Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации08.05.2014
Размер0.84 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 6 «А» класс

(2012-2013 учебный год)

Учитель Перлова Алла Ивановна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы основного общего образования по литературе, рекомендованной Министерством образования РФ в 2004 году.
Предмет «Литература» в учебном плане в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VI классе – 68 часов.
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

  • формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

  • формирование навыков выразительного чтения.


Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.


В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой;

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.


Поурочное планирование

Урок 1. О главном в литературе. О книге

Задачи урока: Показать, что главное в литературе – человек, его внутренний мир. Познакомить со структурой учебника-хрестоматии. Вызвать интерес к чтению, библиотеке. Закрепить умение пользоваться аппаратом книги.

Его основное содержание: Материал учебника: Статья «О главном в литературе», задания к ней. Задания в рубриках «Попробуй сочинить», «Приглашаем в библиотеку». Статьи «О книге», «Художник книги о книге». К уроку учащиеся выполняют домашнее задание из рубрики «Приглашаем в библиотеку».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Чтение статьи «О главном в литературе», выполнение заданий к ней.

II. Рассматривание красочных книг. (В классе устраивается выставка книг из школьной библиотеки и книг, принесённых учащимися из домашних библиотек). Беседа о любимых книгах, об искусстве создания книги по вопросам домашнего задания.

III. Чтение статей «О книге», «Художник книги о книге» сопровождается рассматриванием иллюстраций (используется слайд-шоу). ЦОР: Слайд- шоу «Искусство создания книги»: фото обложек, титулов, форзацев, заставок, буквиц и т.д.

IV. Знакомство с учебником-хрестоматией, программой предстоящего учебного года.

Домашнее задание: Задание в рубрике «Попробуй сочинить» к статье «О главном в литературе».
Урок 2. О былине и ее героях. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Задачи урока: Активизировать знания учащихся о былинах. Углубить представление учащимся о богатырском эпосе, его героико-патриотическом содержании. Познакомить с жанром былины. Практически подготовить школьников к чтению былинного стиха.

Его основное содержание: Материал учебника: Статья «О былине и её героях». Задания к статье. Текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа об устном народном творчестве, его жанрах. Используется ЦОР: Учебная статья «Что такое фольклор», задания в ней.

II. Рассматривание иллюстраций, изображающих богатырей. Беседа о содержании иллюстраций, о знакомых учащимся былинных героях и сюжетах. Используются ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри» (1881–1898). Иллюстрация: Палехская роспись «Великий богатырь Илья Муромец». Иллюстрация: Лубок «Сильный, храбрый Илья Муромец». Иллюстрация: Репродукция картины В. М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918).

III. Рассказ учителя о легендарном сказителе Баяне. Рассматривание иллюстраций: облик, черты Баяна в художественном творчестве. ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины В. М. Васнецова «Баян» (1910). Иллюстрация: Репродукция картины Н. К. Рериха «Баян» (1910). Иллюстрации и учебный текст: Фотография скульптуры Баяна в парке «Святогор» г. Дружковка.

IV. Чтение статьи «О былине и ее героях» с комментариями учителя и учащихся к иллюстрациям в учебнике-хрестоматии и ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатырский скок» (1914). Иллюстрация: Репродукция картины М. А. Врубеля «Богатырь» (1898).

V. Выполнение заданий 1–3 к статье «О былине и ее героях». Используется тренажёр. ЦОР: Задание: Одень и вооружи богатыря.

VI. Прослушивание аудиозаписи о былинном эпосе. Замечания учителя об особенностях чтения былины. ЦОР: Аудиофрагмент: Рассказ «Герои богатырского эпоса. Богатыри – защитники родной земли». Исполняет Киселев в сопровождении гусляров В. Городовского и В. Белевского.

VII. Чтение учителем былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Домашнее задание: Дочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» до конца. Выполнить задания 2, 3 к былине.

Индивидуальное домашнее задание: сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Кто главный богатырь на Руси? Киевский цикл былин».
Урок 3. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». О построении и языке былин

Задачи урока: Раскрыть героику событий и богатырского подвижничества во славу родной земли. Познакомить с художественными особенностями былины, изображения богатыря, приемом гиперболы в ней.

Его основное содержание: Материал учебника: Текст былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Вопросы и задания к былине. Статья «О построении и языке былин». Задания в рубрике «Приглашаем в библиотеку».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Создание эмоционального настроя на урок и представления об исторической эпохе, отраженной в былине, с помощью фрагмента фильма. ЦОР: Видеозапись: Фрагмент из кинофильма «Илья Муромец» (1956 г.) режиссера А. Птушко. (Илья привозит на княжеский двор побежденного Соловья-разбойника. Благодарность князя. Братание трех богатырей. Приезд послов Калин-царя).

II. По домашнему заданию: проверка и закрепление знания последовательности развития событий в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» с помощью тренажеров. ЦОР: Задание: Расположите названия событий в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в их последовательности. Задание: Расставьте цитаты из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в их последовательности.

III. Анализ былины по вопросам на с. 19 с привлечением иллюстративного материала. ЦОР: Иллюстрация И. Я. Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

IV. Работа над статьей «О построении и языке былин» с привлечением аудиозаписей ЦОР: Аудиофрагмент: Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» исполняет Киселев в сопровождении гусляров В. Городовского и В. Белевского. Аудиофрагмент: Лекция «Сказка и былина в русском народном эпосе».

V. Отработка знаний о художественных особенностях языка былины, изображения персонажей в ней с помощью тренажёров. ЦОР: Задание: Соотнесите былинные эпитеты с определяемыми словами. Задание: Образные выражения из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» распределить в четыре колонки: «Постоянные эпитеты», «Повторы», «Гиперболы», «Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами».

VI. Выступление школьника с сообщением по домашнему заданию: ЦОР: Учебная статья «Кто главный богатырь на Руси? Киевский цикл былин».

Домашнее задание: Задание из рубрики «Приглашаем в библиотеку»: вспомнить былины, с которыми познакомились в начальной школе, приготовить рассказ об одной из былин.

Работа с тренажерами ЦОР: Задание: Одень и вооружи богатыря. Задание: Расположите названия событий в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в их последовательности. Задание: Расставьте цитаты из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» в их последовательности. Задание: Соотнесите былинные эпитеты с определяемыми словами. Задание: Образные выражения из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» распределить в четыре колонки: «Постоянные эпитеты», «Повторы», «Гиперболы», «Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами».

Индивидуальное домашнее задание по статье ЦОР: Учебная статья «О былине «Садко и Морской царь» и героях новгородского цикла былин". Учебная статья «О былине «Вольга и Микула»». Индивидуальное домашнее задание по статье ЦОР: Учебная статья «Былины как отражение исторических событий».
Урок 4. Русские былины. Урок внеклассного чтения

Задачи урока: Развить у шестиклассников интерес к Древней Руси, былинам, расширить их представление о былинном эпосе.

Его основное содержание: Материал учебника: Задания в рубрике «Приглашаем в библиотеку».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Комментированное чтение статьи ЦОР: Учебная статья «Былинный мир». В беседе по статье привлекается ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины В. М. Васнецова «Бой славян со скифами» (1881).

II. Прослушивание сообщения ученика по домашнему заданию – статье ЦОР: Учебная статья «Былины как отражение исторических событий».

III. Беседа о содержании былин об Илье Муромце. Используются видеофрагменты ЦОР: Видеозапись: Фрагмент мультфильма «Исцеление Ильи Муромца». Видеозапись: Фрагмент мультфильма «Заветный меч».

IV. Выступления учащихся с пересказами сюжетов былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче (по выбору). Используется наглядный материал ЦОР: Иллюстрация: репродукция картины К. Васильева «На Калиновом мосту» (1977).

V. Сообщение ученика по домашнему заданию ЦОР: Учебная статья «О былине «Садко и Морской царь» и героях новгородского цикла былин». Выступление иллюстрируется ЦОР: Иллюстрация Э. К. Соколовского к былине «Садко – богатый гость». Иллюстрация Н. Н. Каранзина к былине «Садко – богатый гость» (1885). Иллюстрация: Репродукция картины Н. К. Рериха «Заморские гости» (1901). Просматривается видеозапись ЦОР: Фрагмент из кинофильма «Садко» (1952) режиссера А. Птушко («Буря на море»).

VI. Сообщение ученика по домашнему заданию ЦОР: Учебная статья «О былине «Вольга и Микула»». Выступление иллюстрируется ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины И. Я. Билибина «Вольга и Микула» (1902–1904). Иллюстрация: Репродукция картины Н. К. Рериха «Микула Селянинович» (1910). Иллюстрация: Репродукция картины К. А. Васильева «Вольга и Микула».

VII. Закрепление изученного, подготовка к контрольному тесту. Работа с тренажерами ЦОР: Задание: Название былин об Илье Муромце расставьте в последовательности, отражающей биографию богатыря. Задание: Расставьте фрагменты из былины «Вольга и Микула Селянинович» в порядке развертывания сюжета. Задание: Определите особенности киевского и новгородского циклов былин.

VIII. Проверка знаний по теме. Контрольный тест ЦОР: Задание: проверьте знания по теме «Былины», ответив на вопросы теста.

Домашнее задание: Чтение былин по выбору. Закрепление изученного: работа с тренаже-рами, включёнными в тему «Былины».
Урок 5. Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. «Повесть временных лет»

Задачи урока: Дать учащимся представление о письменной литературе Древней Руси и древнерусских летописях, пробудить интерес к их чтению. Раскрыть самобытность и патриотизм древнерусской литературы.

Его основное содержание: Материал учебника: Статья «Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании». «Повесть временных лет» (отрывки), задания к ним.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Чтение статьи «Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании» сопровождается обращением к наглядному материалу учебника и ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец» (1919). Иллюстрация: П. Г. Антокольский(1896–1978). Скульптура «Нестор-летописец» (1890), мрамор. Иллюстрация: Фотография: древнерусские летописные книги в богатых переплетах, рукописные листы пергамента. Радзивиловская летопись. Беседа о прочитанном с обращением к статье ЦОР, которая проецируется на экран: Учебная статья «О летописи «Повесть временных лет»».

II. Дополнения учителя к статье учебника: рассказ о появлении письменности на Руси, о древнерусском летописании по статье ЦОР: Учебная статья «Что такое древнерусская литература». Отдельные фрагменты статьи могут проецироваться на экран. Привлекаются иллюстрации ЦОР: Иллюстрация: Икона «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – учителя словенские». Иллюстрация: Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского», XVI в. Известие о походе Мамая. Иллюстрация: Миниатюра из Радзивиловской летописи XV века. Иллюстрация: Фотография храма Покрова-на-Нерли.

III. Чтение летописных сказаний об Олеге в учебнике-хрестоматии. Их комментарий с обращением к иллюстрациям ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины Н. К. Рериха «Славяне на Днепре» (1905). Иллюстрация: «Князь Олег в Царьграде принимает дань». Миниатюра из летописи.

Домашнее задание: Чтение летописных сказаний по учебнику-хрестоматии, наиболее понравившееся готовиться выразительно читать. Индивидуальное домашнее задание: сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Анализ «Повести временных лет»».
Урок 6. «Повесть временных лет»

Задачи урока: Расширить начитанность учащихся в области древнерусской литературы, обогатить представления о сюжетах летописных сказаний.

Его основное содержание: Материал учебника: «Повесть временных лет» (отрывки). Задания в рубрике «Возвращаясь к прочитанному» и «Приглашаем в библиотеку» (в конце первого раздела хрестоматии).

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа о летописи как жанре литературы. Повторно обращаемся к ЦОР: Учебная статья «О летописи «Повесть временных лет»».

II. Сообщение ученика по статье ЦОР: Учебная статья «Анализ «Повести временных лет»».

III. Учащиеся делятся впечатлениями о прочитанных дома летописных рассказах. Чтение летописных сказаний из хрестоматии, беседа по вопросам к ним. Привлекаются иллюстрация ЦОР: Иллюстрация: «Месть княгини Ольги». Миниатюра из летописи. Х в.

IV. Выполнение заданий в рубрике «Возвращаясь к прочитанному» с использованием иллюстрации ЦОР: Иллюстрация А. Земцева к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»: «В келье».

V. Прослушивание аудиозаписи об истории обретения древнерусских летописей ЦОР: Аудиозапись: История открытия «Повести временных лет». Летописный рассказ «Похвала книгам». Беседа по фрагменту «похвала книгам», комментарий учителя к нему.

VI. Закрепление знаний о древнерусских летописях, их содержании с помощью тренажеров ЦОР: Задание: Соотнесите деяния и имена персонажей летописи. Задание: Соотнесите краткие характеристики персонажей в летописи с их именами.

Домашнее задание: Чтение летописных сказаний по выбору (Рекомендации в рубрике «Приглашаем в библиотеку»). Работа с тренажерами ЦОР: Задание: Соотнесите деяния и имена персонажей летописи. Задание: Соотнесите краткие характеристики персонажей в летописи с их именами. Индивидуальное домашнее задание: сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Урок 7. Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат»

Задачи урока: Расширить представление о жанрах древнерусской литературы. Знакомство с фрагментом «Слово о погибели Русской земли». Чтение отрывка «Евпатий Коловрат». Его первоначальное осмысление в процессе составления плана событий и выявления ведущего эмоционального тона повествования в каждом из эпизодов.

Его основное содержание: Материал учебника: Статья «Повести о монголо-татарском нашествии». Тексты произведений: «Слово о погибели Русской земли» и «Евпатий Коловрат». Задание 1 к отрывку.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Чтение статьи «Повести о монголо-татарском нашествии». Комментарий учителя к статье о жанрах древнерусской литературы, о литературе периода монголо-татарского нашествия. Привлекаются иллюстрации ЦОР: Иллюстрация: Нашествие хана Батыя на Русь. Миниатюра из рукописи XVII века. Иллюстрация: «Разорение Русской земли монголо-татарами». Миниатюра из летописи.

II. Чтение справочного материала по статье ЦОР о «Слово о погибели Русской земли» (проецируется на экран). ЦОР: учебная статья «Слово о погибели Русской земли».

III. Учитель выразительно читает текст «Слова…».

IV. Сообщение ученика о «Повести о разорении Рязани Батыем», её содержании, художественных особенностях по домашнему заданию – статье ЦОР: Учебная статья «Повесть о разорении Рязани Батыем».

V. Учитель читает отрывок «Евпатий Коловрат».

VI. Беседа о прочитанном отрывке «Евпатий Коловрат» по заданию 1 к нему с использованием иллюстраций в хрестоматии и ЦОР: Иллюстрация к «Повести о разорении Рязани Батыем». Диптих. По заголовкам составляется план событий, о которых рассказывается в отрывке.

Домашнее задание: Задания 1 и 2 к отрывку «Евпатий Коловрат». Индивидуальное домашнее задание: сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Евпатий Коловрат».
Урок 8. «Евпатий Коловрат»

Задачи урока: Работа над содержанием фрагмента: освоение последовательности развития событий, наблюдения над темпоритмом, лексическими особенностями текста, авторским голосом в повести.

Его основное содержание: Материал учебника: Текст отрывка «Евпатий Коловрат» и задания к нему.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Рассматривание изображений Евпатия Коловрата в книжной графике и скульптуре. ЦОР: Иллюстрация: Групповая скульптура. Макет памятника Евпатию Коловрату работы рязанского скульптора, нашего современника Б. Н. Горбунова. Иллюстрация: Фотография обложки книги «Сказание о Евпатии Коловрате» в издании для детей. Иллюстрация из детской книги: «Евпатий Коловрат на коне». Какие качества героя стремились передать художники? С помощью каких художественных средств?

II. Беседа о художественных особенностях изображения Евпатия Коловрата в прочитанном отрывке по заданиям 3–6 к нему. Прослушивание сообщения по статье ЦОР: Учебная статья «Евпатий Коловрат».

III. Закрепление изученного с помощью тренажера ЦОР: Задание: Соотнести цитату из фрагмента «Евпатий Коловрат» с пунктом плана, называющим событие повести.

IV. Пересказ текста отрывка «Евпатий Коловрат» по плану, составленному на прошлом уроке, в соответствии с заданиями 1, 2, 7.

V. Подведение итогов изучения темы с помощью итоговой таблицы ЦОР: Текст: «Итоги изучения темы». Проверка знаний по теме с помощью тренажёра ЦОР: Задание: Проверьте знания по теме, ответив на вопросы теста.

VI. Повторение пройденного материала, закрепление знаний о жанрах произведений с помощью тренажёров ЦОР: Задания а, б: Соотнесите названия или отрывки из текстов произведений с картой литературных жанров.

Домашнее задание: Индивидуальное задание: сообщение о Жуковском по статье ЦОР: Учебная статья «О Василии Андреевиче Жуковском».
Урок 9. Баллады. В. А. Жуковский О поэте. Баллада «Светлана»

Задачи урока: Дать первоначальное представление о жанре баллады, о личности Жуковского, о месте баллад в его творчестве. Познакомить с содержанием и художественными особенностями баллады «Светлана», вызвать интерес к чтению баллад поэта.

Его основное содержание: Материал учебника: Статья о В. А. Жуковском. Текст баллады «Светлана», задания к балладе.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Чтение статьи о В. А. Жуковском в хрестоматии дополняет сообщение ученика о В. А. Жуковском по домашнему заданию: статье ЦОР: Учебная статья «О Василии Андреевиче Жуковском». В процессе чтения и рассказа о поэте демонстрируются иллюстрации и видеофрагменты ЦОР: Иллюстрация: О. А. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского (1816). Иллюстрация: К. П. Брюллов. Портрет В. А. Жуковского (1838). Иллюстрация: П. Ф. Соколов. Портрет В. А. Жуковского (1820). Иллюстрация: Т. Райт. Портрет В. А. Жуковского (1835). Иллюстрация: Е. Р. Рейтерн. Портрет В. А. Жуковского. Видеозапись: фрагмент учебного фильма о надписи Жуковского на своем портрете, подаренном Пушкину. Видеозапись: фрагмент учебного фильма об истории создания баллады «Светлана».

II. Подготовка к восприятию баллады «Светлана». Слово учителя о балладе «Светлана», народно-поэтических мотивах в ней. Чтение объяснения слов, комментариев к поэме в сносках к тексту в хрестоматии.

III. Чтение учителем баллады «Светлана».

IV. Закрепление знания текста с помощью тренажёров ЦОР: Задание: Расположите названия событий в балладе «Светлана» в соответствии с развитием сюжета. Задание: Найдите продолжение стихотворных строк из баллады «Светлана».

V. Анализ баллады по заданиям 1–4, 6 к ней.

Домашнее задание: Задание 3, 5 к балладе (отрывок из баллады выучить наизусть; создание иллюстраций к балладе). Работа с тренажерами ЦОР: Задание: Расположите названия событий в балладе «Светлана» в соответствии с развитием сюжета. Задание: Найдите продолжение стихотворных строк из баллады «Светлана». Чтение баллады «Людмила» по ЦОР, сопоставление ее с рассмотренной балладой (по желанию).
Урок 10. И. В. Гете «Лесной царь». О балладе «Лесной царь». Ф. Шиллер «Перчатка»*, А. Н. Майков «Емшан»*

Задачи урока: Чтение и разбор баллады «Лесной царь». Углубление представлений о балладе как литературном жанре. Самостоятельное чтение баллад Шиллера и Майкова.

Его основное содержание: Материал учебника: Справочные статьи о И. В. Гете, Ф. Шиллере, А. Н. Майкове. Тексты баллад «Лесной царь», «Перчатка», «Емшан». Задания к этим балладам. Статья «О балладе «Лесной царь»».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка домашнего задания по ЦОР: Сопоставление баллад «Светлана» и «Людмила» (если сообщение готовилось). Рассматривание и обсуждение иллюстраций к балладе «Светлана», чтение отрывков из баллады наизусть.

II. Слово учителя о Гете и Шиллере, их дружбе, балладном творчестве. Используются справочные статьи в хрестоматии и иллюстративный материал ЦОР: Иллюстрация: Портрет Иоганна Вольфганга Гете. Иллюстрация: Е.  Дертингер. Портрет Фридриха Шиллера (1780). Гравюра с портрета работы Н. Гиболя.

III. Чтение баллады «Лесной царь» учителем.

IV. Анализ баллады «Лесной царь» по заданиям к ней с использованием статьи учебника «О балладе «Лесной царь»». Привлекаются иллюстрация и аудиозапись ЦОР: Иллюстрация к книге В. А. Жуковского «Двенадцать спящих дев» 1817 года издания. Аудиозапись: Балладу «Лесной царь» читает А. Консовский под музыку Франца Шуберта. Статья ЦОР: Учебная статья «О балладе «Лесной царь»».

V. Проверка знаний по теме «Баллады В. А. Жуковского» с помощью теста ЦОР: Задание: определите стихотворный размер баллады «Лесной царь». Задание: проверьте свои знания по теме «Баллады», ответив на вопросы теста.

Домашнее задание: Самостоятельное чтение баллад «Перчатка», «Емшан», сведений об их авторах.
Урок 11. Ф. Шиллер «Перчатка»*, А. Н. Майков «Емшан»*. (Урок внеклассного чтения)

Задачи урока: Расширить представление учащихся об авторах и сюжетах баллад, расширить круг чтения школьников.

Его основное содержание: Материал учебника: Справочные статьи о Ф. Шиллере, А. Н. Майкове. Тексты баллад «Перчатка», «Емшан».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа: выявление впечатлений школьников о прочитанных дома балладах. Закрепление представления о балладе как жанре.

II. Прослушивается баллада «Перчатка» в исполнении М. Астангова. ЦОР: Аудиозапись: балладу Ф. Шиллера «Перчатка» читает М. Астангов.

III. Повторно демонстрируется портрет Ф. Шиллера. ЦОР: Иллюстрация: Е. Дертингер. Портрет Фридриха Шиллера (1780). Гравюра с портрета работы Н. Гиболя. Баллада «Перчатка» анализируется по заданиям к ней.

IV. Чтение справки об А. Н. Майкове в хрестоматии, напоминание о его произведениях, изученных ранее. Демонстрируется портрет поэта. ЦОР: Иллюстрация: фотография А. Н. Майкова.

V. Чтение учителем баллады «Емшан». Беседа о ней по заданиям к балладе.

Домашнее задание: Балладу «Канут» готовиться выразительно читать.

Индивидуальное домашнее задание: Подготовить рассказ об А. К. Толстом по тексту ЦОР: Учебная статья «Жизнь и творчество А. К. Толстого».
Урок 12. А. К. Толстой. О поэте. «Канут»

Задачи урока: Вызвать интерес к личности и произведениям А. К. Толстого. Наблюдение над поэтикой и размышление над смыслом баллады «Канут».

Его основное содержание: Материал учебника: Статья об А. К. Толстом. Текст баллады «Канут». Задания к балладе.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Чтение статьи об А. К. Толстом. Беседа по ней. Беседа о портрете поэта кисти Брюллова. ЦОР: Иллюстрация: К. П. Брюллов. Портрет А. К. Толстого в юности (1836). Дополнение к статье: выступление учащегося с сообщением по индивидуальному заданию ЦОР: Учебная статья «Жизнь и творчество А. К. Толстого».

II. Учащиеся читают балладу «Канут».

III. Разбор баллады по вопросам учителя и заданиям в учебнике-хрестоматии. Используется тренажёр ЦОР: Задание: Определите, кому из персонажей баллады А. К. Толстого «Канут» принадлежат слова прямой речи.

IV. Проверка и закрепление знаний по теме «Баллады» при помощи тренажёра ЦОР: Задание: По цитате из баллады определите ее название.

Домашнее задание: Читать статью «О рифме и строфе». Выполнить одно из заданий в рубрике «Возвращаясь к прочитанному» после статьи.
Урок 13. О рифме и строфе.

Задачи урока: Подвести итоги изучения темы «Баллады». Дать представление о видах рифм и строф. Развитие интереса к стиху, понимания его выразительных особенностей. Закрепление и проверка знаний учащихся по изученному материалу, жанровым особенностям произведений.

Его основное содержание: Материал учебника: Статья «О рифме и строфе». Задания к ней. Задания в рубрике «Возвращаясь к прочитанному».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка домашнего задания: Итоговая беседа о балладах. Сообщения учащихся по заданиям в рубрике «Возвращаясь к прочитанному».

II. Работа над словарем теоретико-литературных терминов по статье «О рифме и строфе». Разбор примеров в статье и в заданиях к статье «О рифме и строфе». Составление таблиц видов рифмовки.

III. Закрепление понятия о рифме и строфе с помощью тренажера ЦОР: Задание: Определите стихотворный размер и вид рифмовки в строфе из баллады «Емшан». Задание: определите стихотворный размер и вид рифмовки в отрывке из баллады А. К. Толстого «Канут».

IV. Закрепление и проверка знаний учащихся по изученному материалу, жанровым особенностям произведений с помощью тренажёров ЦОР: Задание (а, б, в): Соотнесите с картой литературных жанров название или текст произведения. Задание (а, б, в): Определите, из какого произведения эти строки. Задание: Узнайте героя и произведение, персонажем которого он является.

Домашнее задание: Чтение по свободному выбору, работа с тренажерами по теме «Баллады». Задания 1–3 к статьям об А. С. Пушкине.
Урок 14. А. С. Пушкин. О поэте. «Песнь о вещем Олеге»

Задачи урока: Вспомнить известное о Пушкине и его произведениях. Показать значение творчества поэта для русской культуры. Вызвать интерес к предстоящей теме. Подготовить к восприятию «Песни о вещем Олеге». Прочитать произведение и выявить его первоначальное восприятие. Проследить, как показано отношение Олега к коню.

Его основное содержание: Материал учебника: А. С. Пушкин. О поэте. Из воспоминаний писателя Н. Д. Телешова «Памятник Пушкину». Задания к статьям. Пушкин на Юге. «Песнь о вещем Олеге». Задания к «Песни…».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Рассматривание портрета поэта, чтение статьи в учебнике о портрете работы Тропинина. ЦОР: Иллюстрация: В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина (1827).

II. Чтение статьи «Из воспоминаний писателя Н. Д. Телешова «Памятник Пушкину»». Привлекается ЦОР: Иллюстрация: А. М. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину (1880), бронза, гранит. Москва. Беседа о значении Пушкина для русской культуры.

III. Беседа по вопросам 1–3 к статья о жизни и творчестве Пушкина по ранее изученному материалу. Используются иллюстрации ЦОР: Иллюстрация: П. Ф. Соколов. Портрет А. С. Пушкина (1836). Иллюстрация и учебный текст: Лира и лирика.

IV. Чтение статьи «Пушкин на Юге».

V. Прослушивание «Песни о вещем Олеге» в аудиозаписи ЦОР: Аудиозапись: «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина исполняет В. Зубарев.

VI. Разбор баллады по вопросам и заданиям 1–2 и 6 с привлечением иллюстраций в хрестоматии и ЦОР: Иллюстрация В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина. (Встреча Олега с кудесником). Иллюстрация Р. Штейна к «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина. (Встреча Олега с кудесником). Иллюстрация В. М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге» А. С. Пушкина. (Тризна). Сопоставление иллюстраций Васнецова и Штейна к одному эпизоду.

Домашнее задание: Прочитать статью «Как учить стихи наизусть». Выполнить задания 3 и 9 к балладе. Индивидуальное домашнее задание: сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Песнь о вещем Олеге».
Урок 15. «Песнь о вещем Олеге». Как учить стихи наизусть

Задачи урока: Выявить художественные особенности баллады «Песнь о вещем Олеге», смысл изображения кудесника в ней. Сопоставить балладу с летописным источником. Проверить выразительное чтение отрывка из баллады. Раскрыть значение заучивания поэтических текстов, вызвать к нему интерес. Познакомить с технологией заучивания наизусть.

Его основное содержание: Материал учебника: Текст баллады «Песнь о вещем Олеге», задания к балладе. Статья «Как учить стихи наизусть», задания к ней.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Проверка и закрепление знания текста баллады с помощью тренажёра ЦОР: Задание: Расположите цитаты в порядке развертывания сюжета в балладе «Песнь о вещем Олеге».

II. Сопоставление баллады с летописным источником. Анализ диалога Олега и кудесника. Изображение кудесника в балладе. Задания 3–5. Используется тренажёр ЦОР: Задание: Распределите высказывания персонажей «Песни о вещем Олеге» в две колонки: слова кудесника – слова Олега.

III. Анализ композиции и языка баллады по заданиям 7 и 8. Привлекается тренажёр ЦОР: Задание: К существительным из «Песни о вещем Олеге» подберите соответствующие эпитеты.

IV. Итоги изучения баллады. Прослушивается сообщение ученика по статье ЦОР: Учебная статья «Песнь о вещем Олеге».

V. Беседа по прочитанной дома статье «Как учить стихи наизусть» по вопросам к ней. Отдельные фрагменты статьи прочитываются вслух.

Домашнее задание: Задание 10 к балладе (заучивание текста наизусть).
Урок 16. «Няне». Зимние мотивы в поэзии А. С. Пушкина: «Зимняя дорога»

Задачи урока: Подготовить к восприятию, раскрыть красоту, глубину, совершенство пушкинских лирических стихотворений. Приобщить шестиклассников к переживаниям, выраженным в поэтических строках. Углубить представление об эпитете, сравнении, олицетворении, их функциональной роли в поэтическом тексте.

Его основное содержание: Материал учебника: Статья «Вторая ссылка поэта. Михайловское». Тексты стихотворений «Няне», «Зимняя дорога». Задания к стихотворениям.

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Чтение наизусть отрывков из баллады «Песнь о вещем Олеге».

II. Беседа о роли Арины Родионовны в жизни Пушкина с привлечением иллюстрации ЦОР: Иллюстрация: Арина Родионовна. Барельеф на кости Я. Серебрякова. 1840-е годы. Чтение статьи «Вторая ссылка поэта» дополняется рассказом учителя. Привлекаются иллюстрации ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины Ю. И. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна». Иллюстрация: репродукция картины Д. Белюкина «А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны» (1985). Иллюстрация: Репродукция картины Ю. И. Иванова «Приезд И. Пущина в Михайловское». Прослушивается аудиозапись ЦОР: Аудиозапись: Стихотворение А. С. Пушкина «Буря мглою небо кроет…» исполняет В. Качалов.

III. Учитель читает стихотворение «Няне». Анализ стихотворения по заданиям к нему. Чтение статьи ЦОР: Учебная статья «М. Цветаева о стихотворении «Няне». (Из книги «Мой Пушкин»)». Беседа по прочитанной статье. Тренажёр ЦОР: Задание: Определите стихотворный размер стихотворения «Няне».

IV. Рассматривание пейзажных иллюстраций, беседа об их эмоциональном звучании, ассоциациях, которые они вызывают. ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины И. Гугеля «Метель». Иллюстрация: Репродукция картины Н. Андреева «Метель». Иллюстрация: «Путники, застигнутые метелью». Литография, XIX век.

V. Учитель читает стихотворение «Зимняя дорога». Анализ текста стихотворения по заданиям к нему. Прослушивание исполнения стихотворения Д. Журавлёвым. Беседа о характере исполнения стихотворения чтецом. ЦОР: Аудиозапись: Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога» исполняет Д. Журавлев.

Домашнее задание: Познакомиться со стихотворениями в подборке «Избранные стихотворения поэта», выполнить задания в этой рубрике.
Урок 17. «Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта

Задачи урока: Подготовить к восприятию, раскрыть красоту, глубину, совершенство пушкинских лирических стихотворений. Приобщить шестиклассников к переживаниям, выраженным в поэтических строках. Углубить представление об эпитете, сравнении, олицетворении, их функциональной роли в поэтическом тексте.

Его основное содержание: Материал учебника: Тексты стихотворения «Зимнее утро» и стихотворений в рубрике «Избранные стихотворения поэта». Задания к ним. Задания в рубрике «Возвращаясь к прочитанному».

Приемы работы с использованием ЦОР:

I. Беседа о зимних мотивах в лирике Пушкина. Учащиеся читают стихотворение «Зимняя дорога».

II. Учитель читает стихотворение «Зимнее утро». Анализ стихотворения по заданиям к нему. Сопоставление стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер» и «Зимняя дорога».

III. Прослушивание исполнения стихотворения чтецом. Беседа о характере исполнения стихотворения. ЦОР: Аудиозапись: Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» исполняет В. Качалов.

IV. Прослушивание аудиозаписи ЦОР: Аудиозапись: Фрагмент Первой симфонии П. И. Чайковского «Зимние грезы» (1866). Ответы на вопрос: каким пушкинским «зимним» стихотворениям созвучна прослушанная музыкальная картина?

V. Беседа по вопросам в рубрике «Возвращаясь к прочитанному». Рекомендации стихотворений для самостоятельного чтения (задание 2). Привлекается ЦОР: Иллюстрация: Репродукция картины К. И. Кольмана «Кибитка» (1820).

VI. Учащиеся выразительно читают по книге или наизусть стихотворения из рубрики «Избранные стихотворения поэта», мотивируют свой выбор. Ответы на вопросы к этим стихотворениям.

VII. Проверка и закрепление знаний о лирике Пушкина с помощью тренажёров и теста. ЦОР: Задание: Определите стихотворный размер стихотворения «Зимний вечер». Задание: Соотнесите цитаты из стихотворений А. С. Пушкина с их названиями. Задание: Строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения. Задание: Проверьте знания стихотворений А. С. Пушкина, ответив на вопросы теста.

Домашнее задание: Стихотворение «Зимнее утро» выучить наизусть (задание 5). Освежить в памяти содержание романа «Дубровский» (просмотр текста романа)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск