Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.05.2014
Размер98.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Обобщение опыта

учителя начальных классов Бикбовой Лены Гумеровны по теме: Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к изучаемому предмету с целью формирования общеучебных умений и навыков.
В современных условиях бурного развития начальной школы, появление альтернативных программ и систем обучения я стараюсь работать творчески. Это значит, что систематически пополняю свои знания, стараюсь проводить уроки разнообразно и увлекательно. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Нетрадиционные уроки как средство повышения интереса к изучаемому предмету». Цель работы по теме самообразования: изучение и использование в учебном процессе нестандартных форм и методов проведения уроков, задачей которых является воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно.

Актуальность темы самообразования: не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний

При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

В научной литературе этот вопрос рассматривается у Л. С. Выготского.
Его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. То обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относятся овладением письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающие сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что мне необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературы, технологии и др., так как приходится преподавать в одном лице математику, чтение, русский язык, природоведение, труд и другие предметы. Работу в своем классе я вместе с психологом школы решила начать с исследования уровня внимательности и умственной деятельности учащихся. С этой целью в сентябре-ноябре 2010 года было проведено психодиагностическое обследование моего класса. Был использован тест Тулуз-Пьерона. До коррекции у большинства учащихся класса скорость переработки информации и активность на уроке была достаточно невысокая. Дети часто отвлекались, из-за невнимательности часто переспрашивали задания. Мне пришлось пересмотреть методику проведения уроков, традиционные формы урока «превращала» в развивающие, применяя нетрадиционные формы. И это дало свои результаты:

1.Увеличилась динамика умственной деятельности 2.Сократилось число учащихся с низким уровнем внимания 3.Индивидуальный рост наблюдается у всех учеников. 4. А главное, повысилась активность и мотивация каждого ребенка.

Для того, чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И мне в этом помогают нетрадиционные уроки: урок – КВН, урок – сказка, урок – путешествия, урок – игра, урок – лекция, урок – исследования, урок – ролевая игра, урок – лабораторная работа, урок соревнования и т. д. Провожу нетрадиционные уроки не чаще одного - два раза в четверть, обычно, при завершении какого-либо раздела, поэтому ставлю их по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.
Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, исследование, интегрированный урок, лекция) использую при изучении нового материала.
К данному виду урока готовлюсь заранее не только я, но и весь класс, а иногда родители. Мои дети готовят наглядные пособия, подготавливают доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформляют кабинет, приглашают и встречают гостей.
Примером такого урока можно привести урок- путешествие по математике, который проведен в 3 классе по теме: « Сложение и вычитание в пределах 100. Путешествие по Хайбуллинскому району».
Этапами урока являются остановки по пути следования н.п: Новопетровское, Самарское, Бурибай, Акъяр). Экскурсоводом была я. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, инсценировки стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей».
Урок – исследование. Исследовательская работа - это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.
Предлагаю в качестве примера использования исследовательского метода фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Приставки и суффиксы».

1.Выдели корень в однокоренных словах:
Ходули, переход, ходоки, выход, ходики, переход, 2. Раздели эти слова на 2 группы: по наличию суффиксов и без суффиксов Выдели суффиксы, где они имеются. Что могут обозначать эти суффиксы? 3. В словах 2-го столбика выдели корень. Что ты заметил?
4.Новая часть слова называется приставкой. Выдели ее. Какие приставки тебе встретились?
5.Определи местоположение приставок.

6. Сделай вывод, дай определение приставки.

Следующий вид нетрадиционного урока это экскурсии. Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей.
Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Целью таких уроков является формирование у ребят понятий и представлений об объектах и явлениях природы, их взаимосвязях и зависимостях, которые предопределены содержанием темы, а также освоение школьниками тех предметных, учебных и организационных умений, которые объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме.
Часто на данных уроках использую исследовательский метод.
Например, урок-экскурсия по окружающему миру по теме «В гости к осени» (изменения, происходящие в природе осенью), 2 класс.
В начале урока объявляется тема «научного» исследования, ее цели и задачи. В классе образуется четыре группы, каждая из которых получает карточку с названием объекта наблюдения и план действий:
1.- почва 2- растения 3- животные 4- погода
По намеченному плану ученики начинают исследование данных предметов. В результате получаем решение проблемы, узнаем, какие изменения произошли в природе. Как правило, дети не одновременно заканчивают работу, поэтому готовлю дополнительный материал по темам, справочный материал. После этой работы провожу тестирование или собеседование, где проверяю понимание изученной темы. При изучении темы по ИКБ «Курай – башкирский народный инструмент» посетили филиал школы искусств АДШИ, где более подробно рассказал об изготовлении курая, о самом инструменте руководитель кружка по кураю Ильясов Х.Ф. А в заключение устроили небольшой концерт, где сыграл на курае сам преподаватель и ученики нашего класса, которые занимаются в этом кружке.
Другой тип нетрадиционного урока - это уроки – сказки, которые обычно использую при обобщении и систематизации знаний учащихся.
Как и в любой сказке, на моем уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т. е. развития сюжета, где идет борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием, Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением, ставлю оценки, вручаю призы.
Я считаю, что, если сегодня мои учащиеся смогли выручить из беды сказочного героя, то завтра, встав перед нравственным выбором в жизни, они смогут откликнуться на чужую беду, прийти на помощь людям.
Другой формой проведения уроков являются урок - КВН. Этапами такого урока являются разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки. Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашаются жюри (родители или сотрудники школы). Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми. Один из таких КВНов провели на стадионе по теме: «Экология и я». Также провела КВН по сказкам А.С. Пушкина «Знаешь ли ты сказки Пушкина?» Ученики заранее составили вопросы друг другу, рисовали понравившиеся эпизоды к сказкам, разгадывали кроссворды, ребусы. На этом уроке я увидела всех ребят, даже тех, кто любит отмалчиваться.

Интересно и необычно провела урок – лабораторная работа по теме «Части речи» в 3 классе. Провела инструктаж (сначала объяснила, что такие работы проводятся в старших классах, что это серьезная и ответственная работа, и дети, почувствовав себя взрослыми, с упорством взялись за работу) знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока): Карточка-инструкция:

  • Прочитай стихотворение, определи его тему (С. Есенин «Белая береза»)

  • Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).

  • Определи, какими частями речи выражены главные члены.

  • Определи, какими частями речи выражены второстепенные члены.

  • Распредели слова в таблицу по частям речи. Обоснуй свой ответ.

Слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, по блоку в тетради, а потом приступают к заполнению таблицы.

Сильным ученикам дается дополнительная работа по выявлению «новых» частей речи. (Как числительное, частица, междометие и т. д.). Также ввожу их в ступор, предлагая такие задания, где одно и то же слово может быть различными частями речи. (существительное – глагол, существительное – прилагательное, и т. д.)

Уроки – лекции провожу обычно в 3-4 классах, так как дети должны иметь навыки быстрого письма. Материал лекции подбираю интересный, сопровождаю показом наглядных пособий, привожу много примеров из своего опыта и опыта самих школьников. Лекцию провожу в течение 30 минут, а остальное время отвожу на самостоятельную работу по проверке усвоения материала. Данный этап нетрадиционного урока использовала
при изучении темы по предмету «Окружающий мир» в 4 классе при изучении темы «Планеты Солнечной системы».
На уроках внеклассного чтения использую уроки-обсуждения книг, конференции, конкурсы, концерты, устные журналы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует большая и кропотливая работа.
Подбор материала одна из самых главных задач подготовки. На уроке мы проводим выставку-обзор книг, представляем справочную литературу. И все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребят интереса к книге, к знаниям; эстетическому и нравственному воспитанию. А это благотворно влияет на технику чтения учащихся, ( В нашем классе скорость чтения составляет 90-200 слов в минуту).

Очень любят дети играть в учителей, поэтому часто провожу такую форму проведения урока «Я – учитель». Дети сами проводят урок, часть урока, вживаясь в роль учителя. Один из прекраснейших уроков провела Испаева Алина по теме »Народные музыканты Башкортостана», где ярко и эмоционально познакомила с творчеством нашего знаменитого кураиста-земляка Ю. Исянбаева. Являясь его родственницей, Алина подготовила к уроку свою родословную, фотографии семейного архива, воспоминания родственников. В дальнейшем, собранный ею материал, мы использовали для выступления в зональном конкурсе исследовательских работ «Жемчужины Башкортостана». Данная работа стала победителем в номинации исследовательских работ.

Очень люблю проводить интегрированные уроки. Ценность такого урока – в особой эмоциональной атмосфере, которая создаётся демократическими отношениями. Эта форма занятия вызывает большой интерес у учеников, побуждает их к творческой работе, стимулирует самообразование. При таком подходе учитель находит наиболее тесные точки соприкосновения разных предметов, снижается нагрузка учеников. Провела такие уроки и на районном уровне, это урок азбуки/русского языка в 1 классе по теме «Заглавная буква в именах. Сказки А.С. Пушкина», также урок музыки/литературного чтения по теме »Образ русской березы в музыке и литературе» в 3 классе. А в рамках ШМО учителей эстетического цикла - урок ИЗО/технологии в 3 классе по теме «Наряд для новогодней елки» и т. д.

Следующий тип нетрадиционного урока – это урок – ролевая игра. Урок математики в 1 классе по теме «Единицы стоимости. Рубль. Копейка.»
На данном уроке ребята играли «в магазин», делали покупки, расплачиваясь живыми деньгами. Активность детей была высокая - 100 %, каждый получил оценку. На таком же традиционном уроке активность детей не превышала 75 %.

В традиционные уроки я тоже вношу элементы занимательности - это кроссворды, ребусы, шарады и т.д, таящие в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Это актуально не только в первом классе, но и в последующих классах.
Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, объясняю учащимся, как их нужно решать. Делаю это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставляю ребятам большую самостоятельность. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают кроссворды, зашифрованные с помощью загадок, требующие от ребенка сообразительности.
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: -использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;
-также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;
-эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно;
в классе меняются отношения между детьми и учителем (мы партнеры);
ребята с удовольствием идут на такие уроки.
Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.
Я считаю, что данная тема помогла мне повысить активность детей на уроке, привлечь их внимание. А это привело к тому, что при 100% успеваемости в моем классе качество постоянно растет, сейчас оно составляет 81%.

Данные уроки позволили развить у учащихся творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Значительно повысился интерес учащихся к изучаемому предмету, науке. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск