Скачать 139.67 Kb.
|
7 КЛАСС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010). Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта. Место предмета в базисном учебном плане. Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю). Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»). Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения. В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы: -Что такое музыкальное содержание? -Что представляет собой музыкальный образ? -Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения? Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». -Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации? -Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? -Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии? Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса. Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. Задачи музыкального образования: -научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; -содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру; -воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; -способствовать развитию интереса к музыке; -способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства; -сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений. Для реализации программного содержания используются: 1.Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2010. 2.Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010. 3.Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с. : ноты. 4. Музыка. 7 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom). Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в программу не внесено изменений. Количество часов в год -25. Количество часов в неделю - 1. Количество часов в I четверти - 9. Количество часов во II четверти - 7. Количество часов в III четверти -11. Количество часов в IV четверти – 8 Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются: -в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органического взаимодействия; -в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке; -в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений; -в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках; -в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада; -в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии; -в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации); -в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности. Литература Методические пособия для учителя: -Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. -Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. -Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос-Пресс, 2005. -Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М : Музыка, 1984. -Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гришанович. - Минск : Юнипресс, 2006. -Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева. Н. М. Черноиваненко. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. -Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М. : Глобус, 2008. -Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008. -Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М. : Педагогика, 1985. -Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Могилевская ; худож. Н. Мищенко. - М. : Детская литература, 1981. -Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009. -Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности [Текст] : теория и практика / Г. М. Цыпин. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. -Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / J1. В. Школяр. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. Дополнительная литература для учащихся: -Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996. -Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. -Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М. : Музыка, 1972. -Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М. : Музыка, 1972. -Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. - М. : КРОН-Пресс, 1998. -Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов [Текст] / Д.-К. Саминг. - М. : Вече, 1999. -Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. - СПб. : Композитор, 1997. Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов: -Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru. wikipedia.org/wiki
-Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://classic.chubrik.ru -Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents. nsf/enc_music -Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.music-dic.ru -Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/con- tents.nsf/dic_music -Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.bogoslovy.ru. Учебно-тематический план
Средства обучения: Печатные пособия: -Комплект портретов композиторов. Информационно-коммуникационные средства: -«Антология русской симфонической музыки» (8 CD). -«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD). -«Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD). -Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD). Технические средства обучения: - компьютер, - мультимедийный проектор, -экран проекционный, - принтер, -DVD, -музыкальный центр. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала. |