Тема урока
| М. Горький «Воробьишко» в мире художественного произведения.
|
Цель урока
| ввести детей в мир художественного произведения;
учить детей элементарному литературоведческому анализу.
|
Планируемые результаты обучения
| Ученик научится:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
- осознанно выбирать виды чтения в зависимости от вида чтения в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами из текста собственные суждения;
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение;
- творчески пересказывать текст, работать в группе, создавая инсценировки по произведению;
- научится сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ художественного текста;
- уметь находить средства художественной выразительности;
- определять позиции героев и авторов художественного текста.
|
Лексическая работа
| Воробьишко, наличник, пакля, чересчур, чадо, чин, благополучно
|
Межпредметные связи
| Русский язык, окружающий мир
|
Ресурсы
| 1. Учебник В.А. Лазарева «Литературное чтение».
2. Презентация к уроку.
4. ЭОР (фрагмент мультфильма «Воробьишко», притча «Воробей»).
|
Этапы урока
| Формируемые
УУД
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
|
Мотивация к учебной деятельности
| Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные:
- уметь выделять существенную информацию из текста загадки.
| - Я всех вас, дорогие друзья,
Рада видеть сегодня на уроке!
И поэтому я спешу сказать вам:
«Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго,
Я спешу сказать вам:
«Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам:
«Радости!»
Удач, успехов и везения!
Чтоб пожелать всем в этом классе
Прекраснейшего настроения!!!
Психологический настрой:
- Дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Давайте настроимся на работу – откроим ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я хочу много знать!
- Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам.
Сегодня на уроке мы будем: (лесенка) - Героем нашего урока будет представитель пернатого мира. Послушайте загадку:
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
- Правильно, а точнее, целая семья. Подберите однокоренные слова (воробьиха,воробьенок, воробушек, воробьишко)
- Молодцы, сколько слов назвали.
| Самоконтроль готовности.
Настрой на работу.
Отгадывают загадку.
Подбирают однокоренные слова
|
Актуализация знаний, постановка учебной задачи
| Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
| - Дома, вы самостоятельно знакомились с текстом М. Горького «Воробьишко»
- А как вы думаете, почему автор именно так назвал произведение?
(маленький) - Эпиграфом нашего урока будут слова русского писателя И. Тургенева: «Любовь, я думал, сильнее смерти и страха сильнее»
- Как вы понимаете значение слова-любовь, какая она бывает? (дружеская,взаимная,материнская)
-Выберите ту любовь, которая ближе всех по вашему состоянию души? (материнская)
- Конечно в первую очередь мы любим тех, кого знаем, своих родных, близких
- Сегодня мы познакомимся с произведением М.Горького. Писателя Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы – хотя произведений, написанных для детей, у него не так много. Это сказки «Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии» и некоторые другие.
- Что вы знаете об этом писателе?
Горький искренне любил детей, жалел их, помня о своем непростом,. Он сам организовывал для нижегородских детей из беднейших семей новогодние ёлки, бесплатный каток. Был организатором и редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», первого детского издательства «Детгиз». Он переписывался с детьми, и эти письма доставляли писателю радость, питали его творчество. Тема детства всегда находила живой отклик в его сердце.
- Что запомнили о писателе?
| Демонстрация знаний, умений.
Принятие учебной задачи.
Восприятие информации.
Воспроизведение полученной информации
|
Открытие новых знаний
1 этап. Работа с текстом во время чтения
| Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
| - Какое у вас было домашнее задание? (чтение сказки «Воробьишко»)
(работа по таблице)
- Словарная работа:
Наличник – накладная планка вокруг окна или двери
Пакля- грубые нити, полученные из растений
Чересчур – слишком
Чадо - ребенок
- Словарная работа:
Чин – порядок, должность
Благополучно – удачно, успешно
| Чтение 1 части текста
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Работают со словарем в учебнике, толковым словарем Даля
Чтение 2 части текста. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
Работа со словарем.
|
2 этап. Работа с текстом после чтения. Проверка эмоционального воздействия.
| Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Коммуникативные:
- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
| - Понравилась ли вам сказка? Почему? - Какие мысли возникли? - О чем задумались? - Вам было весело или грустно? Почему?
- Кто главный герой?
- Что о нем узнали?
- Как это произошло, что он вывалился из гнезда?
- Чем могло это закончиться?
Работа в группах: выберите из всех характеристик те, которые подходят нашему герою.
(миленький, хвастливый, мудрый, пугливый, смелый, отважный, грустный, глупенький, трусливый)
(проверка)
Молодцы! Вы все хорошо поработали! Заслужили в награду фрагмент мультфильма.
- Сядьте поудобнее, расслабьтесь, а также обратите внимание на то, как читают реплики артисты?
| Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Выражение своих чувств, мыслей. Принятие учебной задачи.
|
Физкультминутка
| Личностные УУД:
умение применять правила охраны своего здоровья
| Фрагмент мультфильма «Воробьишко» по мотивам сказки М. Горького
- Кто из героев больше понравился? Почему?
|
|
Работа по иллюстрации учебника
2.2. Работа над выразительностью 1 части сказки
| Регулятивные:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
| - В учебнике на странице 41 расположена иллюстрация.
- Рассмотрите ее внимательно и найдите тот отрывок из произведения, к которому она подходит. Прочитайте.
Работая в группах, вам необходимо распределить роли между собой, простым карандашом можете сделать пометки – где и чья роль.
- Обратите внимание где вопросительные, где восклицательные
предложения, покажите смену настроения героев соответствующей интонацией, чувствами, следите за силой голоса - определите где голос громче, где ниже.
- Чтение по ролям в группах
|
Принятие учебной задачи.
Выполняют задание.
Демонстрация знаний
|
3 этап. Работа над темой произведения
| Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
| - Определите тему сказки? Эпиграф урока «Любовь сильнее смерти и страха сильнее»
- Какие сейчас у вас возникли мысли?
- Как вы понимаете слова: «сильнее смерти и страха сильнее»
- Найдите в тексте слова, в которых выражается главная мысль автора. (…он еще не знал, что, если маме не верить, это плохо кончится…)
- Ребята, как вы думаете почему это сказка, а не рассказ?
- А в реальности воробьи ухаживают за своими птенцами? Просмотр видеоролика «Воробей кормит воробышка»
|
Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. Работа по тексту учебника Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.
|
Итог урока. Рефлексия
| Познавательные:
- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
Личностные:
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные:
- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;
| - Кому своей жизнью обязан воробьишко? (маме)
- Что сделало ее сильной? (любовь к сыну)
-Вы видите на что способна родительская любовь! За это мы должны их уважать, но не только маму, а всех тех, кого мы любим, и кто любит нас.
- У меня для вас есть еще один сюрприз – посмотрите и задумайтесь над тем, как вы общаетесь со своими близкими.
-Действительно, мы не всегда бываем сдержанными со своими близкими, иногда позволяем себе повысить на них голос, бываем слишком резкими. Посмотрев эту притчу, наверное, каждому из нас есть над чем задуматься.
- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?
- А сейчас мы и проверим какими внимательными вы были на уроке, я вам приготовила небольшую самостоятельную работу, за которую вы все
- Сейчас каждый из вас должен выбрать такое слово, которое раскрывает на ваш взгляд содержание произведения.
(например, я выбираю слово храбрость)
- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.
| Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
|
Домашнее задание
(творческое)
| Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
| Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):
1.Подготовить выразительное чтение сказки по ролям.
2. Придумать свою сказку и сделать к ней иллюстрацию
| Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.
|