Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы Министерства РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида (1-4 кл.) под редакцией В.В.Воронковой.
Основными задачами обучения чтению в 4 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формиру
ется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе на третий год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навы
ков устной речи и объёму внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о муд
рости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым уча
щиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чте
ние вслух, формируется постепенно. В 3 классе учащиеся читают целыми словами, иногда по сло
гам, соблюдая при чтении интонации в соответствии со знаками препинания. В дальнейшем навык
беглого чтения совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. С выразительностью речи учащиеся знакомятся и в 4 классе, но систематическая работа над этим происходит позже. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, (ответы на вопросы по содержанию прочитанного; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного), так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Разучивание по учебнику стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Календарно-тематическое планирование Чтение 4класс (134ч)
№ п/п
| Содержание
| Кол-во часов
| Дата
| Примечания
| I четверть (39 ч)
| Раздел: Родина краше солнца, дороже золота
| 1
| День знаний
| 1
|
|
| 2
| М. Матусовскому «С чего начинается Родина»
| 1
|
|
| 3
| По К. Ушинскому « Наше Отечество»
| 1
|
|
| 4
| По Романовскому «Светлое место»
| 2
|
|
| 5
| Н. Кончаловская «Славен, славен град Москва!»
| 1
|
|
| 6
| По Л Кассилю «Москва - столица России»
| 1
|
|
| 7
| День здоровья
| 1
|
|
| 8
| Вопросы и задания по теме
| 1
|
|
| РАЗДЕЛ « Ученье - главное богатство»
| 8
| По Ю. Яковлеву « Слова- сорняки»
| 2
|
|
| 9
| Л Толстой «Филипок»
| 4
|
|
| 10
| А. Гайдар «Совесть»
| 2
|
|
| 11
| По Е. Шварцу «Сказка о потерянном времени»
| 4
|
|
| 12
| Вопросы и задания по теме.
| 1
|
|
| Раздел: Ходит осень повсюду дозорами и осенние правит дела.
| 8
| По К. Ушинскому «Осень»
| 2
|
|
| 9
| М. Чехов «Всё дождь и дождь»
| 2
|
|
| 10
| А.Майков «Осенние листья»
| 1
|
|
| 11
| Н. Сладкое «Синичкин запас»
| 1
|
|
| 12
| Л. Толстой «Лебеди»
| 2
|
|
| |