Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 54.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.05.2014
Размер54.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов профессиональной деятельности

учителя русского языка и литературы МАОУ «Лицей №1» г. Сыктывкара Токмаковой Ольги Васильевны

на тему «Воспитание семейных ценностей на уроках литературы».
Сегодня в сфере образования много говорят о ФГОС. Вот некоторые выписки из стандарта: «Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов».

Каждый учитель-предметник должен работать именно над тем, чтобы выпускник имел такой «портрет». Уроки литературы играют особенно важную роль для формирования личности учащихся. Ведь огромное количество произведений русской литературы воспитывают общечеловеческие ценности.

Что же относится к общечеловеческим ценностям? Гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, труд, семейные ценности, толерантное отношение друг к другу… Этот список можно продолжать долго. Но я бы хотела остановиться на семейных ценностях. К сожалению, вместе со сменой поколений меняется и отношение к окружающему миру, в том числе и к семье. Сегодня она не играет столь важной роли, то есть не воспитывает необходимые качества, такие, как благородство, честность, порядочность, достоинство, справедливость. Это говорит об отсутствии должного влияния родителей на формирование мировоззрения своих детей. Именно поэтому в своей работе, на своих уроках хочу привлечь внимание учащихся к этой проблеме, показав значимость семьи в современном мире через призму поколений с помощью литературных произведений. Для этого очень важно учителю уметь строить свои уроки так, чтобы детям данная тема не «приелась», чтобы воспитывалось уважение к семье ненавязчиво, маленькими порциями.

В современной педагогике достаточно много технологий, позволяющих добиваться желаемого результата в процессе обучения, но применение той или иной из них зависит от целей и задач, которые ставит перед собой учитель.

На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество учебных часов, эффективно использую технологию блочно-модульного обучения. Работая по этой технологии, на первое место ставлю воспитательные цели, поэтому на уроках дети не боятся высказывать свое мнение, учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты. Большим тематическим блоком являются уроки воспитания уважительного отношения к семье под общим названием «Семейные ценности». Уроки с данной тематикой начинаю проводить уже с 5 класса. Например, сказки А.С. Пушкина. В них автор большое внимание уделяет семейной жизни героев, создав своеобразный кодекс семейной жизни. Волшебные сказки Пушкина  поэтизируют тему семейного счастья, служат предупреждением для тех, кто забыл старые традиции семейной жизни. В сказках А.С. Пушкин создал своеобразный кодекс семейной жизни, то есть  на примере своих героев показал правила поведения членов семьи: супругов между собою, родителей и детей, и отношений между ними. Поэтому изучение сказок А.С. Пушкина способствует формированию   семейных ценностей у учащихся. В 6 классе «Семейные ценности» изучаем на примере повести А.С.Пушкина «Дубровский». Урок под названием «Тяжесть бриллиантов, которые совсем не радуют…» заставляет учащихся задуматься над тем, почему Маша Троекурова отказалась убежать с Дубровским, почему она не противилась решению отца, почему Владимир Дубровский мстил за отца. Проблемные вопросы, звучащие на уроке, невольно формируют взгляды на семейную жизнь и отношения членов семьи друг к другу.

При проведении уроков по воспитанию семейных ценностей сравниваем, какую роль играла семья в 19 веке и какую роль играет в современности. Такие понятия, как «любовь», «благородство», «честь» в 19 веке сами по себе не возникали в сердце человека, становление души происходило в отеческом доме. Ярким примером является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Писатель считал, что дети всегда впитывают лучшие качества своих родителей. Так, Андрей Петрович Гринев был примером для подражания для своего сына. Он не терпит праздности и гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью. И, действительно, Петруша Гринев – достойный сын своего отца, человек чести и долга. Понимая, что зло порождает зло, он не приемлет жестокости в любом ее проявлении. После изучения данного произведения учащиеся сравнивали современную семью с семьей Гриневых: что изменилось в семейных традициях, остались ли взаимоотношения в семьях такие же, как в семье Гриневых.

При изучении романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого сравнивали различные типы семей начала XIX века и их ценности. Много вопросов об истинных семейных ценностях возникло у учащихся при изучении романа И.Гончарова «Обломов».

Также мною разработаны и проведены уроки о семейных ценностях при изучении творчества Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.Достоевского, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, А.Блока.

Технология блочно-модульного обучения взаимосвязана с другими образовательными технологиями: проектными, технологией развития критического мышления, КСО, мастерскими, ИКТ, технологией дебатов. Я активно вношу элементы данных технологий при изучении темы «Семейные ценности». Технологию проектов и КСО часто использую как завершающее творческое задание после изучения большого блока тем. Уже есть проекты учащихся 5,6,7,9,10 классов:

* по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева» - «И все побеждает любовь»

* «Продолжение романа А.С.Пушкина «Дубровский»

* «Комиксы» (по повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

* «Переписка» (по творчеству А.Гончарова и роману «Обломов»)

* «Настоящая семья: Обломовы или Штольцы».

Также данная технология и мастерские по теме «Семейные ценности» используются при работе с классным коллективом. Учащимися 10ф класса, в котором являюсь классным руководителем, выполнены проекты и проведены мастерские:

*«Я знаю своих родителей»,

*«Моя родословная»,

*«Что значит моя фамилия»,

* «Потолкуем, порифмуем о маме…»

Элементы технологии развития критического мышления я использую при составлении путеводителей к урокам по блочно-модульному обучению и проверке знания текста или теоретического материала: кластеры, таблицы разного типа, «толстые» и «тонкие» вопросы, опросник «Верно ли, что…?», продолжи начало, различные виды чтения. Эти элементы помогают выявить уровень знаний учащихся, глубину понимания темы, развивают у учащихся умение мыслить логически и критически.

В старших классах активно использую на уроках технологию дебатов, для того чтобы учащиеся высказывались по теме «Семейные ценности», делали выводы и могли составлять свой жизненный проект.

Такие уроки заставляют учеников задуматься над тем, что такое семья, а следовательно, в дальнейшем они смогут воплотить в своей семье только лучшие качества, которые неоднократно подчеркиваются произведениями классической литературы.

Думаю, что именно блок уроков «Семейные ценности» будет способствовать становлению личностной характеристики выпускника, такой как «осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск