Скачать 195.09 Kb.
|
Как и любой предмет школьного обучения, курс русского языка предполагает теоретическую и практическую подготовку учащихся. Кроме системы знаний, они должны получить в школе и определённый круг навыков. В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования¹ и в объяснительной записке к программе по русскому языку содержится понятие «компетенция»: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся»². В программе по русскому языку С.И.Львовой не звучит слово «компетенция», но само понятие присутствует: «Программа реализует деятельно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков…»³ Следовательно, научить русскому языку – это значит обеспечить формирование следующих навыков: языковых, лингвистических, правописных, коммуникативных. Думается, что реализацию всех этих навыков обеспечивает такая форма проведения урока, как лабораторная работа. Почему? 1. Снижен интерес к образованию вообще, к изучению русского языка – в частности. Отсюда – вопиющая безграмотность. Лабораторная работа, имеющая исследовательский характер, способствует формированию интереса к лингвистике. 2. Лабораторные задания предполагают работу с учебником, справочной литературой, причём работа организовывается по определённому алгоритму. Это развивает навыки самостоятельной работы, активизирует познавательную, мыслительную деятельность учащихся, то есть формирует общеучебные умения и навыки. 3. Наконец, лабораторные занятия интегрируют теоретические и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Таким образом, решаются наиболее актуальные задачи современной школы: - научить учиться, - научить видеть проблему и находить пути её решения, - научить самостоятельно принимать решения и делать правильные выводы, -развивать исследовательские навыки учащихся. Лабораторные работы прочно вошли в практику нашей учебной деятельности. ________________________________________________________________________ ¹Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. – М., Дрофа, 2004, с.5. ²Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы. М., Дрофа, 2001, 3.4. ³Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М., Мнемозина, 2009, с.4. Кратко остановимся на общих правилах проведения лабораторной работы. 1. Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающие новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся. 2. Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности. 3. Задания могут быть различными: исследование какого-то частного вопроса или исследования обобщающего характера. 4. Лабораторным занятиям может быть посвящён весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием. 5. Задание должно включать этапы исследования: - наблюдение и изучение фактов и явлений; - выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию; - выдвижение гипотезы; - построение плана исследования; - выяснение связей изучаемого явления с другими; - проведение лингвистического эксперимента; - решение лингвистических задач; - обобщение результатов и формулировка вывода. 6. Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы: 1) подготовительный этап, включающий повторении теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней; 2) проведение лабораторной работы: - чёткое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся; - оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся; - самостоятельное выполнение лабораторной работы. Важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы; - подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом. Приведём в качестве примера фрагмент урока. Урок русского языка в 8 классе. Тема. Тире между подлежащим и сказуемым. Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество. Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля; ученические тетради-справочники. Ход урока. I. Оргмомент. Сообщается тема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы. II. Проведение инструктажа. Знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока. Карточка-инструкция. 1). Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии). Н.Лаздан Я не учёный. Я поэт. Поэзия – моя судьба и сила. Поэма, ода и сонет – Вот лирики могучие светила. Светить – задача мудреца. Понятно всем, как дважды два – четыре. Слагать стихи – нести свой крест Творца. Поэт не Бог, Он – светофор, Регулировщик – Лира…¹ 2) Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения). 3) Определи, какими частями речи выражены главные члены. 4) Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащим и сказуемым, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице. Тире между подлежащим и сказуемым.
*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует. Примечание: «слабые» ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу. _________________________________________________________________________ ¹http: // www.stihi. ru III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем. Учащиеся заполняют таблицу и проверяют свою работу по проверочной карточке (выполняется на доске или проецируется на экран).
IV. Закрепление нового материала. Диктант «Проверяю себя». Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он – поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. (К.Г.Паустовский) Работа над деформированными предложениями. Пунктограмма «Тире между подлежащими и сказуемыми» часто встречается в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках). Задание: спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания. 1. Бедность не поро… 2. М…лчать потворств…вать злому делу. 3. Учен…е свет а неучен…е тьма. 4. Знания в юности это мудр…сть в старост… 5. Ж…знь как страшный сон. 6. Ж…знь прож…ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тире здесь ставится, так как не относится к дополнению «лапти», а не к сказуемому «сплести»). V. Развитие речи. (Творческая работа выполняется учащимися дома). - Вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему любой из указанной пословиц.- Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении? (Рассуждение) 5 - Какова композиция текста-рассуждения? (Тезис – доказательства – вывод). VI. Рефлексия. Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы «Заморочки из бочки»: 1. И подлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а тире не поставлено. Почему? (Есть частица «не» или сравнительный союз) 2. Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное, но тире между ними стоит. Почему? (Логическое ударение падает на местоимение). VII. Подведение итогов работы, запись д/з, оценки. Как видим, на данном уроке лабораторное занятие занимает часть урока и позволяет - усвоить теоретический материал, анализируя языковые факты; - совершенствовать навыки научно-исследовательской деятельности; - самостоятельно делать выводы. Основная цель обучения русскому языку в старших классах – формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях с целью подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Как следует из опыта работы, основную трудность представляют задания, связанные с культурой речи и нормами современного русского литературного языка. Такая активная форма обучения, как лабораторная работа, позволяет решать множество задач одновременно: формирует умение анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковой материал, обобщать результаты исследования, делать выводы. Приведём содержание лабораторной работы по теме: «Культура речи и нормы современного русского литературного языка»в 10 классе. Цели: -совершенствовать у учащихся правильную речь на основе понятия нормы; - помочь учащимся осмыслить связь культуры речи и языковой нормы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы; - научить ориентироваться в языковых средствах для создания текста научного стиля. Оборудование: Ожегов С.И. Словарь русского языка. «Советская энциклопедия», М., 1972 Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник. «Наука», Ленинград, 1973 Рахманова Л.И. Трудности русского языка. Словарь-справочник журналиста. М., 1974 Ход выполнения лабораторной работы
Материалы к лабораторной работе.(Приведём в качестве примера один из вариантов). Вариант 1. 1. – Ты чего это ходишь? – спросил Пека, подъезжая к ней. – На природу интересуешься, да? - На природу. - Ну дак ты вот что… Знаешь-ко, куда сходи? К Косухину полю. Там толсто черёмухи – я вчерась весь объелся.¹ 2. Полоскает – полощет, верба – верба, гектар – гектаров, компас – компас, дубрава – дуброва, собрала – собрала. _________________________________________________________________________¹Абрамов Ф. Братья и сёстры. М., «Художественная литература». 1994, с.69. Оценочный лист.
Следует отметить, что в учебниках по русскому языку С.И.Львовой, В.В.Львова содержится очень много заданий подобного рода в разделе «Культура речи», расположенном после изучения каждой части речи. Это готовы материалы для проведения лабораторных работ. Приведём примеры из учебника для 6 класса.¹ Упражнение 534. Определите, в каком случае вместо пропуска нужно вставить глагол одеть, а в каком – надеть. Чтобы выполнить это задание, обратитесь к толковому словарику.² 1) … - платье, маску, юбку, джинсы, майку, ветровку, кроссовки, туфли. 2) … - ребёнка, куклу, больного, его, сына, Диму, бабушку, манекен, младенца. Упражнение 601. По словарику «Говорите правильно»³ уточните постановку ударения в следующих деепричастиях. Помните, что найти деепричастие можно в словарной статье соответствующего глагола. Начав, подняв, создав, приняв, поняв, заняв. _________________________________________________________________________ ¹Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в трёх частях. «Мнемозина» Москва 2008. ²Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. Толковый словарик, с.30. «Мнемозина» Москва 2008. ³Там же, Словарик «Говорите правильно», с.74. Достоинство учебников Львовой С.И., Львова В.В. в том и состоит, что они, помимо богатого, разнообразного материала по развитию речи, культуре речи, помогают с 5 класса развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, то есть именно те навыки, которые составляют главные принципы лабораторной работы. Подведём итоги. Уроки в форме лабораторной работы могут обеспечить следующие цели: 1. Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи. 2. Включение полученных теоретических знаний и приобретённых умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку. 3. Воспитание самостоятельности: - развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал; - совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения. 4. Приобретение навыков библиографической работы. 5. Развитие лингвистического мышления. 6. Совершенствование исследовательских навыков. Литература. 1. Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. – М., Дрофа, 2004 Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы. М., Дрофа, 2001 Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М., Мнемозина, 2009 2.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в трёх частях. «Мнемозина» Москва 2008. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. «Мнемозина» Москва 2008. 3.Горбачевич К.С. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник. «Наука», Ленинград, 1973 Ожегов С.И. Словарь русского языка. «Советская энциклопедия», М., 1972 Рахманова Л.И. Трудности русского языка. Словарь-справочник журналиста. М., 1974 4. Абрамов Ф. Братья и сёстры. М., Художественная литература. 1997 5. Худякова Л.А. Уроки русского языка в форме лабораторной работы. «Русский язык в школе» №1, 2005 год. Интернет – ресурсы. 1. http: // www.stihi. ru Заявка 1. Название работы, подаваемой на конференцию «Лабораторная работа как форма проведения уроков русского языка» 2. Название секции Методические проблемы изучения русского языка и литературы____ 3. ФИО участника конференции Аннина Галина Сергеевна_____________________________________ 4. Место работы, адрес, телефон МОУ «Верхне-Кушумская СОШ», село Верхний Кушум, телефон: 8 (845) 64-4-67-24 8 (845) 64-4-67-52_________________________________________________________ Дата заполнения заявки ____________________________________________________ Подпись _________________________________________________________________________ Первая муниципальная научно-методическая конференция «Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации» Секция «Методические проблемы изучения русского языка и литературы» Лабораторная работа как форма проведения уроков русского языка Аннина Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Верхне-Кушумская СОШ» 2011 |