Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/9
Дата публикации06.05.2014
Размер0.82 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Каргасокская детская школа искусств»

ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор

МОУ ДОД «Каргасокская ДШИ»

___________/ П.Т.Власенко


Протокол

№___ от______________ «____»___________20___г.
ПРОГРАММА


по предмету Специальный инструмент ФОРТЕПИАНО

Срок реализации 7 лет

Автор (составитель)

Ермакова Галина

Николаевна, _________

преподаватель

фортепианного отделения ДШИ

Обсуждена и принята на заседании

методического совета ДШИ

Протокол № ____ от __________


с.Каргасок, 2011 г.

Введение

Музыка - искусство, обладающее огромной силой эмоционального воздействия на человека. Творчество детей и подростков – это сфера их духовной жизни, их самовыражения, раскрывающая индивидуальные способности каждого. Любой ребёнок, независимо от музыкальных способностей, может научиться играть на фортепиано. Это – удивительный по своим возможностям инструмент, инструмент- оркестр. Единственный инструмент, на котором можно сыграть произведения, предназначенные для исполнения целым оркестром, любым другим инструментом или голосом. Пожалуй, ни для одного другого инструмента не написано такое огромное количество произведений, как для фортепиано. Практически все композиторы писали фортепианную музыку, а некоторые сознательно ограничивали себя рамками именно этого инструмента, понимая его безграничные возможности.

Сегодня, в условиях современного мира с его основной информационно-технической составляющей, важно помнить, что эстетическое развитие является средством для реализации, заложенных в ребёнке творческих начал и созданием условий для самовыражения. Одна из особенностей обучения игре на фортепиано - это интенсивное развитие возможностей человека, причём не только музыкальных, но и тех, которые необходимы человеку в повседневной жизни:

  • Хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками

  • Приём педализации - подразумевает включение в исполнительское мастерство ног, этим самым получают развитие оба полушария головного мозга.

  • Развитие памяти: много произведений исполняется на память, усвоение множества музыкальных терминов.

  • Развитие перспективного мышления: мыслить вперёд, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения.

  • Развитие пальцевой моторики, которая связана с развитием речевых навыков детей.

Игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость мышления.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Специальный инструмент. Фортепиано» предлагается как новый вариант организации занятий с учащимися класса фортепиано в Каргасокской ДШИ. Необходимость в ее создании продиктована, прежде всего, современными объективными условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы художественно-эстетической направленности. Сегодня ДШИ нередко испытывают сложности с набором учащихся, педагоги отмечают неоднородность контингента учеников по способностям, наблюдаются и другие проблемы организационного и методического плана. С другой стороны, развивается и обновляется методика музыкального образования. Образовательные программы, изданные десятки лет назад, требуют обновления: репертуарных дополнений, новых подходов к образовательному процессу с позиций современных условий работы ДШИ. Поэтому написание данной программы актуально и своевременно.

Данная образовательная программа является модифицированной т.к. при ее написании автор опиралась на типовые программы: «Фортепиано», МК СССР, 1988 г.; Смирнова Т. Программа «Класс специального фортепиано. Интенсивный курс» - М., 1997; Примерная программа «Музыкальный инструмент фортепиано» - М., 2006; комплексная программа «Музыкальный инструмент фортепиано» - М., 2008 г.

Новизна программы заключается в том, что автор при ее написании синтезировала свой накопленный педагогический опыт и опыт преподавателей фортепианного отделения Каргасокской ДШИ. Программа содержит изменения и дополнения, направленные на более эффективную организацию учебного процесса в ДШИ. Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, включает произведения русской, зарубежной классики и современный классический материал, дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ, позволяющих учесть индивидуальность учащегося, тип его психологического и музыкально-исполнительского дарования.

Предлагаемые автором репертуарные списки обновлены. Программа ориентирована на детей, поступающих в ДШИ в возрасте 7-8 лет, срок обучения по программе 7 лет.
Цель программы – общемузыкальное развитие учащихся с учетом их природных возможностей, обучение основам пианизма и исполнительского искусства, формирование музыкально-эстетического сознания, как части общей духовной культуры личности, оказание помощи обучающимся в поиске профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни.

Заявленная цель реализуется в ходе решения следующих задач:

Образовательные:

  • обучить основам пианизма и исполнительского искусства;

  • сформировать навык коллективного музицирования;

  • сформировать определенный уровень музыкально-теоретических знаний, необходимых для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития.


Развивающие:

  • выявить и развить музыкальные и творческие способности учащихся;

  • сформировать устойчивый интерес к музыкальному искусству, потребности активного музицирования на инструменте;

  • сформировать музыкальный вкус.


Воспитательные:

  • способствовать формированию общей культуры личности учащегося;

  • сформировать у учащегося навык самостоятельной работы;

  • способствовать формированию личных качеств личности: терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.


Форма и режим занятий

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок. Занятия проходят два раза в неделю, длительность – 40 минут. В содержание урока входит:

1. Проверка домашнего задания

2. Повторение пройденных пьес

3. Разбор нового материала

4. Отработка отдельных частей в произведениях и приёмов игры

5. Подготовка к концертному выступлению, к зачёту, экзамену.

Занятия в классе проводятся в соответствии с индивидуальными планами и с учетом возраста учащегося, его способностей.

Форма индивидуальных занятий создает для педагога и ученика чрезвычайно благоприятные условия для работы, но при этом не является единственно возможной для реализации учебных и воспитательных задач. Творческое использование педагогом различных форм общения (классные часы, родительские собрания с концертом, конкурсы, совместное посещение различных культурных мероприятий и т.д.) усиливает воспитательный аспект процесса обучения, благотворно сказывается на атмосфере взаимодействия педагога и ученика, а так же способствует более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям на инструменте.
Методические рекомендации

Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой, творческий и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся

С музыкой, учатся её понимать, формируется их музыкальный вкус, они получают первоначальные навыки игры. С самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке, постараться, чтобы ученик полюбил музыку. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом - добиваться гармоничного развития технических навыков и художественных представлений у учащихся. Проникновение в содержание произведения предполагает вникание в особенности его мелодии, полифонии, ладового и гармонического строения, формы, фактуры и других средств выразительности. Вслушивание в музыкальный язык сочинения- это процесс поиска смысла художественного повествования раскрытия его эстетической ценности. С первых же уроков необходимо приучать ученика к очень точному прочтению нотного текста, вслушиваться в своё исполнение, уметь анализировать технические трудности. Развитию пальцевой беглости способствует работа над гаммами, упражнениями и этюдами. Работа над техникой должна вестись планомерно. Уже с первых шагов обучения ученик начинает знакомиться с разными видами упражнений, которые постепенно развивают у него разносторонние технические навыки. В работе над гаммами, арпеджио и упражнениями критерием является ровность, ясность звуковой линии и конечно же, аппликатурная точность. Большинство многочисленных этюдов композитора К. Черни служит развитию мелкой пальцевой техники- быстроты, ровности и отчётливого исполнения. Составление индивидуального плана очень ответственный этап педагогической работы. Удачный подбор репертуара способствует быстрым успехам ученика, необходимо вводить в план сочинения, которые помогли бы ярче и скорее « раскрыть» ученика. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие исполнительские возможности ученика. Выбирая репертуар важно учитывать музыкально- техническое развитие ученика, его индивидуальные особенности, а также расширять кругозор ученика, знакомя его с важнейшими стилями, жанрами, формами, с творчеством композиторов.

В процессе классной работы особое внимание уделяется чтению с листа, в ансамбле, а также важна взаимосвязь с теоретическими дисциплинами.

К третьему классу закончена установка игрового аппарата, начинается активная работа над техническим развитием ученика. Помимо пальцевой беглости ребёнок должен приобретать навыки исполнения произведений с различной фортепианной фактурой (аккордовое изложение, различные гармонические фигурации.) В этот период внимание педагога должно быть обращено на развитие мышление ученика, его музыкальности, умение слушать себя и оценивать своё исполнение. Репертуар, который даётся ребёнку должен быть в первую очередь ему интересен. Объём пьес не должен быть большим, поскольку на этом этапе ученику бывает трудно его охватить.

Контроль и учёт успеваемости

Основной формой учёта успеваемости учеников является оценка, выставляемая педагогом в конце четверти. Результаты занятий учащихся оцениваются на различных выступлениях: открытых или академических концертах, контрольных уроков, экзаменах, конкурсах и т. д. Контрольные прослушивания проводятся в соответствие с учебным планом один раз в полугодие. Выступления учащихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой, которая выставляется преподавателями отделения. Степень завершённости работы над произведением фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Критерии оценки

При выведении итоговой оценки учитывается уровень и качество работы ученика в течение года, а также оценки, полученные им на различных выступлениях. На выпускной экзамен по специальности выносятся 4 произведения различных жанров, форм и стилей. Для более гибкой оценки игры ученика применяются знаки « плюс» и « минус». Они вносят некоторый эмоциональный элемент в статистику цифровой оценки. Существование дифференцированного подхода в работе с учащимися, обладающими различными музыкальными способностями, предполагает и различный подход к оценке учащегося, т. е. оценка должна быть индивидуальной.

График контрольных точек

Класс

Срок проведения

Кол-во

недель

Отчетность

Время проведения

1 класс

1 полугодие

16

Контрольный урок

(3 произведения)

декабрь


2 полугодие


18

Академический концерт

(3 разнохарактерных произведения)

май

2 класс

1 полугодие

16

Академечисекий концерт

(этюд, полиф. пьеса)

декабрь

2 полугодие

18

Техн. зачет (гаммы по треб., этюд)

Академ. концерт (круп. форма, полифон., пьеса)

февраль

май

3 класс

1 полугодие

16

Академ. концерт (этюд, полифония, пьеса)

декабрь

2 полугодие

18

Техн. зачет (гаммы по треб., этюд)

Академ. концерт (круп. форма, полиф., пьеса)

февраль

май

4 класс

1 полугодие

16

Академ. концерт (этюд, полифон., пьеса)

декабрь

2 полугодие

18

Техн. зачет (гаммы по треб., этюд)

Академ. концерт (круп. форма, полифон., пьеса)

февраль

май

5 класс

1 полугодие

16

Академ. концерт (этюд, полиф. пьеса)

декабрь

2 полугодие

18

Техн. зачет (гаммы по треб.. этюд)

Академ. концерт (круп. форма, полифон., пьеса)

февраль

май

6 класс

1 полугодие

16

Академ. концерт (этюд, полиф. пьеса)

декабрь

2 полугодие

18

Техн. зачет (гаммы по треб., этюд)

Академ. концерт (круп. форма, полифон., пьеса)

февраль

май

7 класс

1 полугодие

16

Академ. концерт (этюд, полиф. пьеса)

декабрь

2 полугодие

18

Выпускной экзамен (этюд, пьеса, полиф., круп. формы)


май



Содержание курса
Первый год обучения

На начальном этапе обучения педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок, знакомство с фортепиано, нотной грамотой. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки, формирование пианистического аппарата. За год учащийся должен пройти 20- 30 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: нон легато, легато, стаккато. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также ( для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации. За год учащийся должен познакомиться со строением гамм до, соль, ре, ля мажор каждой рукой отдельно в пределах одной октавы. Темп умеренный

Трезвучия с переносом через октаву каждой рукой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск