Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 148.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.04.2014
Размер148.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Диалектная лексика» (по материалам Словаря вологодских говоров)

Урок по теме «Диалектная лексика», проведённый в форме дидактической игры по материалам Словаря вологодских говоров, входит в систему уроков по теме «Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления». Данный урок позволит обучающимся в занимательной форме обобщить знания по теме, познакомить с диалектной лексикой на материале Словаря вологодских говоров. Введение игрового сюжета позволяет привлечь активное внимание группы.

Занятие может проводиться и в форме внеклассного мероприятия для обучающихся разных возрастных групп.

Тип урока: дидактическая игра.

Цели урока:

Обучающие:

-дать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;

-в занимательной форме познакомить с диалектной лексикой на материале Словаря вологодских говоров;

Развивающие:

- формировать умение давать лексическое толкование слову;

-развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них;

-совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки;

Воспитательные:

-разбудить интерес к изучению диалектной лексики;

-воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитывать любовь к родному языку и чувство коллективизма.

Предварительная подготовка к уроку:

1) Самостоятельно ознакомиться с материалом из учебника (пар. №9 стр.26 учебника «Русский язык» 10-11 класс» под ред. Гольцовой Н. Г.; Шамшина И. В.).

2) Найти и выписать несколько примеров употребления диалектизмов в речи, произведениях художественной литературы.

3) Найти и выписать из Словаря вологодских говоров диалектизмы, называющие части тела человека, наименования блюд, названия частей крыши, дома, фразеологизмы. (Задание по группам)

Оборудование: Словарь вологодских говоров, учебник, карточки с заданиями.
Ход урока:

Группа разбивается на 3 команды, из числа учащихся выбираются 3 эксперта, фиксирующих правильные ответы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Задача экспертов - выявить команду победительницу, совместно оценить работу каждого учащегося, обосновать оценки.

1.Оргмомент

Эпиграф урока: «Умейте благоговейно

слушать народную речь.

Это такая же радость,

как сидеть у родника и

следить за игрой живых

подземных струек».

Л. Леонов

Недавно от одного обучающегося услышала фразу: «Наша тётя Нюта цудит - со всей комнаты шум в тюшку запихивает».

Кто же может понять, что обозначает эта фраза?

(Мусор заметает в щёлку в полу). Это слова псковского диалекта.

Можем ли подобные слова слышать в речи ?

Иное слово, подобное неизвестному в науке зверю или растению, живет в глухом углу, вдали от цивилизации. Но проходит время, и вездесущий журналист или чуткий к деревенскому говору писатель извлекает слово из глуши, из безвестности, выталкивает его на всеобщее обозрение, как бы говоря: «Смотрите, какая какая прелесть, какое волшебство выразительности заключены в этом простом слове! Как ярко оно!»

Сегодня на уроке мы познакомимся с такими яркими словами.

2. Повторение изученного.

Как называется раздел языкознания, который изучает словарный состав языка?

Богат наш язык, многолик. В лексике современного русского языка сосуществуют самые разные по своему происхождению, сфере употребления, времени появления и характеру употребления слова.

На какие три группы распадаются слова с точки зрения их происхождения?

( Заимствованные и исконно русские)

На какие группы можно разделить слова с точки зрения времени их появления и характера употребления?

(Основную, самую большую группу составляет актуальная лексика - слова активные и постоянно используемые. Две другие группы образуют пассивный словарь языка. Первая из них включает устаревшие слова, вторая - неологизмы.)

С точки зрения реального бытования в речи выделяются слова общего и ограниченного употребления. Первые составляют её основную часть. Они известны всем и используются всеми, независимо от возраста, профессии и образования носителей языка, а также места их рождения и жительства.

Эти слова относятся к активной лексике современного литературного языка. Им противостоят слова, имеющие ограниченное употребление. Такие лексические единицы характерны только для людей, объединённых одной и той же социальной и территориальной общностью .

Что это за слова? На какие группы распадаются слова с точки зрения сферы их употребления?

(Диалектизмы, профессионализмы и арготизмы.)

3. Изучение нового материала.

Какие слова мы называем диалектизмами? Что вы можете сказать о диалектизмах?

Диалектизмы - это слова, ограниченные в своём употреблении определённой территорией.

Они, как правило, имеют в литературном языке соотносительное по значению слово. Например, общеупотребительному говорить, разговаривать соответствует в северных говорах балякать, в южных - гуторить.

Очень часто мы встречаемся в разговорной речи с диалектизмами, богата ими наша область.

А порой и сами их произносим, не замечая этого.

Ведь многие приехали учиться в наш строительный колледж из разных районов области: Сямженского, Великоустюгского, Тарногского, Бабушкинского…А у кого-то бабушки живут в деревне, и поэтому вы соприкоснулись с этим чу­дом - диалектной лексикой.

Согласитесь со мной, хорошо иногда посидеть со старым, умудренным опытом человеком где-нибудь в деревне и насладиться его речью. Каждое слово - жемчужина, перл.

«Севогоды у нас на пожне одна багула наросла. Не едкая трава-то. Ведра не было. Ковды резунца много - тоже сено не жоркое», - сетует бабушка, а мы пытаемся догадать­ся, о чем идет речь.

Наш путеводитель в мире слов - Словарь вологодских говоров.

Работу над этим словарем вели преподаватели и студенты филологического фа­культета Вологодского государственного педагогического института.

Диалектные слова записывались в различных районах Вологодской области: Ни­кольском, Тарногском, Сямженском, Вожегодском и других…

И сейчас мы в занимательной форме познакомимся с диалектными словами вологодских говоров.

1 задание:

Учащимся предлагаются карточки с разными версиями толкования слова. Задача: выбрать правильное значение слова.

1).ИЛОВКА

-птичка;

-глинистая, неплодородная почва;

-жена Ильи;

-сеть, в которую попадает только ил.

Правильный ответ: Глинистая, неплодородная почва

Пример использования в речи: В огороде у них одна иловка- ничего не растёт.

2).КАЛЕГА

-коллега;

-телега для калек;

-колея;

-брюква.

Правильный ответ: брюква.

Пример использования в речи: Калега-вкусный овощ, раньше его многие садили в огороде.

3).КАРАНГА

-болезнь;

-ссадина,синяк;

-палка;

-кочерга.

Правильный ответ: ссадина, синяк.

Пример использования в речи: У нас у Сашки каранга. Наверное, с мопеда упал, дак ссадина.У твоей каранги и цвет какой-то бурый.

4).ГУБИНА

-большая губа;

-место на болоте, где можно погибнуть;

-дерево;

-нелёгкая доля.

Правильный ответ: место на болоте, где можно погибнуть .

Пример использования в речи: Корова в губину попала, нет её.

5) ГРЕШОНКА

- грешная женщина;

- небольшой проступок;

- часть тела;

-плетёная корзина с двумя ручками.

Правильный ответ: плетёная корзина с двумя ручками.

Пример использования в речи: Это небольшая, как зобенька, корзина, только с двумя ручками.Бельё в грешонке носили, можно и картошку в грешонке носить.

6) ГОЛИЦА

-кожаная рукавица без подкладки, рабочая рукавица из плотной ткани;

-голая часть тела;

-часть реки.

Правильный ответ: кожаная рукавица без подкладки.

Пример использования в речи: В печурке голицы- то лежат, поди высохли уже. Пой­дёшь за дровами - голицы одень, а то холодно.

2 задание:

На рисунке, изображающем человека, показать требуемые части тела.

1 команда: изьём, краюшки, кукры (крыльца).

2 команда: лухотки, лузги, , испод.

3 команда : горбуша, лытка, кызы.

Толкование слов:

Изьём - верхняя часть ноги от пальцев к щиколотке (Нога болит в изьёме ).

Краюшка - ягодица (Вот как сейчас по краюшке-то вицей огрею).

Испод-низ живота (Одела кофту, аж испод не прикрыло).

Горбуша - плоская кость в верхней части спины, лопатка (А сеяли из лукошка, вот горбуши-то и болят).

Лытка - нога (Не стыдно тебе не прибежать первому? Лытки-то вон какие большие.). Кукры, крыльца - плечевой пояс человека (На кукры ребёнка-то посажу да и таскаю за собой).

Кызы - волосы (Ишь кызы-то распустила!).

Лузги - уголки рта (В лузгах всё время слюни, обтирала бы хоть.).

Лухотки - ноги (Что ты тут лухотки-то выставила? Запнуться можно.).

3 задание:

Перед вами меню, предложенное бабушками вологодских деревень. По­пробуйте определить, какие кушанья вам будут предложены, из каких продуктов они при­готовлены? На карточках предложены подсказки с толкованиями слов. Вы можете ими воспользоваться.






1 команда

2 команда

3 команда

калитка

пресник

кокорки

губник

крупяник

бобыльник

калишник

крошенина

алялюшка

солодяха

крутоварка

кутья

крендёлье

колосник

яблошница

кокора

крутая

паренца



Подсказки:

1) Калитка - сочень из пресного теста с защипанными краями и начинкой из картофеля, крупы.

2)Калишник - закрытый пирог из брюквы .

3)Крендельё-сушки, баранки.

4)Пресник - изделие из теста с картофелем.

5) Колосник - любой ранний гриб, созревает, когда колосится рожь (колосник).

6) Кокорки - творог.

7) Яблочница - картофельное пюре, запечённое в печке .

8) Кокора - каша из картошки, пюре, иногда запечённая в печке.
9) Губник - пирог с начинкой.

10) Крошенина - жидкая похлёбка - молоко или суп с накрошенным хлебом.

11) Бобыльник - мучное изделие с картофелем.

12) Алялюшка - род пирога, испечённого на сковороде. Напоминает лепёшку .

13) Солодяха - гриб, пригодный для соления.

14) Крупяник - пирог из крупы.

15) Крутая - блюдо, приготовленное из картофеля с маслом и луком.

16) Крутоварка - суп с мясом и картофелем.

17) Кутья - гороховый суп, похлёбка из ячменя или пшеницы с горохом.

18) Паренца - пареная и высушенная в печи морковка или репа.

4 задание:

Представьте, что вы приехали в деревню и в разговоре с местным жителем услышали фразу с диалектным словом. Ваша задача - понять, о чём идёт речь, выяснитьсмысл непонятного слова.

Каждой группе поочерёдно предлагаются фразы, которые они должны растолко­вать:

1) «Зайдёшь в лягу - не скоро выберешься, полные сапоги зальёшь».

В лягу - это куда?

2) «Летошную тёлку закололи, зиму-то жили».

Можно ли назвать летошным телёнка, родившегося зимой?

3) «На, поешь, сегодня суп из летятины».

Из чего был сварен суп?

Толкование слов:

Ляга- лыва- большая лужа.

Летошный телёнок - годовалый, на втором году жизни.

Летятина – мясо диких птиц, употребляемых в пищу.

5 задание:

Задание: вам предложены карточки со словами, словосочетаниями, ваша задача
изобразить действия, обозначенные этими словами.

Команда 1: прийти на коровках, нести на закукорках , дать бабашку, каляганиться.

Команда2: сесть на карачки , пить нападком, гыгать, арыльничать.

Команда 3 : идти исподвольки, дать ляпу, боститься, распахнуть харю.

Толкование слов и выражений (зачитывается после выполнения задания):

Каляганиться - лёжа двигать ногами в разные стороны.

Сесть на карачки - низко присесть.

Харя - шея, верхняя часть груди.

Взымать - поймать что-нибудь.

Взывкать - издать крик.

Боститься - бодаться.

Пить воду нападком - пить воду непосредственно из источника ртом, не используя подручных средств.

Кукры, крыльца - плечевой пояс человека. (Нести на закукорках - нести на спине.)

Прийти на коровках - приползти.

Дать бабашку - ударить кулаком.

Исподволь - потихоньку, чуть-чуть, медленно.

Дать ляпу - ударить ладошкой.

Арыльничать – вести праздный образ жизни, бездельничать.

6 задание:

Вы будущие строители. Ваша специальность - плотник. И вы ,конечно же, понимаете, что стать хорошим мастером можно только тогда, когда в своей работе опираешься на опыт предшествующих поколений.

Издавна славилась Россия своими избами, красуются деревни рублеными пятистенками.

Живы ещё традиции – не ушло в прошлое строительство деревянной избы

Уходят поколения, а слова, которыми называли части дома, окна, крыши, лестницу, наши предки, живы и поныне. Названия частей дома, зданий, строительных материалов и инструментов в разных регионах звучат по-разному.

Нас заинтересовали строительные термины, которые зафиксированы в словаре вологодских говоров. Это названия частей окон, составные части крыши, сруба .

Ваша задача: взяв карточки со словами, найти соответствующую карточку с толкованием слова.

1 группа: лоб, матица, воронец, лежня.

2 группа: лобанок, курина, лага,капельня.

3 группа: бельчина, карта, князёк, голбец.

Лобанок – верний брус оконной коробки ( верхний то брус называется лобанок)

Бельчина – деревянная часть оконной рамы, часть оконного переплёта (все стёкла градом выбило, да и часть бельчины изломало)

Карта - ряд тонких гладких досок, которыми покрывают крышу (Карта – это один ряд тесу на крыше; карта – это ряд досок, крышу покрывают)

Князёк – 1) гребень двускатной крыши (Князек – самая вершина крыши, её гребень; часто с фасада его украшал петух, звезда) 2) продольное бревно, к которому прикрепляются верхние концы досок крыши (Вот князёк, это перекладина между скатами) 3) резное украшение на конце продольного бревна крыши (Князёк – украшение на конце дома)

Капельня – приспособление, по которому вода стекает с крыши, сток (Из-под капельни-то вода чистая)

Курина – длинный крюк, вырубленный из не толстого дерева с корнем, поддерживающий скаты и желоба крыши.(Курины сгнили, дак скоро и потошник упадет; курина в виде крюка, который охватывал потошник, без курины потошник не удержать)

2 группа

Лоб – передняя часть двускатной крыши, фронтон (Лоб у дома окрасили в синий цвет; надо лоб дранкой закрыть; а вот тот дом с крашеным лбом)

Матица – балка, поддерживающая потолок в деревянных постройках, матица (И в кладовке есть матица; без неё куда потолку-то настилать не станешь; с четверга на пятницу посмотрю на матицу, кто думает обо мне пусть приснится мне во сне)

Лага – балка, брус (лаги под полотна лаги собирают пол; лаги-то кладут прямо черный пол)

Лежня – бревно, используемое в кач-ве опоры (а фундамент рубится из лежни)

Голбец – приступок к печи (Стань на голбец да и достанешь)

Воронец – один из двух деревянных брусьев, расположенных перпендикулярно друг к другу от печи до стен, поддерживали полати , перегородку, широкую полку (Один воронец идет от печи к стене, и полати одним своим концом укреплены в этом воронце; другой же идет от печи к другой стене и отделяет как бы куть от избы)

(**** Курсивом выделены примеры использования диалектизмов в речи. Они зачитываются после выполнения задания).

7 задание:

Сейчас вашему вниманию будет представлен монолог - типичный образец народной речи, из которого вы должны будете выписать диалектные слова и дать им тол­кование. Победит группа, выписавшая и растолковавшая наибольшее количество слов.

(Выходит учащийся, переодетый бабушкой, и читает монолог)

«Эх, девки, как я севогоды упехталась! Здоровья не стало. Нонесь студенты на прак­тику приехали, ак хорошо подмогнули: и картошку забугрили, и куделю растрепали, и брюкву пропололи с морковкой.

Я им баньку изладилась сделать. Затопила её, скутала, голиком полы нашоркала. На­казала, чтобы ковды париться будут, сильно не бздавали на каменку, а то горько будет.

Ак ведь что одна-то удумала: проверить, горяча ли вода в котле, палец-то в котёл го­рячий и засунула, в кипяток-от. Ох, неваровая.

Иду их доглядеть. Ещё одна упарилась - стоит, нападком из реки воду пьёт. А юбки-то уж больно у них коротки, вицей бы их по голяшкам.

Ой, засиделась я, вдругорядь приду. Надо домашних кормить. Крошенины давно не едали. Да пресняки сегодня пекла. Скоро коровы придут - обряжаться надо будет, пойло ещё не наделано».

3. Подведение итогов урока.

Как вы думаете, нужно ли употреблять диалектные слова в речи?

И профессионализмы, и диалектизмы, и арготизмы употребляются преимущественно в разговорно-бытовой речи. Появление их в письменной речи при соблюдении литературных норм языка должно быть обязательно коммуникативно и экспрессивно оправдано . Если этого нет, то перед нами речевая ошибка, нарушение принятых правил.

Но диалектные слова- это прежде всего история нашего народа, часть его культуры , а значит, мы должны бережно к ним относиться.

Мы ещё продолжим работу над диалектной лексикой и этим внесём свой вклад в сохранении культурного наследия нашего края. Диалектные слова, которые вспомним или услышим, будем фиксировать в созданном нами словарике .

Вернёмся к эпиграфу урока. Прокомментируйте его.

В заключении урока хотелось бы познакомить вас со стихотворением нашего вологодского писателя Александра Яшина «Родные слова»:

 Родные, знакомые с детства слова

 Уходят из обихода:

 В полях поляши - тетерева,

 Летятина - дичь,

 Пересмешки - молва,

 Залавок - подобье комода.

 Не допускаются в словари

 Из сельского лексикона:

 Сугрёвушка,

 Фыпики - снегири;

 Дежень,

 Воркуны вне закона.

 Слова исчезают, как пестери,

 Как прясницы и веретёна.

 Возилкой

 Неполный мешок с зерном

 Вчера назвала мельничиха,

 Поднёбицей - полку под потолком,

 Клюкву - журавлихой.

 Нас к этим словам привадила мать,

 Милы они с самого детства.

 И ничего не хочу уступать

 Из вверенного наследства.

 Но как отстоять его,

 Не растерять

 И есть ли такие средства?   

Что полезного вы извлекли для себя на уроке?

Эксперты подвели итоги и выявили команду - победительницу сегодняшней игры . Они также оценили работу каждого на уроке, степень активности во время выполнения заданий. (Эксперты выступают с отчётом по уроку (комментируется оценка каждого)).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск