Скачать 148.63 Kb.
|
Тема урока: «Диалектная лексика» (по материалам Словаря вологодских говоров) Урок по теме «Диалектная лексика», проведённый в форме дидактической игры по материалам Словаря вологодских говоров, входит в систему уроков по теме «Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления». Данный урок позволит обучающимся в занимательной форме обобщить знания по теме, познакомить с диалектной лексикой на материале Словаря вологодских говоров. Введение игрового сюжета позволяет привлечь активное внимание группы. Занятие может проводиться и в форме внеклассного мероприятия для обучающихся разных возрастных групп. Тип урока: дидактическая игра. Цели урока: Обучающие: -дать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; -в занимательной форме познакомить с диалектной лексикой на материале Словаря вологодских говоров; Развивающие: - формировать умение давать лексическое толкование слову; -развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них; -совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки; Воспитательные: -разбудить интерес к изучению диалектной лексики; -воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; - воспитывать любовь к родному языку и чувство коллективизма. Предварительная подготовка к уроку: 1) Самостоятельно ознакомиться с материалом из учебника (пар. №9 стр.26 учебника «Русский язык» 10-11 класс» под ред. Гольцовой Н. Г.; Шамшина И. В.). 2) Найти и выписать несколько примеров употребления диалектизмов в речи, произведениях художественной литературы. 3) Найти и выписать из Словаря вологодских говоров диалектизмы, называющие части тела человека, наименования блюд, названия частей крыши, дома, фразеологизмы. (Задание по группам) Оборудование: Словарь вологодских говоров, учебник, карточки с заданиями. Ход урока: Группа разбивается на 3 команды, из числа учащихся выбираются 3 эксперта, фиксирующих правильные ответы. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Задача экспертов - выявить команду победительницу, совместно оценить работу каждого учащегося, обосновать оценки. 1.Оргмомент Эпиграф урока: «Умейте благоговейно слушать народную речь. Это такая же радость, как сидеть у родника и следить за игрой живых подземных струек». Л. Леонов Недавно от одного обучающегося услышала фразу: «Наша тётя Нюта цудит - со всей комнаты шум в тюшку запихивает». Кто же может понять, что обозначает эта фраза? (Мусор заметает в щёлку в полу). Это слова псковского диалекта. Можем ли подобные слова слышать в речи ? Иное слово, подобное неизвестному в науке зверю или растению, живет в глухом углу, вдали от цивилизации. Но проходит время, и вездесущий журналист или чуткий к деревенскому говору писатель извлекает слово из глуши, из безвестности, выталкивает его на всеобщее обозрение, как бы говоря: «Смотрите, какая какая прелесть, какое волшебство выразительности заключены в этом простом слове! Как ярко оно!» Сегодня на уроке мы познакомимся с такими яркими словами. 2. Повторение изученного. Как называется раздел языкознания, который изучает словарный состав языка? Богат наш язык, многолик. В лексике современного русского языка сосуществуют самые разные по своему происхождению, сфере употребления, времени появления и характеру употребления слова. На какие три группы распадаются слова с точки зрения их происхождения? ( Заимствованные и исконно русские) На какие группы можно разделить слова с точки зрения времени их появления и характера употребления? (Основную, самую большую группу составляет актуальная лексика - слова активные и постоянно используемые. Две другие группы образуют пассивный словарь языка. Первая из них включает устаревшие слова, вторая - неологизмы.) С точки зрения реального бытования в речи выделяются слова общего и ограниченного употребления. Первые составляют её основную часть. Они известны всем и используются всеми, независимо от возраста, профессии и образования носителей языка, а также места их рождения и жительства. Эти слова относятся к активной лексике современного литературного языка. Им противостоят слова, имеющие ограниченное употребление. Такие лексические единицы характерны только для людей, объединённых одной и той же социальной и территориальной общностью . Что это за слова? На какие группы распадаются слова с точки зрения сферы их употребления? (Диалектизмы, профессионализмы и арготизмы.) 3. Изучение нового материала. Какие слова мы называем диалектизмами? Что вы можете сказать о диалектизмах? Диалектизмы - это слова, ограниченные в своём употреблении определённой территорией. Они, как правило, имеют в литературном языке соотносительное по значению слово. Например, общеупотребительному говорить, разговаривать соответствует в северных говорах балякать, в южных - гуторить. Очень часто мы встречаемся в разговорной речи с диалектизмами, богата ими наша область. А порой и сами их произносим, не замечая этого. Ведь многие приехали учиться в наш строительный колледж из разных районов области: Сямженского, Великоустюгского, Тарногского, Бабушкинского…А у кого-то бабушки живут в деревне, и поэтому вы соприкоснулись с этим чудом - диалектной лексикой. Согласитесь со мной, хорошо иногда посидеть со старым, умудренным опытом человеком где-нибудь в деревне и насладиться его речью. Каждое слово - жемчужина, перл. «Севогоды у нас на пожне одна багула наросла. Не едкая трава-то. Ведра не было. Ковды резунца много - тоже сено не жоркое», - сетует бабушка, а мы пытаемся догадаться, о чем идет речь. Наш путеводитель в мире слов - Словарь вологодских говоров. Работу над этим словарем вели преподаватели и студенты филологического факультета Вологодского государственного педагогического института. Диалектные слова записывались в различных районах Вологодской области: Никольском, Тарногском, Сямженском, Вожегодском и других… И сейчас мы в занимательной форме познакомимся с диалектными словами вологодских говоров. 1 задание: Учащимся предлагаются карточки с разными версиями толкования слова. Задача: выбрать правильное значение слова. 1).ИЛОВКА -птичка; -глинистая, неплодородная почва; -жена Ильи; -сеть, в которую попадает только ил. Правильный ответ: Глинистая, неплодородная почва Пример использования в речи: В огороде у них одна иловка- ничего не растёт. 2).КАЛЕГА -коллега; -телега для калек; -колея; -брюква. Правильный ответ: брюква. Пример использования в речи: Калега-вкусный овощ, раньше его многие садили в огороде. 3).КАРАНГА -болезнь; -ссадина,синяк; -палка; -кочерга. Правильный ответ: ссадина, синяк. Пример использования в речи: У нас у Сашки каранга. Наверное, с мопеда упал, дак ссадина.У твоей каранги и цвет какой-то бурый. 4).ГУБИНА -большая губа; -место на болоте, где можно погибнуть; -дерево; -нелёгкая доля. Правильный ответ: место на болоте, где можно погибнуть . Пример использования в речи: Корова в губину попала, нет её. 5) ГРЕШОНКА - грешная женщина; - небольшой проступок; - часть тела; -плетёная корзина с двумя ручками. Правильный ответ: плетёная корзина с двумя ручками. Пример использования в речи: Это небольшая, как зобенька, корзина, только с двумя ручками.Бельё в грешонке носили, можно и картошку в грешонке носить. 6) ГОЛИЦА -кожаная рукавица без подкладки, рабочая рукавица из плотной ткани; -голая часть тела; -часть реки. Правильный ответ: кожаная рукавица без подкладки. Пример использования в речи: В печурке голицы- то лежат, поди высохли уже. Пойдёшь за дровами - голицы одень, а то холодно. 2 задание: На рисунке, изображающем человека, показать требуемые части тела. 1 команда: изьём, краюшки, кукры (крыльца). 2 команда: лухотки, лузги, , испод. 3 команда : горбуша, лытка, кызы. Толкование слов: Изьём - верхняя часть ноги от пальцев к щиколотке (Нога болит в изьёме ). Краюшка - ягодица (Вот как сейчас по краюшке-то вицей огрею). Испод-низ живота (Одела кофту, аж испод не прикрыло). Горбуша - плоская кость в верхней части спины, лопатка (А сеяли из лукошка, вот горбуши-то и болят). Лытка - нога (Не стыдно тебе не прибежать первому? Лытки-то вон какие большие.). Кукры, крыльца - плечевой пояс человека (На кукры ребёнка-то посажу да и таскаю за собой). Кызы - волосы (Ишь кызы-то распустила!). Лузги - уголки рта (В лузгах всё время слюни, обтирала бы хоть.). Лухотки - ноги (Что ты тут лухотки-то выставила? Запнуться можно.). 3 задание: Перед вами меню, предложенное бабушками вологодских деревень. Попробуйте определить, какие кушанья вам будут предложены, из каких продуктов они приготовлены? На карточках предложены подсказки с толкованиями слов. Вы можете ими воспользоваться.
Подсказки: 1) Калитка - сочень из пресного теста с защипанными краями и начинкой из картофеля, крупы. 2)Калишник - закрытый пирог из брюквы . 3)Крендельё-сушки, баранки. 4)Пресник - изделие из теста с картофелем. 5) Колосник - любой ранний гриб, созревает, когда колосится рожь (колосник). 6) Кокорки - творог. 7) Яблочница - картофельное пюре, запечённое в печке . 8) Кокора - каша из картошки, пюре, иногда запечённая в печке. 9) Губник - пирог с начинкой. 10) Крошенина - жидкая похлёбка - молоко или суп с накрошенным хлебом. 11) Бобыльник - мучное изделие с картофелем. 12) Алялюшка - род пирога, испечённого на сковороде. Напоминает лепёшку . 13) Солодяха - гриб, пригодный для соления. 14) Крупяник - пирог из крупы. 15) Крутая - блюдо, приготовленное из картофеля с маслом и луком. 16) Крутоварка - суп с мясом и картофелем. 17) Кутья - гороховый суп, похлёбка из ячменя или пшеницы с горохом. 18) Паренца - пареная и высушенная в печи морковка или репа. 4 задание: Представьте, что вы приехали в деревню и в разговоре с местным жителем услышали фразу с диалектным словом. Ваша задача - понять, о чём идёт речь, выяснитьсмысл непонятного слова. Каждой группе поочерёдно предлагаются фразы, которые они должны растолковать: 1) «Зайдёшь в лягу - не скоро выберешься, полные сапоги зальёшь». В лягу - это куда? 2) «Летошную тёлку закололи, зиму-то жили». Можно ли назвать летошным телёнка, родившегося зимой? 3) «На, поешь, сегодня суп из летятины». Из чего был сварен суп? Толкование слов: Ляга- лыва- большая лужа. Летошный телёнок - годовалый, на втором году жизни. Летятина – мясо диких птиц, употребляемых в пищу. 5 задание: Задание: вам предложены карточки со словами, словосочетаниями, ваша задача изобразить действия, обозначенные этими словами. Команда 1: прийти на коровках, нести на закукорках , дать бабашку, каляганиться. Команда2: сесть на карачки , пить нападком, гыгать, арыльничать. Команда 3 : идти исподвольки, дать ляпу, боститься, распахнуть харю. Толкование слов и выражений (зачитывается после выполнения задания): Каляганиться - лёжа двигать ногами в разные стороны. Сесть на карачки - низко присесть. Харя - шея, верхняя часть груди. Взымать - поймать что-нибудь. Взывкать - издать крик. Боститься - бодаться. Пить воду нападком - пить воду непосредственно из источника ртом, не используя подручных средств. Кукры, крыльца - плечевой пояс человека. (Нести на закукорках - нести на спине.) Прийти на коровках - приползти. Дать бабашку - ударить кулаком. Исподволь - потихоньку, чуть-чуть, медленно. Дать ляпу - ударить ладошкой. Арыльничать – вести праздный образ жизни, бездельничать. 6 задание: Вы будущие строители. Ваша специальность - плотник. И вы ,конечно же, понимаете, что стать хорошим мастером можно только тогда, когда в своей работе опираешься на опыт предшествующих поколений. Издавна славилась Россия своими избами, красуются деревни рублеными пятистенками. Живы ещё традиции – не ушло в прошлое строительство деревянной избы Уходят поколения, а слова, которыми называли части дома, окна, крыши, лестницу, наши предки, живы и поныне. Названия частей дома, зданий, строительных материалов и инструментов в разных регионах звучат по-разному. Нас заинтересовали строительные термины, которые зафиксированы в словаре вологодских говоров. Это названия частей окон, составные части крыши, сруба . Ваша задача: взяв карточки со словами, найти соответствующую карточку с толкованием слова. 1 группа: лоб, матица, воронец, лежня. 2 группа: лобанок, курина, лага,капельня. 3 группа: бельчина, карта, князёк, голбец. Лобанок – верний брус оконной коробки ( верхний то брус называется лобанок) Бельчина – деревянная часть оконной рамы, часть оконного переплёта (все стёкла градом выбило, да и часть бельчины изломало) Карта - ряд тонких гладких досок, которыми покрывают крышу (Карта – это один ряд тесу на крыше; карта – это ряд досок, крышу покрывают) Князёк – 1) гребень двускатной крыши (Князек – самая вершина крыши, её гребень; часто с фасада его украшал петух, звезда) 2) продольное бревно, к которому прикрепляются верхние концы досок крыши (Вот князёк, это перекладина между скатами) 3) резное украшение на конце продольного бревна крыши (Князёк – украшение на конце дома) Капельня – приспособление, по которому вода стекает с крыши, сток (Из-под капельни-то вода чистая) Курина – длинный крюк, вырубленный из не толстого дерева с корнем, поддерживающий скаты и желоба крыши.(Курины сгнили, дак скоро и потошник упадет; курина в виде крюка, который охватывал потошник, без курины потошник не удержать) 2 группа Лоб – передняя часть двускатной крыши, фронтон (Лоб у дома окрасили в синий цвет; надо лоб дранкой закрыть; а вот тот дом с крашеным лбом) Матица – балка, поддерживающая потолок в деревянных постройках, матица (И в кладовке есть матица; без неё куда потолку-то настилать не станешь; с четверга на пятницу посмотрю на матицу, кто думает обо мне пусть приснится мне во сне) Лага – балка, брус (лаги под полотна лаги собирают пол; лаги-то кладут прямо черный пол) Лежня – бревно, используемое в кач-ве опоры (а фундамент рубится из лежни) Голбец – приступок к печи (Стань на голбец да и достанешь) Воронец – один из двух деревянных брусьев, расположенных перпендикулярно друг к другу от печи до стен, поддерживали полати , перегородку, широкую полку (Один воронец идет от печи к стене, и полати одним своим концом укреплены в этом воронце; другой же идет от печи к другой стене и отделяет как бы куть от избы) (**** Курсивом выделены примеры использования диалектизмов в речи. Они зачитываются после выполнения задания). 7 задание: Сейчас вашему вниманию будет представлен монолог - типичный образец народной речи, из которого вы должны будете выписать диалектные слова и дать им толкование. Победит группа, выписавшая и растолковавшая наибольшее количество слов. (Выходит учащийся, переодетый бабушкой, и читает монолог) «Эх, девки, как я севогоды упехталась! Здоровья не стало. Нонесь студенты на практику приехали, ак хорошо подмогнули: и картошку забугрили, и куделю растрепали, и брюкву пропололи с морковкой. Я им баньку изладилась сделать. Затопила её, скутала, голиком полы нашоркала. Наказала, чтобы ковды париться будут, сильно не бздавали на каменку, а то горько будет. Ак ведь что одна-то удумала: проверить, горяча ли вода в котле, палец-то в котёл горячий и засунула, в кипяток-от. Ох, неваровая. Иду их доглядеть. Ещё одна упарилась - стоит, нападком из реки воду пьёт. А юбки-то уж больно у них коротки, вицей бы их по голяшкам. Ой, засиделась я, вдругорядь приду. Надо домашних кормить. Крошенины давно не едали. Да пресняки сегодня пекла. Скоро коровы придут - обряжаться надо будет, пойло ещё не наделано». 3. Подведение итогов урока. Как вы думаете, нужно ли употреблять диалектные слова в речи? И профессионализмы, и диалектизмы, и арготизмы употребляются преимущественно в разговорно-бытовой речи. Появление их в письменной речи при соблюдении литературных норм языка должно быть обязательно коммуникативно и экспрессивно оправдано . Если этого нет, то перед нами речевая ошибка, нарушение принятых правил. Но диалектные слова- это прежде всего история нашего народа, часть его культуры , а значит, мы должны бережно к ним относиться. Мы ещё продолжим работу над диалектной лексикой и этим внесём свой вклад в сохранении культурного наследия нашего края. Диалектные слова, которые вспомним или услышим, будем фиксировать в созданном нами словарике . Вернёмся к эпиграфу урока. Прокомментируйте его. В заключении урока хотелось бы познакомить вас со стихотворением нашего вологодского писателя Александра Яшина «Родные слова»: Родные, знакомые с детства слова Уходят из обихода: В полях поляши - тетерева, Летятина - дичь, Пересмешки - молва, Залавок - подобье комода. Не допускаются в словари Из сельского лексикона: Сугрёвушка, Фыпики - снегири; Дежень, Воркуны вне закона. Слова исчезают, как пестери, Как прясницы и веретёна. Возилкой Неполный мешок с зерном Вчера назвала мельничиха, Поднёбицей - полку под потолком, Клюкву - журавлихой. Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства. И ничего не хочу уступать Из вверенного наследства. Но как отстоять его, Не растерять И есть ли такие средства? Что полезного вы извлекли для себя на уроке? Эксперты подвели итоги и выявили команду - победительницу сегодняшней игры . Они также оценили работу каждого на уроке, степень активности во время выполнения заданий. (Эксперты выступают с отчётом по уроку (комментируется оценка каждого)). |