Скачать 0.55 Mb.
|
Пояснительная записка к программе по литературе для 5 класса на 2013-2014учебный год Рабочая программа составлена на основе программы литературного образования под редакцией В. Я. Коровиной 5-10 кл. Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5- 10 кл. общеобразовательных учреждений. - Москва " Просвещение", 2002 г. Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных школ: «Литература 5 класс» в 2-х частях. М: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Регионально базисный учебный план предлагает планирование этого курса (из расчёта 3 урока в неделю) 105 часов. Программа литературного образования в 5–11-м классах под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебники данных авторов предлагают реализацию следующей концепции: построить изучение литературы в школе в системе — от мифов к устному народному творчеству, от него к древнерусской литературе, от древнерусской литературы к литературе XVIII, XIX, XX веков. Авторы, включив в учебники, проверенные временем, лучшие тексты русской и зарубежной литературы, обеспечивают изучение обозначенного Министерством образования минимума и ориентируют школьников на дополнительное внеклассное домашнее чтение. В «Методических советах» по литературе для 5-го класса предлагается система уроков по программе данных авторов от первого, вводного урока до последнего, заключительного, на котором подводятся итоги изученного. Первый урок как бы «открывает» перед школьниками перспективу их работы в 5-м классе, знакомит с учебником. В пособии по некоторым темам лишь намечается направление работы на уроке, по другим дается подробное описание урока и его этапов. В качестве примера в помощь учителю приводятся планирование уроков по литературе в 5-м классе, уроки развития речи и внеклассного чтения. Цель литературного образования –становление духовного мира человека, создание условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Цель изучения литературы в школе - воспитание читателя, умеющего понимать и ценить слово. Для чего необходимо приобщить учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы. За основу литературного образования берется чтение с последующим изучением художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Важным средством для этой основы на всех этапах изучения литературы в школе становится повышение качества чтения , расширение его круга , уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Такова задача на предстоящий учебный год. Необходимо развивать "души прекрасные порывы" - эмоциональное восприятие произведения , а не просто текста. Изучение курса литературы в 5 классе определяет дальнейшее отношение учеников к данному предмету. Основы аналитического чтения заложены в программе начальной школы , где учащиеся определяют главного героя, тему, сюжет. Они уже могут находить «человека» в произведении о природе. Выделяют отдельные места в тексте произведения. Умеют пересказывать. В 5 классе эти умения и навыки получают дальнейшее развитие. Преемственность осуществляется. К концу учебного года учащиеся должны знать авторов, произведения, размеры стихосложения, уметь отвечать на вопросы, составлять монологический ответ, анализировать произведение. К концу учебного года пятиклассники должны знать и уметь: -определять жанр произведения; -определять мораль сказки и басни; -различать фантастику и сказку; -определять систему образов и выделять главного героя; -знать что такое сюжет его особенности; -роды литературы; -сатира и юмор аллегория басни; -определять историческую основу произведения патриотический или иной пафос; -определять изобразительно-выразительные средства языка проблематику произведения и его стиль; -иметь понятие об эпитете портрете пейзаже; -уметь составлять характеристику героев произведения; -определять конфликт в произведении композицию; -знать что такое поэтическое восприятие окружающего мира понимать задачи поэзии и прозы.. Работа по развитию речи включает в себя выполнение норм чтения , его выразительности , умению пересказывать логично, умению понимать прочитанное, организацию и проведение письменных работ. Литература 1. Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Автор-составитель В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2012г. 2. Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе: 5-й кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. “Литература 5 кл.”/ О.В. Шаталова. – М.: “Экзамен”, 2006. 3. Л.В.Чернец и др. Школьный словарь литературоведческих терминов, - М. Просвещение, 2002. 4. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. / В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2004. 5. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 класс. к учебнику В.Я. Коровиной и др.
Содержание программы(105 ч.) Введение(1 ч.) Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление; создатели книги- Автор, художник, редактор, корректор, и др.). Учебник литературы и работа с ним. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли». (Обзор.) Восприятие мира как некоего космического, родственного, семейного единства, охватывающего небо, землю, море, подземную глубь, родителей, их предков и детей. Языческие представления о земле и ее создании. Теория литературы. Миф (начальные представления). Устное народное творчество . Повторение знакомых жанров русского народного творчества. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, частушки, приговорки, скороговорки, загадки- повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений). Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок.(Обзор) «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты — волшебницы. « величественная простота», полное неиссякаемой любви сердце, готовность жертвовать собой - духовные данные Василисы Премудрой. Иван — царевич — победитель житейских невзгод. Животные — помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы Яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Эстетика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя, младшего среди братьев и кажущегося им не готовым к борьбе с врагом родной земли. Герои сказки в оценке автора-народа . Особенности сюжета. Сказки народов мира. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гиперболы (развитие представлений). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Из древнерусской литературы . Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.(Обзор.) «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока — киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись( начальные представления). Из литературы 18 века . М.В.Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя Детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру...» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Юмор(начальные представления). Из литературы 19 века. Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). (Обзор.) И.А.Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне — отражение исторических событий. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное , по ролям, инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). В.А.Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и ночало творчества, Жуковский — сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки, особенности сюжета. Конкурс на лучшую обработку народной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Литературная сказка. Баллада (начальные представления). А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Пролог к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый...»). Поэма "Руслан и Людмила". Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья, помощники, соперники и враги. Людмила - героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Поражение злых сил в поэме. Красота фантастических картин в поэме. Яркость красок сказочных описаний. Особенности стиха в поэме. Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, вступление, предваряющее мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»- ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм — тема «бродячих сюжетов»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литература. Поэма. Литературная сказка (закрепление представлений). Стихотворная и поэтическая речь. Рифма, ритм, строфа. «Бродячие сюжеты» сказок народов мира. М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Стихотворения "Парус", "Из Гете", в которых выражено отношение поэта к окружающему миру. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения(1837). Историческая основа стихотворения. Впервые историческое событие передается устами рядового участника сражения. Восприятие героического сражения молодым солдатом и современными читателями. Патриотический пафос стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), звукопись, метафора, аллитерация(начальные представления). Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заклодованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание комического и трагического, светлого и мрачного, сатирического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика(начальные представления). Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге». Картины природы и жизнь народа. Раздумья поэта о судьбе народа. Подневольный труд, социальная несправедливость . «Мороз, Красный нос»; отрывок из поэмы- «Есть женщины в русских селеньях...». Поэтический образ русской женщины. Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Муму»- рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немой протест героя — символ немоты крепостных крестьян. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные понятия). Сравнение (развитие понятия). Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе( детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия»- осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Поэты 19 века о Родине и родной природе . А.А.Фет. «Весенний дождь». А.Н.Плещеев. «Весна», Ф.И.Тютчев. «Весенние воды». А.С.Пушкин. «Унылая пора...», И.С.Никитин. «Весело сияет Месяц над селом...», И.З.Суриков. «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Из литературы 20 века. К.Г.Паустовский. "Теплый хлеб". О творчестве писателя. Сказка "Теплый хлеб". Сказочный сюжет и реальные герои. Филька - главный герой сказки. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра. Роль мельника, бабушки, ребят из деревни, раненого коня, болтливой сороеи в развитии сюжета. Активная роль природы в сказке. А. Платонов. "Волшебное кольцо". Писатель о своем детстве и о привязанности к тяжкому труду. Герои сказки Платонова. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора. Теория. Фольклорная и народная сказки. И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Бунин - поэт. Впечатления детства, лирический образ природы, голос автора. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собою какими-то невидимыми и тайными силами. В.Г.Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семьи. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбуций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет, пейзаж, композиция литературного произведения (начальные понятия), сравнение( развитие понятий). А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного (музыка). Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу. П.П.Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Медной горы Хозяйка. Тайны мастерства. Теория литературы. Сказ( начальные представления). М.М.Зощенко. "Великие путешественники." "Золотые слова". Произведения Зощенко для детей. Фантазия и находчивость главных героев. "Золотые слова" и их важность. Теория. Создание комической ситуации. Художественные приемы в юмористических рассказах. С.Я.Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса- сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Пьеса- сказка. А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство,начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро» - бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Теория литературы. Автобиографичность произведения (начальные представления). Ф.А.Абрамов "Валенки". Тяжкий труд в тылу в годы ВО войны. Теория. Название произведения. В.И.Белов. "Скворцы". Быт русской деревни в произведениях писателя. Труд крестьянина. Его дом и семейные заботы.Болезнь Павлуши и мужество семьи в преодолении общего горя. Теория. Сюжет и герои литературного произведения. «Ради жизни на Земле» . Стихотворные представления о войне. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...», А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети — тема многих прозаических и стихотворных произведений о Великой Отечественной войне. О Родине и родной природе . И.А.Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...», А.Т.Твардовский. «Лес осенью», А.А. Блок. «Встану я в утро туманное...», С.А.Есенин. «Разгулялась вьюга...», А.А.Прокофьев. «Аленушка», Д.Б.Кедрин. «Аленушка». Стихотворные и прозаические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающей родной природы и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Из зарубежной литературы. Р.Л.Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Д.Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, непреклонность перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Х.К.Андерсен. Кратеий рассказ о писателе. «Снежная королева». Прославление внешней и внутренней красоты героев. Реальное и фантастическое в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды. Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение старших. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах.
|