Заявка на участие в региональной научно-методической конференции – конкурсе ‘‘Школьное образование в Самарской области: инновации, достижения, опыт – 2012’’
Фамилия
| Деянова
| Имя
| Галина
| Отчество
| Геннадьевна
| Представляемая организация (полное и сокращённое наименование)
| Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №4 г. Новокуйбышевск (ГБОУ ООШ№4 г. Новокуйбышевск)
| Должность
| Учитель начальных классов
| Учёная степень (если имеется)
| -
| Учёное звание (если имеется)
| -
| Телефон (с указанием кода города)
| 88463521525
| E – mail (наличие и указание обязательно )
| deyanovagg@mail.ru
| Направление конференции-конкурса
| Методика преподавания школьных предметов
| Тема доклада
| Урок литературного чтения в 3 классе
А.П. Гайдар «Горячий камень»
| Кол-во учащихся, в процессе обучения которых прошли апробацию материалы доклада
| 25 человек
| Согласие на обработку персональных данных (указать ‘‘согласен(а)’’, ‘‘не согласен(а)’’)
| согласна
| ДЕЯНОВА ГАЛИНА ГЕННАДЬЕВНА
ГБОУ ООШ №4 , Г. НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «А.П. ГАЙДАР "ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ"» Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Гайдара.
2. Развивать навык анализа прочитанного текста.
3. Воспитывать стремление к добрым поступкам, к труду, любовь к Родине.
4.Формирование и совершенствование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению;
5.Развивать устную и письменную речи; творческие способности детей;
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение 3 класс. Часть 2» Л.А. Ефросинина
Тетрадь «Литературное чтение 3 класс. Часть 2» Л.А. Ефросинина
Выставка рисунков детей
Цветные карандаши
Чистые листы для заданий
Ход урока
Оргмомент.
Сообщение темы урока. Эмоциональный настрой.
3.Проверка домашнего задания. Выступления учеников по теме « Жизнь и творчество А.П.Гайдара »
Рефлексия:
- Сколько лет было Гайдару, когда он ушел в Красную Армию?
- Как он отзывался о службе в Красной Армии?
- О чем пишет Гайдар в своих произведениях? Что хочет рассказать?
5. Работа с текстом.
I часть
Первая группа упражнений направлена на совершенствование правильности чтения.
Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.
1) Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
Учебник с. 104 первый абзац.(30 секунд)
Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
2) «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Учебник с . 104 2 абзац (подчеркнуть всем вместе те слова , которые мы
будем читать наоборот) (40 секунд)
Задание: Прочитай текст вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Рефлексия:
- Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?
- Чем он занимался на селе?
II часть
Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения
1.Динамическое чтение – это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение "Фотоглаз". За короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение, "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: "Найди лишнее слово", "Раздели слова на две группы".).
1."Шифрограмма"(за две минуты дети должны найти , как можно больше спрятанных слов, и записать на листочке, а потом провести взаимопроверку, в течение 1 минуты)
Задание: найдите слова, которые спрятались в слове «молодость» 2.Чтение "Разведка".(Учебник с. 105 Часть№2)
найти сколько раз встречается буква «ы» Время 1 минута
Учебник с.105 часть №2 Мальчики ищут слово Старик(3) а девочки слово Ивашка(5)Время 1 минута
3."Чтение-спринт"(2минуты) Учебник с. 105-106 часть№3
Вопрос задать перед чтением:
Сколько лет было Ивашке?
4.Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.(Карточки по три штуки на каждый ряд)
Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, а другой проверяет. Рефлексия:
- Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?
- Что с ним произошло?
- Почему старик отпустил Ивашку?
III часть
3."Чтение-спринт"(2минуты) Учащиеся на максимальной для них скорости, читают про себя текст, после прочтения отвечают на вопросы, сформированные перед чтением учителем. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Читают незнакомый текст. Т.о. учащиеся учатся вертикальному чтению, умению ориентироваться в тексте, находить главное.
Учебник с. 105-106 часть№3
Вопрос задать перед чтением:
Сколько лет было Ивашке?
4.Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой. (Можно брать любую часть с 1-3)
Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, а другой проверяет.
Рефлексия:
- Как Ивашка набрел на камень?
- Почему он решил, что камень волшебный?
- Почему надпись на камне огорчила Ивашку?
IV часть
Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.
1) Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять – подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
Л. Каминский.
2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.
Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
На рек__ раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.
3)Умение задавать вопросы по тексту.
Дети самостоятельно читают 4 часть и формулируют 3 вопроса своему однокласснику (5минут). Все закрывают учебники, меняются заданиями и отвечают на вопросы. Возвращают листочки для проверки.
Рефлексия:
- Как решил Ивашка поступить?
- Что старик приказал ему сделать?
6.Работа в тетради с.74
Задание №1 восстановить текст по памяти (кто затрудняется можно найти в учебнике)
Задание №5 творческое, по выбору
7. Подведение итогов урока.
- Что в рассказе похоже на сказку?
8.Выставление оценок.
9. Домашнее задание:
Озаглавить 1-4 части и подготовить пересказ близкий к тексту. |