№
п/п
| Тема урока
| Количество
часов
| Предполагаемый
результат
| Вид
контроля
|
1.
| Русский язык как развивающееся явление .
| 1
| Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации.
| Анализ текста, выявление главного и существенного.
|
| Повторение пройденного в 5 и 6 классах.
| 9 часов
|
|
|
2.
|
Синтаксис. Синтаксический разбор.
1 час.
| Задания В3, В6, В7. Уметь находить в предложениях грамматическую основу;
- указывать количество грамматических основ в предложении;
- правильно ставить запятые в сложном предложении.
| Урок закрепления знаний.
Знать, чем отличаются:
- словосочетания от предложений,
- простые предложения от сложных,
- главные члены предложений от второстепенных.
| Уметь находить грамматические основы предложений; правильная постановка запятых.
|
3.
|
Пунктуация. Пунктуационный разбор. 1 час.
| Задания В5, В7.
Уметь ставить запятые в предложениях с обращением;
-постановка запятых в сложном предложении.
| Урок закрепления знаний.
Уметь расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложных предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по определенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи.
| Уметь расставлять знаки препинания в сложных предложениях.
|
4.
|
Лексика и фразеология. 1 час.
| Задания А1, А2, А3, А4, С1.
| Урок закрепления знаний. Знать определения. Уметь объяснять значение слов и правильно их употреблять, учитывая условия и задачи общения, пользоваться словарями; создавать художественные тексты, используя выразительно-изобразитнльные средства.
| Анализ художественного текста, работа со словарем.
|
5.
| Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
| Задания А4, А6, А7.
Знать правила смягчения согласных на письме;
- правописание согласных в приставке;
- правописание Н в
прилагательных.
|
Урок закрепления знаний. Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, пользоваться орфоэпическим словарем.
|
Проблема: знать правила орфографии.
|
6.
|
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.
1 час.
| Задания А5, А6, А7.
Правописание чередующейся безударной гласной в корне;
- правописание согласных в приставке;
- правописание НН в прилагательных, образованных от существительных.
| Урок закрепления знаний. Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательные разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки.
| Работа с учебником, тренировочные упражнения.
|
7.
|
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.
1 час.
| Задание А7.
Правописание Н в кратких прилагательных.
| Урок закрепления знаний. Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор.
| Беседа по вопросам.
|
8.
|
Р.р. Текст.
1 час.
| Задания А1, А2, С1.
Понимать и анализировать текст;
- понимать значение слов с переносным значением.
Прослушать текст и написать сжатое изложение.
| Урок комплексного применения знаний учащихся. Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения.
| Работа с текстом: указать признаки текста, сформулировать и записать тему, основную мысль.
|
9.
|
Р.р. Стили литературного языка.
1 час.
| Задания А3, А4. Метафора как средство изобразительности речи;
- знать отличие глухих звуков от звонких.
| Урок комплексного применения знаний учащихся. Знать особенности стилей: назначение, сферу употребления, языковые приметы.
| Чтение текстов, их сравнение, анализ.
|
10.
|
Контрольный диктант.
1 час.
| Задания А4, А5.
Знать в каких словах букв больше, чем звуков;
- правописание чередующейся безударной гласной в корне.
| Урок проверки, оценки и коррекции знаний. Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора.
| Диктант с грамматическим заданием.
|
11.
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1 час.
| Задания А4, А5.
Отработка навыков.
| Урок коррекции знаний. Знать изученные темы. Уметь анализировать контрольную работу.
| Работа над ошибками.
|
.
| ПРИЧАСТИЕ.
| 28 часов
|
|
|
12.
|
Причастие как часть речи.
1 час.
| Задания А5, А6.
Указать слова с чередующейся гласной в корне;
-правописание приставок, оканчивающихся на согласные;
| Урок изучения и первичного закрепления знаний учащихся. Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи.
| Подбор существительных к прилагательным и причастиям, сравнение предложений, вывод о роли причастий в речи.
|
13.
|
РР. Публицистический стиль.
1 час.
| Задание А1.
Понимать и анализировать информацию, содержащуюся в тексте.
| Урок комплексного применения знаний. Знать особенности публицистического стиля. Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух.
| Устное выступление-обращение в публицистическом стиле.
|
14.
|
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
1 час.
| Задания А6, А7.
Правописание приставок, оканчивающихся на согласный;
- правописание суффиксов, не определяющихся общими правилами.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.
| Осложненное списывание.
|
15.
|
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
2 часа.
| Задания В3, В6.
Уметь определять грамматическую основу в предложении;
-определять количество грамматических основ в предложении.
| Урок закрепления знаний. Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого.
| Работа по карточкам. Редактирование текста.
|
16.
|
Р.р. Описание внешности человека.
2 часа.
| Задание С2.
Написать сочинение-описание.
| Урок комплексного применения знаний. Знать признаки текста описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте прилагательные и причастия.
| Сочинение-описание «Литературный портрет друга».
|
17.
|
Действительные и страдательные причастия.
1 час.
| Задание А7.
Правописание НН в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса –ЕНН-;
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи.
| Работа с учебником.
|
18.
|
Краткие и полные страдательные причастия.
1 час.
| Задание В3.
Определить грамматическую основу в предложениях.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Знать, что причастия могут иметь полную и краткую форму. Определять сходство и различие в изменении полных и кратких страдательных причастий.
| Задание В3. Распределительный диктант.
|
19.
|
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
2 часа.
| Задание В3.
| Урок закрепления знаний. Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах –УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, находить изучаемую орфограмму.
| Работа по карточкам. Составить словосочетания с причастиями, которые можно использовать при описании внешности человека.
|
20.
|
Действительные причастия прошедшего времени.
1 час.
| Задания А6, А7.
Правописание согласной в приставке;
- правописание НН в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на Н.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксами причастия и в неопределенной форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий.
| Творческое списывание.
|
21.
|
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
2 часа.
| Задания А6, А7.
Правописание приставок со значением «приближение»;
- правописание НН в полном страдательном причастии прошедшего времени.
| Урок закрепления знаний. Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах –ОМ- (-ЕМ-), -ИМ- причастий.
| Объяснительный диктант, дополнить таблицу «Суффиксы причастия».
|
22.
|
Страдательные причастия прошедшего времени.
1 час.
| Задания А5, А6.
Правописание слов с чередующейся гласной в корне;
- правописание приставок, не зависящих от последующего согласного звука.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Знать способы образования причастий.
Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий.
| Тест.
|
23.
|
Р.р. Выборочное изложение.
2 часа.
| Задания А3, С1.
Сравнение как средство художественной выразительности.
Написать выборочное изложение.
| Урок комплексного применения знаний. Адекватно понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию.
| Выборочное изложение.
|
24.
|
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
1 час.
| Задание А7.
Правописание суффиксов в словах исключениях.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом.
| Диктант «Проверь себя».
|
25.
|
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.
2 часа.
| Задание А7.
Правописание НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.
| Урок закрепления знаний. Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н или НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи.
| Тест.
|