Автор проекта
|
Фамилия, имя отчество
| Головина Ирина Сергеевна
|
Регион
| Республика Хакасия
|
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| Город Абакан
|
Номер и/или название школы/ОУ
| МОУ «СОШ № 10»
|
Описание проекта
|
Русский характер в произведении Л.Н. Толстого Кавказский пленник
|
Описательное или творческое название вашего проекта
|
Краткое содержание проекта
|
Коллективный проект, создание которого основано на организации учебной деятельности школьников по принципу сложной кооперации: ответ на основополагающий вопрос проекта рождается путем структурирования ученической группы в команды по числу проблемных вопросов проекта. Для решения каждого проблемного вопроса составляются учебные вопросы по числу учеников в команде.
|
Предмет(ы)
|
Литературное чтение
|
Класс(-ы)
|
4 класс
|
Приблизительная продолжительность проекта
|
8 уроков
|
Основа проекта
|
Образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению в школе с русским (родным) языком.
|
1. Проект направлен на:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников.
2. Проект направлен на формирование умений и качеств, необходимых человеку 21-го века:
Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее
Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
|
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
|
После завершения проекта учащиеся смогут:
читать осознанно текст художественного произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
оценивать события, героев произведения (составлять сравнительную характеристику героев с опорой на авторский текст).
|
Вопросы, направляющие проект
|
Основополагающий вопрос
| Какие они вечные вопросы, на которые человек отвечает сам?
|
Проблемные вопросы учебной темы
| Как Л.Н.Толстой показывает родовые черты русского народа и общечеловеческие нравственные представления людей?
В чем проявляется мастерство писателя в изображении русского человека и национальных черт русского народа?
Чему можно научиться у русского народа?
Кто же «кавказский пленник» и в каком плену он находится?
|
Учебные вопросы
| Какова идея произведения?
Как и зачем Л.Н.Толстой противопоставляет главных героев?
Какова система образов рассказа?
В чем проявляется своеобразие и особенности прозы Л. Н. Толстого?
|
План оценивания
|
График оценивания
|
До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
Анкетирование
«Что я знаю о Л.Н.Толстове и его произведениях?».
Разделение на группы.
Мозговой штурм.
План работы группы
| Журнал учета работы учащихся в группе.
Карта «З-И-У».
Оценочные листы.
Лист обратной связи.
Тесты.
Обсуждение результатов работы над проектом
| Критерии оценивания проекта.
Конференция «"Русский характер в произведении Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"».
Мини-сочинение.
Оценка экспертов.
Рефлексия
|
Описание методов оценивания
Анкетирование уч-ся
«Что я знаю о Л.Н.Толстове и его произведениях?»
| Анкета предназначена для выявления знаний учащихся о сказочнике
Л.Н.Толстого и его произведениях
| Разделение на группы.
| Класс по желанию делится на группы: Живописцы, Литераторы, Философы, Психологи. Каждая группа получает свое задание.
| Мозговой штурм.
| В группе проводится обсуждение предложенных вопросов.
| План работы группы.
| План работы предназначен для четкого видения предстоящей работы каждой группы исследователей. Лист планирования работы в группе позволяет отслеживать этапность работы над проектом.
| Журнал учета работы учащихся в группе.
| Позволяет отследить вклад каждого ученика в осуществление проекта, содержит описание задания, отметку о выполнении, о возникших проблемах, оценку выполнения.
| Карта «З-И-У».
| Стратегия выявления имеющихся у учеников знаний по теме проекта, задания на развитие мышления, позволяет определить последовательность обучения. Обращение к этим знаниям в ходе проекта поможет удерживать внимание учащихся и сделать новый материал более понятным. Карта помогает определять и выявлять индивидуальную стратегию обучения и метапознания.
| Оценочные листы.
| Лист учета готовности отчетных материалов представляет собой шаблон для контроля деятельности детей.
| Лист обратной связи.
| Лист обратной связи позволяет выявить уровень вклада ученика в проект, его интеллектуальный и знаниевый рост.
| Тесты.
| В составленных контрольно–измерительных материалах мы оценивали умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
нахождение информации (выявление фактического содержания);
интерпретация образов и роли художественных средств;
рефлексия на содержание текста и их оценка (выявление идейной направленности).
| Обсуждение результатов работы над проектом.
| Оценочный лист для работы группы позволит контролировать качество освоения учебного материала.
| Критерии оценивания проекта
| Таблица «Критерии оценивания портфолио проекта», критерии оценки работы ученика помогают учителю оценить понимание учащимися основных вопросов, наметить план взаимодействия с теми, кому необходима помощь.
| Конференция «Русский характер в произведении Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"»
| Портфолио групп исследователей (каждая группа представляет свой наработанный материал).
| Рефлексия.
Мини-сочинение
| Каждый участник проекта пишет мини-сочинение по темам «В плену»,
«Спасибо, умница!», «Почему удалось спастись Жилину?»
| Оценка экспертов
| Оценивание работ учащихся
| Анкета для родителей.
| Проводится в целях контроля работы над проектом
|
|
Сведения о проекте
|
Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
Знание программного материала по литературному чтению, умение работать с компьютером, создавать презентации, умение вести диалог с книгой.
|
Учебные мероприятия
|
Уроки внеклассного чтения (2 урока), самостоятельная внеурочная деятельность, работа в библиотеке, с Интернет-ресурсами.
|
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
Лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, проекционная система, сканер
|
Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
Программы обработки изображений, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
Материалы на печатной основе
| УМК по чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, книги Л.Н.Толстого.
|
Интернет-ресурсы
| http://festival.1september.ru/articles/557006/
http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/3.html
http://www.culture dialogue.org/drupal/ru/node/1150
http://www.svobodanews.ru
www.zankov.ru›
|
Другие ресурсы
|
|