Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Заозёрная средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании МО
Протокол №____от_________ 2013г.
| Согласовано
Заместитель директора по УВР ______________Любкина В.В.
«_____»__________2013г.
| Утверждаю
Директор _________Гартман М.Э.
Приказ №_____от_______2013г.
| Рабочая программа по
литературе
для учащихся 5 класса
базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе :
программы по литературе для 5—11 классов (базовый уровень) авторов В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина.
Составитель: Крайбер Т.А.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
с. Михайловское
2013
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы по литературе для 5—11 классов (базовый уровень) авторов В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина.
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Программа для 5 класса рассчитана на 102 часа при 3 часах в неделю.
Состав УМК:
Программы общеобразовательных учреждений. Литература.5—11 классы(Базовый уровень) 10—11 классы (Профильный уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации 9-е издание Москва «Просвещение» 2007
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.1/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.- 12-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.
Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.2/ В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.- 12-е изд., перераб.-М.:Просвещение, 2010.
Формы организации учебной деятельности: урок, беседа.
Формы текущего контроля: опрос, тестирование, сочинение, чтение с комментированием, чтение наизусть.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
• изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Тематический поурочный план
| Содержание (раздела, темы)
| Дата
| Форма контроля
| Примечания
|
| По плану
| Фактически
|
| 1 четверть
|
|
|
|
|
| Введение
|
|
|
|
|
| Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся
|
|
|
|
|
| Устное народное творчество
|
|
|
|
|
| Устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Исполнители фольклорных произведений.
|
|
|
|
|
| Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки» колыбельные песни.
|
|
|
|
|
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой
|
|
|
|
|
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники.
|
|
|
|
|
| Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок
|
|
|
|
|
| «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли
|
|
|
|
|
| Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки
|
|
|
|
|
| Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.
|
|
|
|
|
| Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках
|
|
|
|
|
| Р.р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки».
|
|
| Домашнее сочинение
|
|
| Из древнерусской литературы
|
|
|
|
|
| Возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
|
|
|
|
|
| «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. «Прошлое должно служить современности!»
|
|
|
|
|
| Из русской литературы XVIII века
|
|
|
|
|
| Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы
|
|
|
|
|
| М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.
|
|
| Сочинение-миниатюра
|
|
| Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)
|
|
|
|
|
| И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали
|
|
| Чтение наизусть басни «Волк на псарне»
|
|
| И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали
|
|
| Чтение наизусть басен. «Ворона и Лисица» или «Свинья под Дубом»
|
|
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.
|
|
|
|
|
| Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.
|
|
|
|
|
| В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».
|
|
| Чтение наизусть фрагментов сказки
|
|
| «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета
|
|
|
|
|
| В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады
|
|
|
|
|
| А.С.Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
|
|
|
|
|
| Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок
|
|
| Чтение наизусть отрывка по выбору уч.
|
|
| Письменные ответы или тестирование по разделу “Из русской литературы 18 века”
|
|
| Тестирование
|
|
| А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки
|
|
|
|
|
| Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.
|
|
|
|
|
| Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
|
|
| Домашнее сочинение
|
|
| | |