Этапы урока, время
| Действия учителя
| Действия учащихся по достижении результата
| УУД
|
I. Организационный момент. (1 мин)
| Приветствие.
Проверка готовности рабочего места.
Эмоциональный настрой на работу.
- В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья за дело.
| Контролируют и оценивают свою готовность к уроку.
| Регулятивные: обеспечение обучающимися организации учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.
|
II. Мотивация к учебной деятельности.
(2мин)
| - Прочитайте слова (слайд1: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». М Сервантес)
- Как вы понимаете эти слова?
- Найдите в учебнике произведение с созвучным названием.
Слайд 2.
|
Читают высказывание, извлекают необходимую информацию для продолжения работы. Вступают в учебный диалог.
| Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено)
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме.
|
III. Актуализация знаний.(3мин)
| - Кто автор этого произведения?
- Что вы знаете об этом писателе?
Слайд 3 (портрет В.Драгунского).
- Назовите ваше любимое произведение Виктора Драгунского.
Слайд 4.
| Отвечают на вопросы с опорой на свои знания.
| Личностные :личностное самоопределение
Познавательные:
общеучебные- структурирование знаний;
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
;
IV. Постановка учебной задачи.
(3 мин)
| - Это произведение В. Драгунского можно было бы озаглавить и пословицей. Слова этой пословицы «рассыпались». Составьте её.
(На слайде 5 «Шила в мешке не утаишь».)
- Прочитайте еще раз название произведения.
- Объясните смысл .
- Прочитайте первый абзац, сравните ваш ответ с авторским.
- Чему мы будем учиться на уроке? Каковы наши задачи?
( 1.Познакомиться с содержанием произведения В.Драгунского «Тайное становится явным». Определить тему произведения, его мораль.
2. Развивать устную речь, мышление, память, внимание, умение работать с текстом. Совершенствовать технику чтения).
| Строят речевое высказывание, выслушивают мнение других, формулируют задачи урока.
|
Коммуникативные:
осознанное построение речевого высказывания; смысловое чтение и чтение в зависимости от цели; Регулятивные: выделение и осознание того, что подлежит усвоению, планирование. Познавательные:
общеучебные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
|
V. Словарная работа.(2 мин)
| - Посмотрите на доску. Прочитайте и объясните слова и выражения.
Слайд 6:
Вылитый Кощей
Клеветать
Интеллигентный человек
Дети объясняют и на доске появляются ответы:
Очень худой
Обманывать
Культурный, образованный человек
| Читают слова, объясняют их значение.
| Познавательные: расширение словарного запаса и уточнение лексического значения слов.
|
VI.Выявление затруднения.
(3 мин)
| -Посмотрите на иллюстрацию – с.125.
- Кто является героем произведения?
- Какое будет произведение по жанру? Докажите.
- Как называется раздел, в который входит этот рассказ?
- Предположите, о чем он?
| Доказывают, почему это произведение является рассказом, называют признаки жанра.
| Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные:
осознанное построение речевого высказывания;
Регулятивные: прогнозирование.
|
VII.Чтение рассказа про себя.
(5 мин)
| - Прочитайте рассказ про себя.
- Какой фрагмент рассказа вам показался весёлым?
| Читают текст про себя, выбирают самый веселый момент.
| Познавательные: общеучебные - смысловое чтение.
|
VII.Музыкальная физминутка «Солнышко лучистое».(3 мин)
|
| Под песню один ребенок показывает движения у доски, остальные повторяют.
|
|
VIII. Работа в группах (составление цитатного плана).
(5 мин)
| - Теперь предлагаю вам поработать в группах. На листочках написан цитатный план рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным» (см. Приложение 1). Определите последовательность частей рассказа и в кружках расставьте цифры. Проверка – слайд 7.
|
Работа в группах: обсуждают последовательность событий в рассказе, расставляют цифры в кружках.
|
Познавательные: моделирование. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, слушать собеседника, сотрудничать.
|
IX. Чтение рассказа по частям составленного плана.(6 мин)
| Вопросы к 1 части:
- Что узнали о Дениске?
- Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо?
Вопросы ко 2 части:
-Зачем мама заставляла сына есть кашу?
Вопросы к 3 части:
-Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?
-Правда ли, что Дениска «потерял сознание», когда выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует этот выражение?
Вопросы к 4 части:
-Постарайтесь при чтении передать недоумение мамы, интонацию милиционера.
- Как изменилось настроение у Дениски?
- Почему мы смеемся, когда читаем рассказ дяденьки, как каша очутилась
на его шляпе и брюках?
- Почему мама сначала говорит строго, а потом тихо?
Вопросы к 5 части:
- Почему мама смотрела на сына «долго-долго»?
| Читают произведение вслух по частям; после каждой части отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Выразительно читают слова мамы, милиционера.
| Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение.
|
|
X. Первичное закрепление. Составление синквейна (работа в парах).(3 мин)
| - Каков он, Дениска?
- Хотели бы вы на него походить?
- Как вы думаете, какой человек получится из Дениски?
- Была ли у вас похожая ситуация? Расскажите.
- Предлагаю вам составить синквейн про Дениску(см. Приложение 2).
- Давайте проверим, что у вас получилось.
Слайд 8.
| Работают в парах. Заполняют предложенную таблицу.
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные: жизненное самоопределение;
Коммуникативные: умение вступать в диалог, слушать собеседника, сотрудничать, управление поведением партнера.
|
XI.Обобщение.
(2 мин)
| - С какой целью Виктор Драгунский написал этот рассказ? Чему учит этот рассказ?
- Какой смех в рассказе?
- Почему мама не стала наказывать Дениску?
| Отвечая на вопросы, делают вывод.
| Познавательные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Коммуникативные: умение вступать в диалог, слушать собеседника, сотрудничать.
|
XII. Рефлексия.
| - Что нового узнали на уроке?
- Для чего создаются литературные произведения?
(Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера).
- Выберите нужный смайлик и оцените свою работу на уроке.
| Отвечают на вопросы, рассуждают о том, для чего создаются литературные произведения.
| Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
|