Аннотации к рабочим программам по русской литературе.
1.Место предмета в структуре основной образовательной программы.
Предмет русская литература в 5-11 классах (ООО) входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный учебный предмет на базовом уровне.На изучение русской литературы по учебному плану школы выделяется следующее количество часов по классам:
классы
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| За неделю
| 3
|
| 3
|
| 3
| 3
|
| За год
| 102
|
| 102
|
| 102
| 102
|
| Всего в 5-11 классах
|
| 5 класс
2.Цели, задачи:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. 3.Структура программы (разделы)
-
Разделы
| Кол-во часов
| Введение. Книга в жизни человека
| 1
| Устное народное творчество
| 11
| Из древнерусской литературы
| 2
| Из русской литературы XVIIIв.
| 1
| Из русской литературы XIX века
| 41
| Из русской литературы XX века
| 31
| Из зарубежной литературы
| 15
| Итого
| 102
|
4.Используемый УМК:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2012. 5.Требования к результатам освоения дисциплины
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоритические – литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об изоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о произведении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
выявлять основную нравственную проблематику произведения;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно – следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексе, определять их роль в произведении, выявлять изобразительно – выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
выразительно читать текст – описание, текст – повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
словестно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
создавать сочинения – миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
6.Формы контроля:
тестовый контроль, проверочные работы, контрольные работы.
6 класс
2. Структура программы ( разделы)
Раздел
| Тема
| Количество часов
| Развитие речи
| Внеклассное чтение
| Контр. уроки
| I
| Введение
| 1
|
|
|
| II
| Устное народное творчество
| 4
| 1
|
|
| III
| Из древнерусской литературы
| 1
|
|
|
| IY
| Из русской литературы 18 века
| 5
|
|
|
| Y
| Из русской литературы 19 века
| 43
| 5
| 3
| 2
| YI
| Из русской литературы 20 века
| 31
| 1
| 3
| 1
| YII
| Из зарубежной литературы
| 15
|
| 1
|
| YIII
| Итоговые уроки по курсу литературы 6 класса
| 2
| 1
|
| 1
| Итого
|
| 102
|
|
|
| 3.Используемый УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник- хрестоматия для 6 класса : в 2 ч. _ М. Просвещение 2012 г.
4.Формы контроля: тестовые работы , сочинения.
7 класс
Основные цели и задачи курса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Структура программы (разделы).
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и следующих разделов Раздел
| Количество часов
| Введение
| 1
| Устное народное творчество
| 6
| Древнерусская литература
| 5
| Произведения русских писателей 18 века
| 2
| Произведения русских писателей 19 века
| 37
| Произведения русских писателей 20 века
| 32
| Из зарубежной литературы
| 19
|
Используемый УМК:
1.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2010г.).
Требования к результатам освоения дисциплины
Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Формы контроля:
тестовый контроль, проверочные работы, сочинения.
8 класс
2.Структура программы (разделы)
№
| Раздел
| Количество часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Устное народное творчество
| 4
| 3
| Из древнерусской литературы
| 2
| 4
| Из литературы 18 века
| 4
| 5
| Из литературы 19 века
| 39
| 6
| Из литературы 20 века
| 9
| 7
| Писатели улыбаются
| 3
| 8
| Стихи, проза ,песни ВОВ.
| 17
| 9
| Русские поэты о Родине , родной природе
| 5
| 10
| Из зарубежной литературы
| 14
| 11
| Повторение
| 4
| 12
| Итого
| 102
| 3. Используемый УМК
Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение ,2011г.
4. Формы контроля: тестовые работы, сочинения.
9 класс
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи учебной деятельности
Задачи изучения литературы в 9 классе:
- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;
- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
Учебно-тематическое планирование
9 класс (102 часа)
№
| Тема
| Всего
часов
| 1
| Введение
| 1
| 2
| Из древнерусской литературы
| 2
| 3
| Из литературы XVIII века
| 11
| 4
| Из русской литературы XIX века
| 53
| 5
| Из русской литературы XX века
| 26
| 6
| Из зарубежной литературы
| 8
| 7
| Повторение
| 2
| Итого:
| 102
|
| учебнике «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Формы контроля:
тестовый контроль, проверочные работы, сочинения.
10 класс
Основные цели и задачи курса:
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Структура программы (разделы).
Раздел
| Количество часов
| Литература первой половины 19 века
| 26
| Литература второй половины 19 века
| 72
| Зарубежная литература
| 4
| Используемый УМК:
1.Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011
Требования к результатам освоения дисциплины
Ученик должен знать/уметь
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Формы контроля:
тестовый контроль, проверочные работы, сочинения.
11класс
2.Структура программы (разделы)
№
| Разделы
| Количество часов
| 1
| Введение
| 2
| 2
| Проза начала 20 века
| 11
| 3
| Литература серебряного века
| 27
| 4
| Литература 20-ых годов
| 6
| 5
| Литература 30-ых начала 40-ых годов
| 22
| 6
| Литература периода ВОВ
| 2
| 7
| Литература 50-80-ых годов
| 22
| 8
| Литература последних десятилетий
| 6
| 9
| Из зарубежной литературы
| 2
| 10
| Итоговый урок
| 2
| 11
| Итого
| 102
| Используемый УМК
литература . 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях под ред. В.П.Журавлева. М.: Просвещение, 2010.
4.Формы контроля: зачетные контрольные работы ,сочинения уроки,. |