План-конспект урока
Учитель русского языка и литературы: Жукова Т. В. Тема урока: Развития речи. Рассуждение.
Раздел – «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Подраздел – культура речи.
Цель урока:
познакомить учащихся с 3 типом текста - рассуждением; Задачи урока:
научить видеть в тексте-рассуждении тезис, доказательства и вывод
научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…);
развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь;
прививать вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.
Оборудование: учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические рекомендации, сборники упражнений, тесты контрольных заданий). УМК: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.), – М.: Просвещение, 2012.
ТСО: дополнительная литература, проектор, экран, интерактивная доска. Содержание урока.
Организационный момент (настрой на урок).
Сообщение цели урока.
Работа по теме урока.
1) Повторение изученного о типах речи. Беседа.
С какими типами речи вы уже знакомы?
Каковы особенности повествования?
Каковы особенности описания?
С каким типом речи нам осталось познакомиться?
( Учащиеся определяют тему урока и записывают её в тетрадях)
2). Переход к теме урока.
а). Словарная работа.
Как вы понимаете термин рассуждение?
А теперь я вам скажу, как говорит об этом слове Сергей Иванович Ожегов:
Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
Высказывание, обсуждение.
Эти два значения станут центральными определениями для нашего урока.
Научимся правильно писать данное слово.
Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е (работа у доски). Примерный ход анализа: окочание -е, т.к. можно изменить по падежам: рассуждени-ю, рассуждени-ем и т.д. Корень -сужд-, однокоренные слова – об-сужд-ать, рас-сужд-ать и т.д. Приставка рас-, суффикс –ени-, обозначающий абстрактное понятие. Основа слова рассуждени).
В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение? (когда что-то не получается, когда мы спорим и т.д.).
Мы сейчас с вами ведем серьезный разговор. В чем задача этого разговора? По телевизору мы часто смотрим передачи, в которых люди сидят за круглым столом, разговаривают. Зачем? (они рассуждают, логически мыслят, высказывают свое мнение).
Как вы считаете, в чем же основное отличие рассуждения от описания и повествования?
IV. Изучение нового материала.
Поскольку мы с вами уже готовы, давайте составим таблицу «Типы речи» и будем ее авторами.
ТИПЫ РЕЧИ
что произошло? почему мы утверждаем каков предмет
что-то? высказывания?
Повествование Рассуждение Описание
На этом уроке мы начнем знакомиться с признаками текста рассуждения. Запомните, что каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа. Таблица, которую мы составили, поможет нам в выполнении практического задания.
Обратите внимание, как строится рассуждение: Схема полного рассуждения
В любом рассуждении имеются три части. В первой части содержится тезис. Утверждение, которое нужно доказать.
Во второй части дается обоснование высказанной мысли.
Что значит обоснование высказанной мысли?
Это аргументы.
А что такое аргументы? (доводы, доказательства), а дальше идут примеры.
Первичное закрепление. Работа с текстом (в парах; текст раздаётся). Например, Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она умела все делать (аргумент): испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры). Третья часть - вывод. Наше рассуждение можно закончить, например, такими словами: "Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище". Эти слова и являются выводом. Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление материала.
Рефлексия. Работа в группах. Каждой группе предлагается выбрать из шкатулки листочек с номером темы сочинения-рассуждения. Темы:
Любимый день недели.
Какой урок я больше всего люблю и почему?
Беречь книгу - беречь лес.
Почему книгу называют другом?
Священное имя "мама".
Зачем нужны правила?
Задание: написать небольшое рассуждение на одну из тем.
(Один из группы зачитывает сочинение).
VII. Выводы по уроку.
Как вы думаете, ребята, почем наравне с очень серьезными темами в разделы включена культура речи?
Что вы сейчас делали, когда отвечали на мой вопрос?
Что вам особенно понравилось в уроке?
О чем бы вы хотели продолжить разговор?
VIII. Домашнее задание.
Ваше домашнее задание носит творческий характер. Итак, необходимо написать сочинение-рассуждение по любой из тем: “Кем бы я хотел стать и почему?», «Какой из предметов в школе я больше всего люблю и почему?», «Чем я люблю заниматься в свободное время и почему? ”
Все типы речи, которые вы изучали ранее, и то, о чем мы говорили сегодня, встречаются в нашей жизни очень часто. Без них наша речь станет тусклой, невыразительной, неинтересной.
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Задачи этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| 1. Оргмомент.
| Создать благоприятный климат.
| Приветствие, проверка подготовки к учебному занятию, организация внимания детей.
| Включаются в деловой ритм урока.
| Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.
| 2. Актуализация в учебной деятельности.
| Актуализация опорных знаний по типам речи, изученных ранее (повествование, описание).
| Повторение изученного о типах речи.
- Какие типы речи вы уже знаете? (переход к теме урока).
| Повествование, описание.
Определяют тему урока и записывают в тетрадь.
| Коммуникативные: сотрудничество с учителем.
| 3. Целееполагание и мотивация.
| Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока.
| Продолжить знакомство с типами речи: познакомить с типом речи «рассуждение».
| Учащиеся называют особенности повествования и описания.
| Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| 4. Усвоение новых знаний.
| Знакомство с термином «рассуждение, его образованием, составление таблицы «Типы речи»; знакомство с признаками рассуждения и его схемой.
| Познакомить с понятиями «рассуждение», «тезис», «обоснование», «аргументы».
| Знакомство с новыми понятиями: «рассуждение», «обоснование», «тезис», «аргументы»; с признаками рассуждения, его схемой.
| Познавательные: пополнение своего лексикона новыми словами; умение анализировать, сравнивать; умение использовать полученную информацию; классифицировать и обобщать факты и явления, представлять информацию в виде таблиц.
| 5.Первичное закрепление.
| Работа с текстом. Обеспечение восприятия, осмысления изученной темы.
| Даёт задание: работа с текстом с целью установления понимания типа речи рассуждение, нахождение особенностей этого типа речи (работа в парах).
| Работают в парах (находят в тексте тезис, аргументы, факты, вывод – особенности рассуждения); отчёт о работе.
| Познавательные: нахождение особенностей рассуждения, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативные: сотрудничество с одноклассниками, умение отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами, организовать учебное взаимодействие в паре, понимать точку зрения другого.
| 6.Организация контроля.
| Выявление качества и усвоения знаний по теме.
| Рефлексия. Подготовить темы сочинения-рассуждения для работы в группах.
| Выбирают темы сочинения (6 тем); пишут небольшое сочинение-рассуждение, один из группы зачитывает .
| Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: осознание того, что усвоено и того, что ещё подлежит усвоению.
Коммуникативные: организовать учебное взаимодействие в группе; сотрудничество с одноклассниками, умение управлять своим поведением и поведением партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
7.Обобщение и подведение итогов урока.
| Беседа с целью выявления усвоения изученного материала, оценка работы класса и отдельных учащихся.
| Вопросы:
- Что понравилось в уроке?
- О чём бы хотелось продолжить разговор? Оценить особо активных учащихся, выставление отметок.
| Отвечают на вопросы, оценивают работу особо активных товарищей, выставляют отметки
| Личностные: подводить итоги урока.
Регулятивные: умение давать оценку.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
| 8. Информация о домашнем задании.
| Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Дать задание и объяснить способ его выполнения.
| Выбирают тему сочинения и записывают её в дневник.
| Познавательные: умение использовать полученную информацию.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем.
| 9. Рефлексия.
| Что поняли на уроке, что взяли для себя из урока.
| Дать задание: отметить на листочке знаком + , что полезного взяли из урока, написать пожелание учителю.
| Заполняют листочки.
| Регулятивные: давать самооценку.
Познавательные: умение делать выводы.
| |