Скачать 62.7 Kb.
|
МОУ «Казинская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области Открытый урок по окружающему миру в 4 классе «Как развивалось образование после Петра I. Первые университеты в России». Подготовила и провела Салихова В.Н. Цель урока: -уточнить и расширить исторические представления учащихся; - формировать знания об особенностях просвещения в России XVIII века; - развивать речь, умение анализировать учебный текст, работать в парах; - воспитывать интерес к истории русского народа. Оборудование: - портреты Петра I, Екатерины II, М.В. Ломоносова; - карточки для индивидуальной работы; - учебник (Виноградова Н.Ф., Г.С. Калинова. Окружающий мир: учебник. 4 класс. – М.: Вентана-Граф); - рабочая тетрадь (Виноградова Н.Ф., Г.С. Калинова. Окружающий мир: рабочая тетрадь №2. 4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010). Ход урока I.Организационный момент II.Повторение пройденного Учитель. Вспомним предыдущий урок. Чему он был посвящён и что вам особенно понравилось? Учащиеся. Мы узнали, что школы в России появились в X веке. 1-й ученик. Был указ князя Владимира, я запомнил слова из этого указа: нужно собирать детей и «отдавать их в обучение книжное». 2-й ученик. А мне запомнился случай с горчицей, то есть с банкой, которую нашли археологи, а на ней была надпись «горчица». Это значит, что в X веке уже были грамотные люди, раз банку подписали. 3-й ученик. А мне очень понравился рассказ в учебнике о первой «Азбуке». Уже букв «аз» и «буки» в русском языке нет, а первая книга всё так же и называется. Учитель. Проведём индивидуальную работу по карточкам и проверим, как мы запомнили значение важных исторических слов. Индивидуальная работа по карточкам Карточка 1 Объясните значение следующих слов и ответьте на вопросы: Летописец; летопись; очевидец; берестяная грамота. В каком городе и в каком веке обнаружили первые берестяные грамоты? Кто учился в первых школах и когда они были открыты? Карточка 2 Объясните значение следующих слов: Печатник; литературный памятник; красная строка. Ответьте на вопросы: Кто был первым русским печатником? Сколько букв было в алфавите Учитель. Оценим выполнение индивидуальной работы. Сверьте свои ответы с правильными, которые указаны на доске. У кого были ошибки? Почему они возникли? А теперь все вместе отгадаем кроссворд на тему «Просвещение в Древней Руси». Используем для этого плакат и буквы алфавита. По вертикали: 1. Книга, напечатанная в первой русской типографии (Апостол) 2. Запись наиболее важных событий по годам (Летопись). 3. Имя мальчика чьи письма были найдены в Новгороде (Онфим). 4. Материал для письма в древней Руси (береста) 5. Русский город в котором были найдены первые памятники письменности (Новгород) 6. Имя автора первой русской азбуки. Он же её напечатал (Иван) 7. Литературный памятник, созданный в XVI веке («Домострой») (В выделенной строке по горизонтали слово «алфавит») III.Объявление темы и цели урока. IV.Работа над темой урока Учитель. Шло время, один царь сменял другого. И вот на престол вступил Пётр I. Эта эпоха считается в истории особенно яркой и полезной для расцвета России. Давайте поговорим об этом времени. Поработаем с учебником. Разделимся на 2 группы. Одна группа читает текст «Чему и как учились в России при Петре I», другая – 2Как развивалось образование после Петра I». При чтении обратим внимание на следующее: почему Пётр I, Екатерина II заботились о просвещении народа? Обсудите ответы в группах и представьте всем своё мнение. 1-й ученик. Петр I много сделал для образования народа. В его царствование было открыто 110 начальных школ, в которых учились дети бедных. Этот царь хорошо понимал, что без образования страна будет оставаться бедной и отсталой. 2-й ученик. Дело Петра I продолжали его дочь императрица Елизавета, а потом Екатерина II. Они ценили людей умных и образованных. В их царствование многие простые свободные крестьяне, солдаты учились и стали знаменитыми учёными, писателями, военными. Наверное, они так же, как Петр I, хотели, чтобы Россия была образованная и богатая страна. 3-й ученик. Мне папа рассказывал, что если бы не было Петра I в нашей истории, то и не было бы потом Пушкина… Учитель. Действительно, есть мнение, что деятельность Петра I определила развитие нашей российской культуры на многие столетия. Но мы с вами должны хорошо понимать, что все цари отчасти боялись просвещения России. Вот так об этом говорила сама Екатерина II: «Черни не должно давать образование: поскольку будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь». Как вы понимаете эти слова? Посмотрим в словарик, какого значение слова «чернь». 1-й ученик. Если человек много знает, то может ответить на вопросы, на которые не ответит сама царица! 2-й ученик. Образованный человек не станет работать крепостным крестьянином. Он будет бунтовать! И если все будут грамотными, то кто будет работать на богатых? Учитель. И все же образованных людей в России с каждым годом становилось все больше. Я предлагаю вам сравнить учебные планы, то есть предметы, которые изучались в начальной школе XVIII века, с учебным планом нашей школы. Посмотрим на доску. В таблице представлены все предметы, которые изучали дети того далекого времени и изучаем мы. Таблица Учебные предметы начальной школы России
Учитель. Сделаем вывод: многие предметы остались в начальной школе с тех далеких времен. Некоторые предметы преобразовались в другие. Например, предмет «Окружающий мир» вместил в себя и «Физику» (мы же изучали неживую природу), и «Географию» (мы работаем с картой, глобусом), и «Историю» (об этом говорит наш настоящий урок). Появились и новые предметы. V.Закрепление изученного А теперь минутка эрудита. Кто быстрее ответит на вопросы: 1. Сколько лет нужно было учиться в морской академии, если поступали в нее в 12 лет, а заканчивали в 20? 2. Мог ли Петр I пользоваться микроскопом, если он был открыт в 1590 году? З. Могла ли Екатерина II смотреть на звезды через телескоп, если он был открыт в 1609 году? 1-й ученик. В морской академии учились 8 лет. 2-й ученик. Петр I вполне мог пользоваться микроскопом, потому что, когда он родился в 1672 году, микроскоп уже был сделан. 3-й ученик. Екатерина II могла смотреть на звезды через телескоп, потому что жила она через 150 лет. Учитель. А теперь поработаем с рубрикой учебника «Картинная галерея» (учебник, с. 71). Рассмотрим репродукцию картины В.М. Васнецова «Книжная лавочка». Что привлекло внимание героев картины? Могут ли они что-то купить в книжной лавочке? Почему? Продолжим рассказ: Яркий солнечный день, небольшая книжная лавочка... 1-й ученик. Яркий солнечный день, небольшая книжная лавочка. Плохо одетые дети рассматривают яркие картинки. Но купить они их не могут, они очень бедные, не ходят в школу, не умеют читать. Но, наверное, им очень хотелось бы читать. Я бы постарался их научить читать, если бы жил тогда. 2-й ученик. А мне кажется, что эти бедные дети умеют читать. Они бегают сюда каждый день. Продавец их не прогоняет, и они уже выучили буквы. Хорошо, что погода стоит солнечная, а не дождливая. Жалко бедных детишек, босые, в рваной одежде... Учитель. Наверное, и художник, увидев похожую картинку в жизни, испытал такие же чувства к грамотным, бедным и голодным ребятишкам, но стремящимся к грамоте. И решил написать историю про этих детей на полотне красками. VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Учитель. -Что нового вы узнали на уроке? Сделаем вывод. Россия развивалась, открывались школы, многие простые люди становились грамотными. Но не для всех школа была доступной. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке. - Выскажите свое мнение: вы довольны уроком? VII.Домашнее задание. Запишите домашнее задание. Прочитайте в учебнике текст о Михаиле Васильевиче Ломоносове. Ответьте на вопрос: справедливы ли слова А.С. Пушкина, который назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? |