Скачать 88.63 Kb.
|
МБОУ «СОШ с. Амурзет» Учитель высшей категории Гончарова Зоя Игоревна. Открытый урок русского языка в 8 классе. Тема: Диалог. Оформление диалогической речи. Цель: углубление знаний о способах передачи чужой речи. Отработка навыка правильной устной и письменной диалогической речи. Задачи:- повторить теорию о способах передачи чужой речи;- формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с диалогической речью ;
- Воспитывать внимание, наблюдательность, толерантность во время работы в группе, в паре, чувство коллективизма.- Совершенствовать коммуникативные навыки (культура речи, готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий).Место урока в системе уроков: первый урок по теме «Диалог» в блоке уроков «Чужая речь». Тип урока: комбинированный. Методы и приемы: практические (анализ языковых явлений, составление схем, вопросов), теоретические (слово учителя, чтение учебника, работа с толковым словарём), проблемно-поисковая деятельность (анализ художественного текста, разбор языкового явления). Оборудование урока: учебники русского языка и литературы 8 класса, проектор, презентация-урок, презентация-релаксация, модули урока на каждую парту, оценочные листы, видеоролик «Интервью», разговор по сотовому в классе, интеллектуальная личностная рефлексия по ходу урока (+ знаю,\ ! Узнал, \? хочу знать), рефлексия деятельности в течение урока; мультимедийный репетитор : схема оформления диалогической речи. Ход урока.
Слово сближает людей, и потому надо стараться говорить так, чтобы все могли понимать тебя… Л.Н.Толстой. - Мотивация к успеху Слайд №3
- Какая тема объединяет последние уроки русского языка? (Способы передачи чужой речи) - Мы и сегодня продолжим добывать знания по блоку данной темы. (запись в тетрадь даты). 3.Проверка Д\З. Упр. №412 (3) Слайд №4,5 - Как вы сконструировали предложения? -проверка через экран и на доске (2 ученика защищают свои ответы) 4. Словарная работа - Какие глаголы вы использовали в комментирующей части? Слайд №6 А). Сгруппируйте слова в рамке по значению. «Слова-синонимы», добавьте к каждой группе по 1-2 синонима. (стр. 199: 1). Думать, размышлять, рассуждать ; 2).сообщать, заявлять, высказывать, говорить; 3).Подчеркивать, утверждать, настаивать. (Оц. лист №1). Б). Словарь терминов, употребляемых при изучении темы «Чужая речь» - Составление кластера: Чужая речь (2 уч-ся у доски, работа в паре) (Прямая речь, комментирующая часть, кавычки, двоеточие, тире, запятая, косвенная речь, вводные слова, указывающие на того, кому принадлежит речь и т.д.) Слайд №7 5.Вспомним известные вам способы передачи чужой речи. Слайд№ 8 - Работа с высказыванием К.Г.Паустовского. Слайд №9 Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. //Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь.(К.Г.Паустовский) - Работа в парах (устно): выбрать приемлемый для себя способ передачи чужой речи. (учащиеся озвучивают) - Высказывание оформить прямой речью с комментирующей частью на границе предложений. - У доски 1 ученик, 1- за компьютером . (Проверка) слайд №10 (оценочный лист№2) Телефонный звонок во время урока. (Звучит разговор 2-х учащихся). -Миля, здравствуй! Это Коля Денисенко. Подскажи, пожалуйста, кто автор рассказа «Куст сирени»? Кроссворд решаю. - Этот рассказ принадлежит А.И.Куприну. Подходит? - Спасибо! Слово подошло! Учитель: Что это было, ребята? (Диалог, разговор двух лиц)
- Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о способах передачи чужой речи. -Сформулируйте тему урока, не забудьте, что в 8 классе мы изучаем раздел науки о языке «Синтаксис и пунктуация». Диалог. Оформление диалога. Слайд №11 - Посмотрите внимательно на записанную формулировку темы урока и попробуйте сформулировать задачи урока. Задачи урока: слайд№12,13 1. Определить лексическое значение слова; 2. Какова связь данной темы с темой «Чужая речь»? 3.Как оформляется диалог? (Если это вид прямой речи, то, что мы сохраним при оформлении диалога? Чем диалог будет отличаться от прямой речи в оформлении?) 4. Познакомиться со сферой употребления диалога в нашей речи. Какова роль диалога в худ. литературе, в жизни человека? - Какие задачи для нас решаемы; (1,2) Учитель: Будем делать акцент на 3 и 4 задачу.
–Самостоятельно прочитайте материал учебника - Составьте вопросы по прочитанному материалу. - Что для уточнения можно было бы добавить к этому теоретическому материалу? ( Реплика пишется с заглавной буквы, обязательно с красной строки) 5. Работа с учебником литературы по худ. текстам. (Работа в группах) Слайд №15 1).Изучите оформление диалогов по художественным текстам, приготовьтесь выразительно прочитать. -1 ряд.- Л.Н.Толстой «После бала» стр. 32.(Так после ужина кадриль моя?..) (2 реплики) -2 ряд. – А.И.Куприн «Куст сирени с.74 ( Ты – чему? – спросила Вера.(4 реплики) -3 ряд. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Стр. 212 (-Ничего, ничего! - успокоил меня учитель…) (2 реплики)_ 2). Объясните, как оформляются диалоги? Что общего в оформлении диалога и прямой речи? 3).Чем отличается оформление диалога от оформления прямой речи? Дополнительное задание тем ребятам, кто закончил работу. (Повышенная сложность!!!) (Дополнительных 3 балла) А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» стр. 152 (_ Нет, живой. Без гимнастёрки. ) -Найдите ошибку в оформлении диалога. 6. - Какова роль диалога в художественной литературе? - Как вы думаете, существуют ли нормы поведения человека во время диалога? 7.РЕЛАКСАЦИЯ ( Звучит «Полонез Огинского») слайд 16 -Правила ведения диалога. -Презентация (Приложение №2) 8. Работа по отрывку из рассказа А.И.Куприна «Куст сирени» - Едем,- сказала она решительно. - Но куда же мы поедем? – пробовал протестовать Алмазов. – Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять вёрст.
(Отрывок в модуле урока). - Начертите схемы предложений данного отрывка. Слайд 17,18 Оценочный лист № 3 7. Составьте диалог (работа в парах) Слайд №19 (Интервью со школьным врачом, с поваром, классным руководителем, с одноклассником) - Желающие могут взять интервью у присутствующих. - Показ видеоролика «Интервью» Медсестра –Ирина Андреевна Повар – Светлана Борисовна Кл. руководитель – Татьяна Владимировна Одноклассник – Участник «Президентских игр»-12 Альхимович Саша - Чтение составленных диалогов, помощь консультантов. Оценочный лист № 4 8. Самостоятельная работа Слайд 20 - Исправьте деформированный текст с диалогической речью, расставьте знаки препинания. Что это они делают? Спросил я у кузнеца остановившегося рядом со мною. Татарина гоняют за побег сердито сказал кузнец взглядывая в дальний конец рядов. - Сверьтесь с текстом Л.Н.Толстого. Стр. 37. - Кто выполнил работу без ошибок? Оценочный лист № 5 9. Подведение итогов урока, обращение к задачам урока слайд 21,22 - Что оказалось не реализованным? - Как вы связываете эпиграф к уроку с тем, что мы делали на уроке? Слайд №23 10. Домашнее задание Слайд 24
11. Рефлексия деятельности в течение урока. Слайд 25 Выберите фразеологизм, который характеризуют вашу работу сегодня Работал(а) засучив рукава - Работал(а) спустя рукава - Бил(а) баклуши 12. Заполните оценочный лист. Итоговая оценка Слайд №26 25 баллов и выше - «отлично» 24 -20 - «хорошо» 19- 13 баллов - «удовлетворительно» - Все, кто получил добавочные фишки, приплюсуйте за 1 фишку 1 балл. Спасибо за работу на уроке! Слайд №27 Высказывания выдающихся писателей о русском языке Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. А. В. Толстой Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький. А. Я. Толстой Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет су мнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенства, каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. М. Карамзин Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев
1.рефлексия содержания учебного материала |