.
| 4
|
| 7.
| Изображение с натуры и по представлению различных предметов.
| 3
|
| 8.
| Создание иллюстраций к литературным произведениям
| 3
|
| 9.
| Художественный образ художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет.
| 3
|
|
Поурочное планирование 5 класса
№ урока
| Тема
| Вид занятий
| I четверть
| Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности.
| 1
| Цветовой круг
| Живопись, изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр
| 2
| Урок-экскурсия в осенний парк
| Наблюдения за видимым миром, беседа о перспективе
| 3-4
| «Декоративный цветок»
| Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения
| 5
| Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы»
| Живописная техника
| 6
| Золотая осень
| Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти
| 7
| Рисование фруктов, овощей
| Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. работа с трафаретом
| Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов.
| 8
| «Золотые узоры»
| Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. работа с трафаретом
| 9
| Рисуем отгадки к народным загадкам
| Рисование по памяти. Иллюстрация к книге
| 10-11
| Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда
| Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец.
| Особенности анималистического и мультипликационного жанров.
| 12
| «Рыжий кот»
| Анималистика. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации
| 13
| Мультгерой
| Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации
| 14
| «Веселый Дед Мороз»
| Аппликация из цветной бумаги и других материалов, Новый год в жизни человека, в искусстве
| Изобразительное искусство, его виды и жанры. Графика.
| 15
| Рапорт ткани
| Декоративное рисование. Овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений
| 16-17
| Гравюра по картоне (по аппликации)
| Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков
| 18-19
| Работа в технике «Граттаж»
| Тематическое рисование, освоение художественной техники, ее возможностей. Законы композиции.
| Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности.
| 20
| Набросок с натуры фигуры человека
| Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш.
| 21
| Русские богатыри
| Тематическое рисование +аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич. патриотизм и история в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация.
| 22
| Транспорт
| Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники.
| Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта.
| 23-24
| Натюрморт из 2-3 геометрических тел
| Конструкция. Линейный (сквозной рисунок, светотень. Техника штриха и его культура)
| Изображение с натуры и по представлению различных предметов.
| 25-26
| Натюрморт тз разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей
| Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Конструкция. Материальность в рисунке.
| 27-28
| Наброски модели домика с натуры
| Рисование с натуры. Карандаш. Линейное (сквозное) Построение. Предметы и анализ их формы. перспектива.
| 29
| Старинный терем
| Рисование по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование
| Создание иллюстраций к литературным произведениям
| 30
| Буквица
| Искусство художника книги. История книгопечатания. работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, ее использование
| 31-32
| Иллюстрация к сказке п. Ерошова «Конек-Горбурок»
| Иллюстрация к книге. от эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации.
| Художественный образ художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет.
| 33-34
| Портрет
| Лепка из пластилина. Пропорции лица. Жанр портрета в изобразительном искусстве
| 35
| 4 портрета
| Рисунок, живопись. Рисование 4-х лиц по одной схеме. Обще и индивидуальное, мимика, возраст, пол. Детский портрет в живописи. Дружеский шарж.
| Тематическое планирование 6 класс
№ П\П
| Содержание
| Количество часов
|
| 1.
| Язык изобразительного искусства и художественный образ.
| 4
|
| 2.
| Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.
| 2
|
| 3.
| Особенности пейзажа.
| 1
|
| 4.
| Особенности анималистического жанра.
| 3
|
| 5.
| Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека.
| 5
|
| 6.
| Современная графика и её разновидности.
| 2
|
| 7.
| Особенности натюрморта.
| 2
|
| 8.
| Изобразительное искусство, его виды и жанры. Дизайн и архитектура.
| 2
|
| 9.
| Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства.
| 3
|
| 10.
| Орнамент как основа декоративного украшения.
| 1
|
| 11.
| Создание иллюстраций
| 2
|
| 12.
| Художественный образ и выразительные средства
| 3
|
| 13.
| Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета.
| 2
|
| 14.
| Особенности натюрморта.
|
|
| |