Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 67.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.05.2014
Размер67.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема: Второй этап Смуты. Польско-литовская интервенция

Цель урока:

Образовательная: дать оценку событиям после смерти Лжедмитрия первого: охарактеризовать сущность правления бояр во главе с Шуйским; дать оценку действиям второго Лжедмитрия и осветить ход борьбы с польско-литовскими интервентами.

Воспитательная: воспитание любви к Родине, сохранение независимости, суверенитета на примерах героев народного ополчения.

Развивающая: продолжить работу по оформлению презентаций, представлению докладов, развивать навыки публичных выступлений.

Внутрипредметные связи:

1587-1633 гг. - правление Сигизмунда III в Речи Посполитой; 1603-1625 гг. - правление Якова I из династии Стюартов в Англии; 1610 г. - убийство французского короля Генриха IV; 1610-1643 гг. - Людовик XIII во Франции;

План урока:

1. Появление второго самозванца - "тушинского вора". Действия нового царя Шуйского.

2. Семибоярщина.

3. Польско-литовская интервенция.

4. Первое и второе ополчения. Освобождение Москвы.

5. Земский собор и выбор на царство Михаила Романова.

6. Итоги Смуты.

Основные понятия: семибоярщина, интервенция, соборность.

Важнейшие даты: 1606-1610 гт. - правление Василия Шуйского; 1609-1611 гг. - оборона Смоленска; 1608-1610 гг. - Лжедмитрий II; 1610-1612 гг. -правление "семибоярщины"; 1608-1609 гт. - оборона Троице-Сергиева монастыря; 1609 г. - начало польской интервенции; 1611 г. - создание первого ополчения; 1612 г. - создание второго ополчения, освобождение Москвы; 1613 г. - избрание Михаила Романова царем на Земском соборе.

Выдающиеся личности: Василий Шуйский, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, М.В.Скопин-Шуйский, Прокопий Ляпунов, патриарх Гермоген.

Оборудование урока: карта "Россия в XVII в.", карты в учебнике на с. 244 и 246, презентация по основным пунктам плана.

Рекомендуемая организация урока

Общие рекомендации: материал данного урока довольно обширен с точки зрения обилия фактического материала, и, кроме того, ряд событий войны с интервентами необходимо показать по карте. Поэтому можно разделить урок на условно две части: фактический материал разобрать вместе с учениками, используя карту, текст учебника и таблицу, заполнение которой было начато на прошлом уроке - "Этапы Смуты" (продолжить ее применительно ко второму этапу - 1607-1613 гг.). Главные вопросы урока - социальный состав сторонников и противников Шуйского и "семибоярщины", состав антипольского ополчения, военные действия на территории России. Обязательно уделите внимание проблеме последствий Смуты и ее результатов.

  1. (4 мин). Рассказ учителя о появлении Лжедмитрия II ("тушинского вора") и о его польско-литовской поддержке, а также о "призвании" шведов Шуйским в обмен на военную помощь.

Проводится небольшой опрос: Почему второго Лжедмитрия назвали "тушинским вором"? Почему он получил такую поддержку со стороны различных слоев общества, ведь многим из примкнувших в нему были известно о реальной смерти и Димитрия, и Григория Отрепьева? Какие цели ставили тушинцы? Почему после его бегства некоторые русские бояре предложили престол королевичу Владиславу?

Подчеркните, что власть Шуйского при выборе его на престол означала диктатуру высшей столичной аристократии, но эта власть в сложившихся условиях не могла обеспечить стабильность в государстве. Это произошло еще и потому, что государственная власть, экономика страны находилась в состоянии полного упадка, а власть Шуйского держалась главным образом на успехах талантливого полководца Скопина-Шуйского, к таланту и авторитету которого сам царь ревновал, что и привело к гибели молодого воеводы при странных обстоятельствах.

  1. (5 мин). Показать смену скрытой интервенции явным вторжением со стороны Речи Посполитой, чьи войска уже находились в России со времени прибытия Лжедмитрия и со стороны Швеции в 1609 г. Через полгода бояре свергают Шуйского с трона и создает собственное правительство во главе с князем Мстиславским - "семибоярщину" (см. дополнительные материалы), пригласившее польского королевича Владислава занять московский трон, после чего польские войска занимают столицу. Покажите роль в этих событиях столь длительно существующее в российском государстве борьбу боярских родов за власть (можно попросить привести примеры). Упомяните о слабости власти Москвы: многие территории подчинены либо интервентам, либо оставшимся сторонникам Лжедмитрия, либо просто живут в безвластии. Обратите внимание, что, хотя интервенция началась по сути раньше 1610 г., но формально все же и польские, и шведские войска были приглашены русским правительством. Почему и на каких условиях русские вельможи согласились принять на престол Владислава? Были ли они выполнимы? Поясните, что начало интервенции, было пиком дезорганизации власти в России, но она же положила начало ускоренной организации патриотических сил.

Вопрос классу: почему сговор именно с поляками вызвал неприятие со стороны русского населения?

3.(4 мин). Рассказ об интервенции сопровождайте работой с таблицей и показом по карте. Обязательно кратко упомяните подвиги русских людей еще до начала ополчения: оборону Троице-Сергиевой Лавры и города Смоленска. Укажите на значение этого героического "сидения", поскольку в той или иной степени это задействовало вражеские войска и давало выиграть время для собирания ополчения.

Обязательно обратите внимание на различие в социальном составе первого и второго ополчения: первое ополчение состояло из дворян, посадских людей, казаков и остатков тушинских отрядов; в некотором смысле к нему примыкают и те слои московского населения, которые поднимают восстание против поляков в самом городе (весна 1611). Укажите на то, что само ополчение по сути стало русским временным правительством: "Совет всея земли" признают многие земли и уезды, оно занимается решением не только сугубо военных вопросов, но ведает и хозяйственными, и судебными и организационными делами; воссоздает приказы; восстанавливает утраченные права дворянства на земли и крестьян. Обязательно подчеркните социальные противоречия внутри первого ополчения и укажите, что именно они стали причиной распада первого ополчения; в качестве примера приведите конфликт между Заруцким - предводителем казаков и П.Ляпуновым в пункте о выдаче беглых. Подчеркните, что второе ополчение отличалось от первого тем, что его основная часть формировалась в Нижнем Новгороде и социально была более однородна; кроме того, ситуация для России действительно стала более угрожающей в связи с падением Смоленска и захватом Новгорода. См. дополнительные материалы. Это ополчение также создало свое правительство "Совет всея земли", в котором теперь уже были представители Боярской Думы. Косвенным признаком социальных различий состава и руководства первого и второго ополчения стал отказ остатков первого объединиться со вторым летом 1612 г. Освобождение Москвы осенью 1612 г.

Представление презентаций «Герои второго ополчения»(7 мин.)

  1. (5 мин.). Подчеркните, что именно руководство второго ополчения - фактическое правительство настояло на созыве Земского собора - законного органа власти русского государства для избрания царя. Обратите внимание, что в условиях недоверия крестьян, горожан и мелкого дворянства боярам и любым их ставленникам, резко выросла роль церковного авторитета, воодушевлявшего верующих на борьбу с католическими захватчиками и непосредственно участвующего в ней, поэтому избрание на престол сын патриарха Филарета не было случайным. Непременно покажите, что в данном случае собор был более "представительным" органом, нежели прежде, поскольку в нем широко были представлены черносошные крестьяне, посадские люди, казачество. Обратите внимание на причины избрания Михаила Романова, на силу клана Романовых и важную роль этого акта для восстановления национальной независимости Русского государства и легитимности его правителя. Напомните о важнейших целях нового правительства - борьбу с внутренней смутой и изгнанием интервентов (вспомните об условиях Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой).

  2. (3 мин). Подведите итоги Смуты и укажите на ее отрицательные (экономическое и хозяйственное разорение страны, резкая убыль населения, длительно продолжающиеся социальные столкновения в городах и разбойничьи нападения многочисленных разбойных людей) и положительные последствия (рост национального самосознания, ощущение единства государства, единства народа в рамках одного государства; более широкое участие сословий в представительных органах государства). Напомните о чрезвычайно важности династического преемства престола для предыдущего (см. причины Смуты) и последующего периодов истории России.

  3. Рефлексия: составить синквейн по темам «Смута», «Гражданин», «Лжедмитрий», «Семибоярщина».

Домашнее задание по теме: вопросы на с. 247 учебника, завершение таблиц. Кроме того, в качестве домашнего задания можно предложить поразмышлять над следующими вопросами, с ответа на которых начать следующий урок: Почему народ отверг выборного царя Бориса Годунова на основании его "выборности" как незаконного, но признал власть также избранного Земским собором Михаила Романова? Если считать одной из причин Смуты династический кризис, то можно ли рассматривать восстановление династического правления на Руси закономерным результатом Смутного времени и главным его итогом? Как изменилось самосознание русского народа (в целом) и низших его сословий после Смуты? Чем это было вызвано?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск