ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№760 ИМЕНИ А. П. МАРЕСЬЕВА
129347, Москва, Ярославское шоссе, 147, Тел. 182-66-20, 182-66-19
«Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №760 им. А.П. Маресьева ______________ /Гармаш В.Ю./ «______»____________2013 г.
|
| «Согласовано» Руководитель МО ГБОУ СОШ № 760 им. А.П. Маресьева
__________/Решетняк М.Г./
|
| «Согласовано» Заместитель руководителя по УР ГБОУ СОШ №760 им. А.П. Маресьева
_______________Кулик В.Г.
|
Рабочая программа
учителя начальных классов
Пинаевой Валентины Николаевны
по литературному чтению в 1 классе
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №1 от 26.09.13 г.
Москва
2013
Пояснительная записка При составлении рабочей программы календарно – тематического и поурочного планирования по литературному чтению за основу взята программа для общеобразовательных учреждений (комплект «Перспектива» программы для начальной школы. Москва: «Просвещение», 2011).
Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградова «Литературное чтение» (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2011 г. Учебник «Литературное чтение» для 1 класса обеспечивают развитие речевой и читательской компетенции, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способности к творческой деятельности, освоение литературоведческих понятий. Материалы учебников предоставляет возможность для освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивают условия для индивидуального развития всех обучающихся.
Программа рассчитана на 20 часов, 2 часа в неделю.
Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
— формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
— приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Основные задачи курса:
- формирование у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства;
- развитие воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного;
- формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно - речевые умения;
- преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру;
- чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяющие кругозор и формирующие познавательные интересы детей.
В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы. Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения.
Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания. Произведения для чтения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках).
В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение — общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывались с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта и направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «литературное чтение» в начальной школе.
При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1—4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС. Личностные результаты 1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты 1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет).
5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.
8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Содержание программы учебного курса 1 КЛАСС (19 ч) Круг детского чтения. Тематика
1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов). Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения.
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту. 2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Полные ответы на вопросы по содержанию текста.
— Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.
— Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.
— Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.
— Формирование умения сосредоточиться на чтении текста. 3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Формирование умения слушать собеседника.
— Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.
— Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.
— Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.
— Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов. Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром.
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки.
— Формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов.
— Наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок.
— Сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев 2. Слушание художественных произведений.
— Слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного.
— Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных. 3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
— Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.
— Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.
— Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.
— Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу.
— Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.
— Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их. 4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.
— Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.
— Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
— Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Учащиеся должны знать: — наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
— автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
— имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе. Учащиеся должны уметь:
— читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
— читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
— отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
— воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
— высказать свое отношение к прочитанному.
Календарно – тематическое планирование Уроков обучения грамоте и обучения чтению на II полугодие 2013/2014 учебный год
Дата
| № урока
| Тема
| Количество часов
|
|
|
| 1 (65)
| Буква ь - показатель мягкости согласного.
| 1
|
|
|
| 2 (66)
| Ь – показатель мягкости согласного. Повторение пройденного.
| 1
|
|
|
| 3 (67)
| Разделительный ь. Повторение пройденного.
| 1
|
|
|
| 4 (68)
| Буквы согласного Шш. Звук [ш].
| 1
|
|
|
| 5 (69)
| Чтение слов, текстов с буквами Шш. Шутки, скороговорки, загадки.
| 1
|
|
|
| 6 (70)
| Буквы согласного Жж. Звук [ж].
| 1
|
|
|
| 7 (71)
| Чтение слов, предложений, текстов с буквами Жж.
| 1
|
|
|
| 8 (72)
| Чтение слов, предложений, текстов и пересказ прочитанного.
Буквосочетания ЖИ, ШИ.
| 1
|
|
|
| 9 (73)
| Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]
| 1
|
|
|
| 10 (74)
| Буквы гласного Ёё. Звуки [йо] ['о]
| 1
|
|
|
| 11 (75)
| Буква ё – показатель мягкости согласного звука.
Повторение и закрепление материала.
| 1
|
|
|
| 12 (76)
| Буквы Йй, обозначающие согласный звук [й']
| 1
|
|
|
| 13 (77)
| Буквы Йй, обозначающие согласный звук [й']
| 1
|
|
|
| 14 (78)
| Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].
| 1
|
|
|
| 15 (79)
| Буквы согласного Хх. Звуки [х], [х'].
Чтение слов, предложений, текстов с буквами Хх.
| 1
|
|
|
| 16 (80)
| Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]
| 1
|
|
|
| 17 (81)
| Буквы гласного Юю. Звуки [йу] ['у]
| 1
|
|
|
| 18 (82)
| Буквы согласного Цц. Звук [ц].
| 1
|
|
|
| 19 (83)
| Чтение слов, предложений, текстов с буквами Цц.
| 1
|
|
|
| 20 (84)
| Буквы гласного Ээ. Гласный звук [э].
| 1
|
|
|
| 21 (85)
| Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ээ.
| 1
|
|
|
| 22 (86)
| Буквы согласного Щщ. Звук [щ'].
| 1
|
|
|
| 23 (87)
| Чтение слов, предложений, текстов с буквами Щщ.
| 1
|
|
|
| 24 (88)
| Формирование навыков чтения.
Сочетания чу, щу.
Повторение и закрепление материала.
| 1
|
|
|
| 25 (89)
| Буквы согласного Фф. Звуки [ф], [ф'].
| 1
|
|
|
| 26 (90)
| Чтение слов, предложений, текстов с буквами Фф.
| 1
|
|
|
| 27 (91)
| Буква ъ. Разделительный ъ.
| 1
|
|
|
| 28 (92)
| Разделительные ь и ъ.
Повторение и закрепление материала.
| 1
|
|
|
| 29 (93)
| Обучение литературному чтению (40 часов)
Вводный урок. Знакомство с книгой и условными обозначениями.
| 1
|
|
|
| 30 (94)
| С.Я Маршак. Кто говорит молча. Загадки о книге.
| 1
|
|
|
| 31 (95)
| С. Михалков. Герои детских книг.
| 1
|
|
|
| 32 (96)
| К. Чуковский Айболит. Инсценирование.
| 1
|
|
|
| 33 (97)
| Песни, пословицы, загадки, считалки.
| 1
|
|
|
| 34 (98)
| Пословицы и поговорки.
| 1
|
|
|
| 35 (99)
| Произведения устного народного творчества.
| 1
|
|
|
| 36
(100)
| Наш театр. Инсценирование.
| 1
|
|
| IV четверть
| IV четверть
|
| 37
(101)
| Сказка. Виды сказок.
С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят. РНС Курочка Ряба.
| 1
|
|
|
| 38
(102)
| РНС Кот, лиса и петух.
| 1
|
|
|
| 39
(103)
| Т. Коти. Катя и буквы.
| 1
|
|
|
| 40
(104)
| Л. Пантелеев. Две лягушки.
| 1
|
|
|
| 41
(105)
| С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование.
| 1
|
|
|
| 42
(106)
| В. Лунин. Никого не обижай.
Е. Благинина. Котенок.
| 1
|
|
|
| 43
(107)
| И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла.
В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.
| 1
|
|
|
| 44
(108)
| И. Пивоварова. Всех угостила.
С. Михалков. Зяблик.
| 1
|
|
|
| 45
(109)
| С. Маршак. В зоопарке.
Н. Сладков. Без слов.
| 1
|
|
|
| 46
(110)
| Л.Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.
| 1
|
|
|
| 47
(111)
| С. Маршак. Волк и лиса.
| 1
|
|
|
| 48
(112)
| Рассказ, герой рассказа.
Е. Пермяк. Самое страшное.
| 1
|
|
|
| 49
(113)
| С. Михалков. Песенка друзей.
| 1
|
|
|
| 50
(114)
| Е. Благинина Паровоз, паровоз…
| 1
|
|
|
| 51
(115)
| М. Пляцковский. Солнышко на память.
| 1
|
|
|
| 52
(116)
| Э. Шим. Брат и младшая сестра.
| 1
|
|
|
| 53
(117)
| Л. Толстой. Косточка.
| 1
|
|
|
| 54
(118)
| П. Воронько. Лучше нет родного края.
| 1
|
|
|
| 55
(119)
| Стихи С. Есенина, А. Плещеева, С. Дрожжина о русской природе.
| 1
|
|
|
| 56
(120)
| Стихи И. Сурикова, А. Пушкина, Н. Грекова о русской природе.
| 1
|
|
|
| 57
(121)
| С. Сухомлинский. Четыре сестры.
| 1
|
|
|
| 58
(122)
| Г. Виеру. Сколько звезд на ясном небе!
| 1
|
|
|
| 59
(123)
| Н. Бромлей. Какое самое первое слово?
А. Митяев. За что я люблю маму.
| 1
|
|
|
| 60
(124)
| Е. Пермяк. Первая рыбка.
| 1
|
|
|
| 61
(125)
| И. Косяков. Все она.
| 1
|
|
|
| 62
(126)
| Л. Толстой. Мальчик и отец.
| 1
|
|
|
| 63
(127)
| К. Ушинский. Лекарство.
| 1
|
|
|
| 64
(128)
| В. Маяковский. Тучкины штучки.
| 1
|
|
|
| 65
(129)
| Резервный урок.
| 1
|
|
|
| 66
(130)
| Резервный урок.
| 1
|
|
|
| 67
(131)
| Резервный урок.
| 1
|
|
|
| 68
(132)
| Резервный урок.
| 1
|
|
|
Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы. 1. Л.Ф.Климанова; Л.А.Виноградская; В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2011г. в 2-х частях.
2.Л.Ф.Климанова; Т.Ю. Коти. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011г.
3. Л.Ф.Климанова. Читалочка. Дидактический материал. М.: «Просвещение», 2011г.
4.Л.Ф.Климанова. Уроки чтения. 1 класс. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2010г.
5. Сказочный домик: народные сказки. Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)
6. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
7. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
8. Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru
9. Kidsbook: электронная библиотека.
(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/
10. Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm
11. Дважды пять: детская библиотека. (Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm
12. Русская и зарубежная литература для школы: коллекция (Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru
13. Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3
14. Детская литература на Куличках. (Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm |