Скачать 45.4 Kb.
|
на основе шоу-игры «Волшебный квадрат» Цели урока: 1.Повторить и закрепить в памяти учащихся основные факты, имена, даты изученного раздела 2. Способствовать развитию у школьников интереса к истории, формировать умение работать в нестандартной ситуации 3. Воспитывать чувства товарищества и взаимопомощи, способствовать созданию положительного эмоционального фона в классном коллективе Оборудование: 1. Квадрат с 36 секторами (6х6) разных цветов А) красный цвет—даты изученного периода Б) оранжевый—работа по карте В) жёлтый—выдающиеся личности данной эпохи Г) ярко-зелёный—вопросы по культуре Д) тёмно-зелёный—внешняя политика России Е) синий—развитие экономики страны Ж) белый—внутренняя политика Екатерины II и Павла I З) 1 чёрный сектор—переход хода 2. Вращающийся барабан с номерами секторов 3. Настенная карта «Российская империя во 2 пол. XVIIIв.» 4. Записи на доске, разъясняющие цвета секторов и дополнительные условные знаки: -- счастливый случай—за правильный ответ игрок получает три жетона; -- блиц из 3-х вопросов; SOS—игрок может воспользоваться помощью других игроков 5. Жетоны для награждения учеников за правильный ответ Ход урока: 1. Оргмомент. Разъяснение правил игры: ученики по очереди вытягивают из барабана номер сектора и отвечают на вопрос, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может любой желающий ученик. 2. Основная часть. Красный сектор 1.Укажите дату крестьянской войны под руководством Е.И.Пугачёва (1773—1775гг.) 6. Когда Екатерина II пришла к власти? (28 июня 1762г) 19. Назовите даты правления Павла I(1796—1801гг.) 22. В каком году был взят Измаил? (1790г.) 33. Годы правления Екатерины II(1762—1796гг.) Оранжевый сектор 14. Показать по карте территории, полученные Россией в ходе разделов Речи Посполитой 17. Показать по карте территории, полученные Россией в результате побед в русско-турецких войнах 21. Показать на карте перевал Паникс 30. Найти и показать на карте Кючук-Кайнарджи 34. (блиц) показать на карте: а) р.Ларгу б) р. Кагул в) Яссы Жёлтый сектор 7. Приглашённая в Россию в качестве невесты для внука Петра Первого, Софья Фредерика Августа, принцесса Анхальт-Цербстская, вошла в мировую историю под именем… (Екатерины Второй) 11. При дворе Анны Иоанновны его не любили, там его прозвали чёртушкой, то ли за его шустрость и непоседливость, то ли из-за упорного нежелания придворных считать его наследником российского трона (Пётр Третий) 20. Великим государем-императором Петром Третьим Фёдоровичем именовал себя… (Е.И.Пугачёв) 29. Автор сатирических журналов «Трутень» и «Живописец» (Н.И.Новиков) 31. Бунтовщиком хуже Пугачёва его назвала Екатерина Вторая (А.Н. Радищев) Ярко-зелёный сектор 4. Механик, который изобрёл первую в России паровую машину (Ползунов) 8. Выдающийся механик, он ремонтировал и создавал часовые механизмы, смастерил электрическую машину, телескоп и микроскоп, создал проект моста в один пролёт через Неву (И.П. Кулибин) 24. (блиц) а) отцом русского театра называют… (Ф.Волкова) б) автор портретов семьи солигаличских дворян (Г. Островский) в) автор пьесы « Мельник-колдун, обманщик и сват» (Аблесимов) 27. Автором поэмы «Медный всадник» является А.С.Пушкин. А кто автор самого знаменитого скульптурного творения нашей страны—памятника Петру Первому в Петербурге? (Фальконе) 35. Его творчество развивало классические традици в русской архитектуре, отразившейся в Доме Пашкова в Москве (В.И. Баженов) Тёмно-зелёный сектор 2. Назовите морское сражение, ставшее первой победой России в южных морях (Чесма, 26 июня 1770г.) 15. В 1783г. Россия подписала Георгиевский трактат. Какая территория присоединилась к России по этому документу? (Территория Грузии) 18. «24 часа на размышление для сдачи –и воля; первые мои выстрелы—уже неволя; штурм— смерть»-- кому и где были предъявлены такие требования? (туркам под Измаилом) 26. На революцию в какой стране очень болезненно отреагировала Екатерина II ( во Франции) 36. Как назывались два заграничных похода Суворова? (Итальянский и Швейцарский) Синий сектор 9. Что такое отходничество? (Уход крестьян из деревень с целью заработать денег для выплаты оброка) 13. Что такое барщина? (Даровые работы крестьян в хозяйстве феодала (помещика) 16. Что такое мануфактура? ( Капиталистическое предприятие, основанное на ручном труде наёмных рабочих. Имеется разделение труда) 28. Что такое оброк? ( Денежные или натуральные выплаты крестьян в пользу помещика) 32. Что предусматривал Таможенный тариф 1767г (запрет на ввоз в Россию товаров, производимых в достаточном количестве внутри страны) Белый сектор 3. На сколько губерний была поделена территория России в ходе губернской реформы Екатерины II ? (на 50) 5. Суть Акта о престолонаследии Павла I. (трон наследовался по прямой мужской линии от отца старшему сыну) 10. Военная форма какой страны была принята за основу в русской армии времён Павла? (Пруссия) 12. Сколькими днями ограничивалась барщина по Указу Павла? (3 дня) 25. (блиц) а), б) назовите документы, изданные в 1785г., в названии которых есть слово «грамота» ( Жалованная грамота дворянству, жалованная грамота городам) в) кто руководил уездным городом? (городничий) 3. Подведение итогов. В зависимости от количества набранных жетонов учащиеся получают оценки за урок. Самооценка учащихся. 4. Литература для подготовки урока: 1)Е.В. Пчелов «История России XVII—XVIII вв.» --учебник для 7 кл. Москва, «Русское слово»,2003г. 2) Булдаков К.А. « Костромской край» --учебное пособие, 1992г. 3) Атлас «История России с древнейших времён до конца XVIIIв.», Москва, 2002г. 4) Журнал «Педсовет» №12, 2002г. |