Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 102.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.05.2014
Размер102.24 Kb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Литература > Руководство
Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет

Кафедра русского языка
Пыхтеева А.А.

Руководство к выполнению контрольных работ

по «Современному русскому литературному языку(Морфология)» для студентов заочного обучения

гр. З-3440

специальность: Родной язык

4 курс

осенний семестр 2007– 2008 учебного года


Методические указания

Методические указания к выполнению контрольных работ по русскому языку и культуре речи


  1. Студент должен выполнить 1 контрольную работу по русскому языку и культуре речи.

  2. При выполнении контрольной работы пользоваться словарями обязательно. Необходимо указать словари, по которым работал студент.

  3. Работа выполняется по варианту. Номеру варианта соответствует последняя цифра номера Зачетной книжки студента: нечетная цифра – 1 вариант; четная цифра – 2 вариант.

  4. Контрольные работы необходимо выполнять в тетради (если в клетку, то писать через строчку), на обложке которой следует привести сведения по следующему образцу:

Югорский государственный университет

Факультет заочного обучения
Контрольная работа № ____ по _____________(дисциплина)

Номер варианта___________

Группа___________________

Специальность____________

___________(осенний, весенний) семестр 2006 – 2007 учебного года

Студент____________________________ (фамилия, имя, отчество)

Номер Зачетной книжки_____________

Дата предоставления на проверку_____________


  1. Работа, написанная неразборчивым почерком, проверяться не будет. Не допускаются в контрольной работе сокращения слов. Для замечаний преподавателя на страницах тетради необходимо оставлять поля. Первое задание контрольной работы (реферат) выполняется на листах формата А4.

  2. Если контрольная работа при проверке не зачтена, студент обязан представить ее на повторную проверку, включив в нее те задания, решения которых оказались неверными. Повторную работу необходимо представить вместе с незачтенной работой.

  3. Зачтенные контрольные работы предъявляются преподавателю на зачете или экзамене. Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по существу выполнения заданий, входящих в контрольную работу.


Системообразующие ведущие идеи:

Морфология раздел грамматики предметом изучения, которой является грамматическое значение и формы выражения этого значения. На уровне морфологии формами выражения грамматического значения являются словоформы, то есть отдельно взятые формы каждого конкретного слова. Морфология изучает слова в их грамматических формах и функциях, правила изменения слов, определяет круг соотносительных грамматических значений, составляющих ту или иную грамматическую категорию.

В морфологию входит и учение о частях речи – самых крупных грамматических классах слов. Таким образом, предметом морфологии являются грамматические классы слов (части речи), их грамматические категории, системы форм слов и правила их изменения.

Грамматическое значение всегда сопутствует лексическому, поэтому морфология соотносится с лексикой. Словоформа всегда входит в состав словосочетания или предложения, поэтому морфология соотносится с синтаксисом.
Цели и задачи учебного предмета
Цели преподавания дисциплины:

  1. Представить русский литературный язык как систему и морфологию как раздел этой системы в соотношении с лексикой и синтаксисом.

  2. Формировать научное лингвистическое мышление студентов, знакомя их с современной научно-теоретической интерпретацией фактов и явлений языка, с отечественными лингвистическими традициями и основными достижениями современной русистики;

  3. Вырабатывать у студентов практические умения, употреблять и квалифицированно анализировать грамматические явления в языке.

  4. Привить умение активно и эффективно пользоваться научной лингвистической литературой.


Требования к уровню освоения содержания предмета:
Студент, прослушавший курс морфологии, должен:

иметь представление

о языке как системе и месте в ней морфологического уровня языка;

о частях речи как грамматических классах слов;

о формах и способах выражения грамматических значений в сопоставлении с лексическим значением слова;

о современной лингвистической традиции и о достижениях современной науки о частях речи.

знать

терминологический аппарат изучаемой дисциплины;

теоретический материал по разделу «Морфология» в курсе современного русского языка;

грамматические классы слов (части речи), их грамматические категории, системы форм слов и правила их словоизменения.

уметь

  1. привести в систему и раскрыть содержание накопленных наукой понятий в области морфологии и синтаксиса;

  2. применять приобретенные знания по отношению к другим разделам языкознания, например, к словообразованию, синтаксису, орфографии и пунктуации;

  3. выделить в слове лексическое и грамматическое в их связи;

  4. видеть слово в синтагматике и парадигматике на грамматическом уровне;

  5. различать словоизменительные и классифицирующие (лексико-грамматические) категории.

владеть

навыком научно-исторического объяснения грамматических явлений в языке;

навыком полного морфологического разбора любой словоформы, предназначенной для анализа всех типов;

навыком работы со словарями современного русского языка, с комплексными, грамматическими и обратными словарями;
Контрольная работа
Вариант № 1
Задание. Из текста «Молитва учительницы» Габриэлы Мистраль выбрать по 5 слов каждой части речи (знаменательной и служебной) и произвести их морфологический разбор по традиционный схеме. Отдельно выбрать (записать через запятую) все причастия и деепричастия, а затем произвести морфологический разбор трех причастий и трех деепричастий. По окончании разбора записать определения лексического значения, грамматического значения и словообразовательного значения.


Молитва учительницы
Господь! Ты, учивший нас, прости, что я учу; что ношу звание учителя, которое ты носил на земле.

Дай мне единственную любовь – к моей школе; пусть даже ожог красоты не сможет похитить у школы мою единственную привязанность.

Учитель, сделай мое усердие постоянным, а разочарование преходящим. Вырви из моей души нечистую жажду возмездия, которая все еще смущает меня, мелочное желание протеста, которое возникает во мне, когда меня ранят. Пусть не печалит меня непонимание и не огорчает забвение тех, кого я учила.

Дай мне стать матерью больше, чем сами матери, чтобы любить и защищать, как они, то, что не плоть от плоти моей. Дай мне превратить одну из моих девочек в мой совершенный стих и оставить в ее душе мою самую проникновенную мелодию на то время, когда мои губы уже не будут петь. Покажи мне, что твое Евангелие возможно в мое время, чтобы я не отказывалась от ежедневной и ежечасной битвы за него.

Озари мою народную школу тем же сиянием, которое расцветало над хороводом твоих босых детей.

Сделай меня сильной, несмотря на мою женскую беспомощность бедной женщины; дай мне презирать всякую нечистую власть, всякое насилие, если только оно совершится не по твоей воле, озаряющей мою жизнь.

Друг, будь со мной! Поддержи меня! Часто, очень часто рядом со мной не будет никого, кроме тебя. Когда мое учение станет более чистым, а моя правда – более жгучей, меня покинут светские люди; ты, ты, узнав беспредельное одиночество и беззащитность, и ты прижмешь меня тогда к самому сердцу. Только в твоем взгляде я буду искать сладость одобрения.

Дай мне простоту и дай мне глубину; избавь мой ежедневный урок от сложности и пустоты.

Дай мне оторвать глаза от ран на собственной груди, когда я вхожу в школу по утрам. Садясь за свой рабочий стол, я отброшу мои мелкие материальные заботы, мои ничтожные ежечасные страдания.

Пусть рука моя будет легкой, когда я наказываю, и нежной, когда я ласкаю. Пусть мне будет больно, когда я наказываю, чтобы знать, что я делаю это любя.

Сделай так, чтобы мою кирпичную школу я превратила в школу добра. Пусть порыв моего энтузиазма, как пламя, согреет ее бедные классы, ее пустые коридоры. Пусть мое сердце будет лучшей колонной и моя добрая воля – более чистым золотом, чем колонны и золото богатых школ.

И, наконец, напоминай мне с бледного полотна Веласкеса, что упорно учить и любить на земле – это значит прийти к последнему дню с израненной грудью, пылающей от любви.

Вариант № 2
Задание. Из текста «Князь Андрей» выбрать по 5 слов каждой части речи (знаменательной и служебной) и произвести их морфологический разбор по традиционный схеме. Отдельно выбрать (записать через запятую) все причастия и деепричастия, а затем произвести морфологический разбор трех причастий и трех деепричастий. По окончании разбора составьте: таблицу образования причастий; ответьте на вопрос о способах выражения подлежащего; назовите все формы глагола (с примерами).
Князь Андрей

После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и ещё тяжелее была свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме, но и боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытее были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.

Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова, своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое они испытывал к нему, несмотря на все доказательства, которые он приводил себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление ещё не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно-хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.

Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли. Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленской дороги. Последние три года в жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел, что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома.


Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература


  1. Виноградов В.В. Русский язык. М., 1947 (Изд. 2. 1972, изд. 3. 1986).

  2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978.

  3. Грамматика русского языка. М., 1952. Т.1.

  4. Грамматика современного русского литературного языка. М., 1977.

  5. Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Братислава, 1965.

  6. Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В.Лопатина. М., 1989.

  7. Карпов А.К. Морфология современного русского языка, 1997

  8. Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка. М., 1973.

  9. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. М., 1975.

  10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Современный русский язык. М., 1994.

  11. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка, 2002.

  12. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и др. Т.1., М., 1980.

  13. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю.Шведовой и В.В.Лопатина. М., 1990.

  14. Современный русский литературный язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1999 (раздел «Морфология»).

  15. Современный русский язык / Под ред. Л.А.Новикова. СПб., 1999.

  16. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И.Дибровой. М., 2001.

  17. Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология. М., 1982.


Дополнительная литература


  1. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М., 1972.

  2. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.

  3. Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. СПб., 1996.

  4. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997 (Ч. I и IV).

  5. Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М., 1982.

  6. Грамматические исследования: функционально-стилистический аспект. Суперсегментная фонетика. Морфологическая семантика/ Отв. Редактор Д.Н.Шмелев М., 1989.

  7. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М., 1967.

  8. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1979.

  9. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. краткий справочник по русскому языку. М., 1991 (1995).

  10. Клобуков Е.В. Теоретические проблемы русской морфологии. М., 1979.

  11. Клобуков Е.В. Семантика падежных форм в современном русском литературном языке. М., 1986.

  12. Курилович Е. Проблема классификации падежей // Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.

  13. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л., 1984.

  14. Межкатегориальные связи в грамматике / Под ред. А.В. Бондарко. СПб., 1996 (раздел «Грамматические категории глагола»).

  15. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

  16. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996 (часть I).

  17. Русская грамматика. Т. 1. Praha, 1979.

  18. Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис современного русского литературного языка / Под ред. М.В.Панова. М., 1968 (раздел «Морфология»).

  19. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А.Земской. М., 1996 (главы VI-VIII).

  20. Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического строя. М., 1955.

  21. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1996 (и др. издания).

  22. Теория функциональной грамматики / Под ред. А.В. Бондарко и др. Т.1: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Л., 1987; Т. 2: Темпоральность. Модальность. Л., 1990; Т. 3: Персональность. Залоговость. СПб., 1991; Т. 4: Субъективность. Объективность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/неопределенность. СПб., 1992. Т. 5: Качественность. Количественность. СПб., 1996.

  23. Щерба Л.В. О частях речи а русском языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

  24. Якобсон Р.О. К общему учению о падеже. Русское спряжение. О структуре русского глагола // Якобсон Р.О. Избранные работы. М., 1985.


Словари

  1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976.

  2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 1977 (и послед. издания).

  3. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. М., 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск