Скачать 93.53 Kb.
|
Рекомендации по проведению итогового родительского собрания в начальных классах МАЛЕНЬКАЯ, но ВСЕМИРНАЯ Что такое классная библиотека «Лесенка» и какому учителю она нужна? Классная библиотека (библиотека в классе) – многотомный учебник нового типа – учебник принципиально коллективного использования, формирующий читателя и читаюшее сообщество детей и взрослых. Библиотека «Лесенка» (первоначальное название – «Моя первая библиотека»*) – избранное отечественной и мировой литературы для детей. Она составлена, как настоящая всемирная библиотека, но только маленькая. В ней 20 книг, стоят эти книги на пяти полках. На каждой «полке» по 4 книги, объединяющие произведения по жанровому принципу: «Полка сказок», «Полка стихов», «Полка прозы», «Полка «Собрания сочинений», «Полка «Мозаика». В томиках «Лесенки» читатель найдет лучшие произведения - от фольклора, мифов, библейских сказаний и литературы 19 века до современных стихов, сказок, историй и пьес, созданных известными писателями и новыми авторами, в том числе авторами-детьми. Читая книги библиотеки, школьник встретиться с замечательными собеседниками, испытает не только удивление, веселье, восторг, но и грусть, и даже страх. «Лесенка» может стать ядром школьной и районной библиотеки. «Моя первая библиотека» разнообразна и учитывает особенности восприятия читателей 6-10 лет. «Лесенка» может послужить началом создания личной домашней библиотеки школьника. «Лесенка» нужна тому учителю, который хочет развить и закрепить любовь к чтению. Желание читать не исчезнет с возрастом и становится привычкой к чтению, если у ребенка есть возможность удовлетворять это желание, если он живет среди книг и среди читателей, если он может поделиться впечатлениями о прочитанном с ровесниками и взрослыми, если окружающие проявляют интерес к его читательским суждениям, если ему интересны мнения и рекомендации сверстников, учителя, родителей. Все это может обеспечить библиотека. Если она доступна школьнику и его одноклассникам. Если она систематизирована: каждая книга, каждое произведение имеет в ней свое место. Если ученик начальной школы может разобраться в ее устройстве и выбрать произведения, которые ему по вкусу. «Лесенка» создает в классе книжную среду, библиотечную атмосферу, которые совершенно необходимы для формирования привычки к чтению по любой методике, по любым учебникам. При обучении младших школьников по любым УМК «Лесенка» обогатит уроки чтения и литературы. Как устроена «Лесенка»? Произведения, включенные в классную библиотеку «Лесенка», объединены не по темам, а по жанрам. Каждая из 4-х ступенек-выпусков (серий) составляет основу круга чтения в соответствующем классе и включает в себя 5 полок:
От первой ступеньки до четвертой тома библиотеки усложняются, включают в себя все более сложные произведения, структурируются по-новому. Каждая из полок развивается по своей логике**. Первая ступенька: «Что я люблю» для школьников 6-7 лет Круг чтения в 1-м классе составляют разнообразные по жанрам и настроению произведения как детской литературы, так и написанные для взрослых, но вошедшие в детское чтение. Подбор произведений рассчитан на первоначальное восприятие произведений детьми преимущественно на слух – «с голоса» читающего взрослого. 1. Полка сказок: Там чудеса.
С. Вольф, В. Голявкин, В. Драгунский, Б. Житков, М. Зощенко, Л. Пантелеев
К. Чуковский, С. Маршак, Б. Заходер, Э. Мошковская, Э. Успенский
Вторая ступенька: «Встреча» для школьников 7-8 лет Литература, составляющая круг чтения второклассников, принципиальных отличий от предшествующего набора не имеет. Том «Ступенька» составлен в расчете на то, что школьники прочтут его самостоятельно. Состав остальных томов предполагает соучастие взрослого в его чтении. 1. Полка сказок: На неведомых дорожках.
Спящая царевна (сказки русских писателей – В. Жуковский, А. Пушкин, Д. Мамин- Сибиряк, Н. Телешов, С. Писахов, Б. Шергин); Бременские музыканты (сказки зарубежных писателе 19 века – В. Гауф, Г. Х. Андерсен, братья Гримм, Ш. Перро, Сильвестайн, Янссон) Лекарство от послушности (сказки современных русских писателей – К Драгунская, Е. Клюев, С. Козлв. С. Низовский, Л. Петрушевская, А. Усачев) 2. Полка стихов: Голоса.
Апельсинные корки – К. Бальмонт, А. Блок, И. Бунин, С. Есенин, О. Мандельштам, В. Маяковский, М. Моравская, М. Цветаева Чудная картина – В. Жуковский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Толстой, И. Никитин, Н Некрасов, А. Майков Перышки в подушке – Р. Деснос, М. Карон, Л. Е. Керн, Р. Киплинг, Э. Лир, Ф. Лорка, У. Де ла Мэр, Ж. Превер, Дж. Ривз, В. Дж. Смит, Э. Фарджен, В. Хотомская, Э. Шелбург-Зарембина Хайку. Аквариум - стихи литкружковцев
Лети, корабль мой, лети - В. Голявкин, В. Драгунский, С. Вольф, А. Раскин Золотые слова - Л. Пантелеев, Б. Житков, В. Осеева, М. Зощенко Сапсан – К. Паустовский, М. Пришвин, Г. Скребицкий, К. Коровин, А. Куприн
– Д. Хармс, В. Орлов, В. Левин, Г. Остер
Книжка, которую ты прочтешь сам Третья ступенька: выпуск «Мастера» для школьников 8-9 лет Литература, составляющая круг чтения третьеклассников, включает в себя те произведения, которые доступны даже детям, не спешащим переходить к самостоятельному чтению, но есть и весьма сложные произведения, рассчитанные на непосредственное восприятие, а не на логический разбор. 1. Полка сказок: Волшебная тропинка
2.Полка стихов: Концерт Свиристели – А. Барто, Т. Белозеров, М. Бородицкая, В. Викторов, Г. Горбовский, Кардашова, В. Левин, Н. Матвеева, Ю. Мориц, И. Пивоварова, Р. Сеф, Д. Хармс, М. Яснов Осеннее – В. Берестов, Е. Благинина, Н. Кончаловская, Ф. Криввин, С. Маршак, Н. Алейников, Н. Рубцов Концерт - В. Брюсов, В. Ходасевич, Б. Пастернак, С. Черный, С. Есенин, А. Блок, Н. Гумилев Конь морской – П. Вяземский, Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, И. Бунин Квартет – И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев, И. Крылов Кубок – Л. Стивенсон, И.-В. Гете, Ф. Шиллер, В. Гюго, И.-К. Цедлиц, А. Пушкин Осенняя луна (японские классические трехстишия хайку) – Басё, Рансэцу, Тиё Бусон, Гёдай Отчего не поет огурец (зарубежная детская поэзия) – Ф. Галас, К.-И. Галчинский, Кайнар, С. Миллиган, А. Милн, Э.В. Рью, Ш. Сильверстайн, Ю. Тувим, М. Флориан Эх! (стихи-шутки, сатирические стихи, эпиграммы, пародии, лимерики) – В. Викторов, О. Григорьев, В. Друк, Г. Кружков, В. Левин, Р. Муха, Тим Собакин, А. Усачев, А. Барто, С. Маршак, Т. Петросян Я себя спрашиваю – стихи детей
Портрет - А. Аверченко, М. Зощенко, Л. Пантелеев Эхо – Ю. Коваль, Э Кундышева, Ю. Нагибин, К. Паустовский, А. Некрасов, Я. Раннап, Ю. Сотник, Ю. Яковлев Ждем «Трамвай» - А. Дудолаев, Т. Петросян В класс пришел инспектор – Р. Госсини, О. Панку – Ящь, У Сароян, О. Генри, Э. Сетон-Томпсон
Э. Лир, Л. Кэррол, Р. Киплинг
Человек и мир в мифах, легендах и сказках разных народов в рассказах и стихах Четвертая ступенька: выпуск «Родники в пустыне» для школьников 9-10 лет и старше Литература, составляющая круг чтения третьеклассников, включает в себя произведения для перехода детей к систематическому изучению литературы, требующие активного и тактичного соучастия взрослого в читательских переживаниях школьника. 1. Полка сказок: Родники в пустыне Сказки трех веков – Э. Гофман, В. Гауф, Г. Андерсен, О. Уайльд, А. де Сент-Экзюпери 2. Полка стихов: Путем зерна Поэзия – былины, баллады, русская поэзия золотого и серебряного веков, наших дней 3. Полка прозы: Баркентина Романтики и фантасты – Дж. Толкиен, В. Каверин, В. Крапивин, Р. Бредбери, А. И. Б. Стругацкие 4.Полка «Собрания сочинений»: Неразменный рубль (русская проза) Мальчики – А. Чехов, Н. Лесков, В. Гаршин, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев, А. Куприн Цветок на земле – А. Аверченко, А. Грин, Ф. Искандер, К. Паустовский, М. Цветаева, Другие берега (из взрослых книг) – С. Аксаков, Л. Толстой, М. Цветаева, В. Набоков 5.Полка «Мозаика»: Калейдоскоп Мифы и легенды разных народов, предания, басни и притчи В 1995-1996 учебном году были выпущены первые десять книг (первый и второй выпуски) многотомной учебной комплект-хрестоматии «Лесенка» (первоначальное название – «Моя первая библиотека») в издательствах «Просвещение» и «Дрофа», третий и четвертый выпуски вышли позже. Апробация данного комплекта прошла в Г. Москва, Екатеринбург, Адлер и др. городах и Она показала:
*Авторы-составители: В. А. Левин, И. М. Очкасова, Л. В. Войнич, О. И. Нестерова, А. В. Охрименко, Е. Я. Шейнина и др. ** Книга для учителя В. Левин. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лайда, 1994; 2-е издание – М.: ЦГО, 1997 Сказки для самых маленьких Составитель Виктор Лунин
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В нашей стране издано много интереснейших детских книг. Некоторые из них ты уже прочитал, о других даже и не слышал. Думаю, что тебе захочется прочитать все книги, которые будут предложены по программе «Внеклассное чтение», потому что в каждой их них скрыта своя ТАЙНА. В третьей четверти первого класса ты будешь читать дома и в классе такие книги:
Материал для родительского собрания предоставлен мастерской «Личностно ориентированное обучение» . |