Скачать 102.24 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Югорский государственный университет Кафедра русского языка Пыхтеева А.А. Руководство к выполнению контрольных работ по «Современному русскому литературному языку(Морфология)» для студентов заочного обучения гр. З-3440 специальность: Родной язык 4 курс осенний семестр 2007– 2008 учебного года Методические указания Методические указания к выполнению контрольных работ по русскому языку и культуре речи
Югорский государственный университет Факультет заочного обучения Контрольная работа № ____ по _____________(дисциплина) Номер варианта___________ Группа___________________ Специальность____________ ___________(осенний, весенний) семестр 2006 – 2007 учебного года Студент____________________________ (фамилия, имя, отчество) Номер Зачетной книжки_____________ Дата предоставления на проверку_____________
Системообразующие ведущие идеи: Морфология раздел грамматики предметом изучения, которой является грамматическое значение и формы выражения этого значения. На уровне морфологии формами выражения грамматического значения являются словоформы, то есть отдельно взятые формы каждого конкретного слова. Морфология изучает слова в их грамматических формах и функциях, правила изменения слов, определяет круг соотносительных грамматических значений, составляющих ту или иную грамматическую категорию. В морфологию входит и учение о частях речи – самых крупных грамматических классах слов. Таким образом, предметом морфологии являются грамматические классы слов (части речи), их грамматические категории, системы форм слов и правила их изменения. Грамматическое значение всегда сопутствует лексическому, поэтому морфология соотносится с лексикой. Словоформа всегда входит в состав словосочетания или предложения, поэтому морфология соотносится с синтаксисом. Цели и задачи учебного предмета Цели преподавания дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания предмета: Студент, прослушавший курс морфологии, должен: иметь представление о языке как системе и месте в ней морфологического уровня языка; о частях речи как грамматических классах слов; о формах и способах выражения грамматических значений в сопоставлении с лексическим значением слова; о современной лингвистической традиции и о достижениях современной науки о частях речи. знать терминологический аппарат изучаемой дисциплины; теоретический материал по разделу «Морфология» в курсе современного русского языка; грамматические классы слов (части речи), их грамматические категории, системы форм слов и правила их словоизменения. уметь
владеть навыком научно-исторического объяснения грамматических явлений в языке; навыком полного морфологического разбора любой словоформы, предназначенной для анализа всех типов; навыком работы со словарями современного русского языка, с комплексными, грамматическими и обратными словарями; Контрольная работа Вариант № 1 Задание. Из текста «Молитва учительницы» Габриэлы Мистраль выбрать по 5 слов каждой части речи (знаменательной и служебной) и произвести их морфологический разбор по традиционный схеме. Отдельно выбрать (записать через запятую) все причастия и деепричастия, а затем произвести морфологический разбор трех причастий и трех деепричастий. По окончании разбора записать определения лексического значения, грамматического значения и словообразовательного значения. Молитва учительницы Господь! Ты, учивший нас, прости, что я учу; что ношу звание учителя, которое ты носил на земле. Дай мне единственную любовь – к моей школе; пусть даже ожог красоты не сможет похитить у школы мою единственную привязанность. Учитель, сделай мое усердие постоянным, а разочарование преходящим. Вырви из моей души нечистую жажду возмездия, которая все еще смущает меня, мелочное желание протеста, которое возникает во мне, когда меня ранят. Пусть не печалит меня непонимание и не огорчает забвение тех, кого я учила. Дай мне стать матерью больше, чем сами матери, чтобы любить и защищать, как они, то, что не плоть от плоти моей. Дай мне превратить одну из моих девочек в мой совершенный стих и оставить в ее душе мою самую проникновенную мелодию на то время, когда мои губы уже не будут петь. Покажи мне, что твое Евангелие возможно в мое время, чтобы я не отказывалась от ежедневной и ежечасной битвы за него. Озари мою народную школу тем же сиянием, которое расцветало над хороводом твоих босых детей. Сделай меня сильной, несмотря на мою женскую беспомощность бедной женщины; дай мне презирать всякую нечистую власть, всякое насилие, если только оно совершится не по твоей воле, озаряющей мою жизнь. Друг, будь со мной! Поддержи меня! Часто, очень часто рядом со мной не будет никого, кроме тебя. Когда мое учение станет более чистым, а моя правда – более жгучей, меня покинут светские люди; ты, ты, узнав беспредельное одиночество и беззащитность, и ты прижмешь меня тогда к самому сердцу. Только в твоем взгляде я буду искать сладость одобрения. Дай мне простоту и дай мне глубину; избавь мой ежедневный урок от сложности и пустоты. Дай мне оторвать глаза от ран на собственной груди, когда я вхожу в школу по утрам. Садясь за свой рабочий стол, я отброшу мои мелкие материальные заботы, мои ничтожные ежечасные страдания. Пусть рука моя будет легкой, когда я наказываю, и нежной, когда я ласкаю. Пусть мне будет больно, когда я наказываю, чтобы знать, что я делаю это любя. Сделай так, чтобы мою кирпичную школу я превратила в школу добра. Пусть порыв моего энтузиазма, как пламя, согреет ее бедные классы, ее пустые коридоры. Пусть мое сердце будет лучшей колонной и моя добрая воля – более чистым золотом, чем колонны и золото богатых школ. И, наконец, напоминай мне с бледного полотна Веласкеса, что упорно учить и любить на земле – это значит прийти к последнему дню с израненной грудью, пылающей от любви. Вариант № 2 Задание. Из текста «Князь Андрей» выбрать по 5 слов каждой части речи (знаменательной и служебной) и произвести их морфологический разбор по традиционный схеме. Отдельно выбрать (записать через запятую) все причастия и деепричастия, а затем произвести морфологический разбор трех причастий и трех деепричастий. По окончании разбора составьте: таблицу образования причастий; ответьте на вопрос о способах выражения подлежащего; назовите все формы глагола (с примерами). Князь Андрей После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и ещё тяжелее была свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме, но и боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытее были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова, своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое они испытывал к нему, несмотря на все доказательства, которые он приводил себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление ещё не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли. Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленской дороги. Последние три года в жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел, что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Перечень рекомендуемой литературы Основная литература
Дополнительная литература
Словари
|