Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 159.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.05.2014
Размер159.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок музыки "Русская народная песня"
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа.

Задачи:

  • закрепление и обобщение знаний о русской народной песне.

  • развитие вокально-хоровых умений и навыков учащихся.

  • пробуждение и поддержание интереса к народным традициям и русской музыкальной культуре.

Оборудование: портрет М.И. Глинки, иллюстрация русской пляски, инструментов

Эпиграф:

«На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!»
С. Есенин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети входят в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

Дети: Колокольный звон.

Учитель: Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

Дети: «Русская народная песня».

Учитель: У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не

нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?

Дети: а capella.

Учитель: Какую песню мы исполняли а capella?

Дети: «Со вьюном я хожу».

III. Основная часть.

Распевание.

«Со вьюном я хожу», пение 1 куплета. Работа над плавным звуковедением.

Учитель: Какой еще прием мы использовали в исполнении этой песни?

Дети: Канон.

Исполнение: 1 куплет – пение с солистом, 2 и 3 куплеты – каноном. Анализ и оценивание пения.

Учитель: Персонажи русской песни пашут. Сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев!

В процессе изучения с многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы.

Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названиями.( исторические, трудовые, плясовые, лирические, частушки, хороводные, свадебные и др.)

Исполнение песен.

В процессе игры «Назови жанр», учитель просит привести примеры знакомых песен в каждом жанре. Некоторые песни по выбору учителя или детей исполняются в классе.

  • Русская народная песня «Ах, вы сени, мои сени». Девочки, накинув на плечи разноцветные шали, исполняют песню на оценку.

  • Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». Исполняют мальчики.

Учитель: Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, которая объединяет все русские песни. Если вы ее назовете, вас ждет сюрприз!

Как только дети называют эту черту, на слайде у корней березы появляется слово «ПЕВУЧЕСТЬ», и звучит песня «Во поле береза стояла».

Учитель: Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне. Скажите, в каком произведении русского композитора эта песня получила свое второе рождение?

Дети: В четвертой симфонии П.И. Чайковского.

Слушание музыки.

Учитель: Не перечислить всех превращений народной песни! Преображенная композитором, мастером своего дела, она сверкает новыми гранями, удивляет своей красотой и задором! Так из маленькой плясовой возникла симфоническая музыка. Автор этого чуда – русский композитор М.И. Глинка. Он говорил: «Сочиняет музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее».

  • Русская народная песня «Камаринская»

  • «Камаринская», фрагмент фантазии для симфонического оркестра М.И. Глинки.

Проводится сравнительный анализ двух произведений.

Учитель: Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и подлецам, и лентяям. Что это за песни?

Дети: Частушки.

Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.

IV. Проверка выполнения домашнего задания.

Дома ребята подобрали частушки и выучили их.

  • Исполнение частушек.

  • Оценивание пения.

V. Итог урока.

Учитель: Народная песня. Это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока, И свободна, и гремуча, И привольна, и звонка!

Остается только удивляться, насколько талантлив народ, который создает такие красивые песни! Не менее талантливы и вы, дети. Поэтому домашнее задание для вас будет творческим: сочинить частушки о себе, своих друзьях, своем классе.

Конспект  урока :

Цель  урока : познакомить детей с музыкальной культурой  русского  народа на примерах  русских   песен .

Задачи:

  • формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

  • развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

  • пробудить желание научиться играть на  русских   народных , шумовых музыкальных инструментах;

  • учить слушать  музыку ;

  • грамотно, эмоционально петь, передавая характер  песни  через собственное исполнение.

Оборудование: музыкальный центр, грамзаписи, тексты  песен , иллюстрации березы, карточки (словарь эстетических эмоций, определяющий характер звучания, изображение  народных инструментов), репродукция картины В.Васнецова “Гусляры”, шумовые инструменты, балалайка, фортепиано, стихотворение С.Васильева “Россия… как из  песни  слова”, кроссворд “Жанры песен ”.

 Песни : “С чего начинается Родина?” (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)

“Дон-Дон”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”, “Светит месяц”, частушки ( русские   народные   песни ).

Ход  урока :

Эпиграф

“Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин.

Вход учащихся в класс (звучит  песня  “С чего начинается Родина”)

Оргмомент.

Вступительная беседа.

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

“Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово, 
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье,  русская  душа.
Люблю тебя, моя Россия, 
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют 
Одним широким словом “Русь”.

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент,  народные  инструменты и, конечно же, свои  песни .

 Русские   народные   песни  создавали  народные  певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова  песен  передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).

Первые записи  народных   песен  появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники  русских   песен .

 Народная   песня  играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих  песен  мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только  народные   песни , но и композиторские. Ребята, почему одни  песни  называют  народными , а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ:  народные  сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на  народных  инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и  музыкой .

О чем мы узнаем в  песнях ? (Из  песен  мы узнаем о жизни  русского  народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по  песням  мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды  народных   песен  и называют жанрами  народных   песен .) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти  песни  являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на  уроке  мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими  народными  песнями .

Знакомство с детскими  народными   песнями .

 Песни  – игры: “Идет коза”, “Петушок”, “Козлик”, “Во саду ли в огороде”, “Горелки”, “Катай каравай”.

Разучивание  песни  “Дон-Дон”

Legato (слова  песни  исполнять на одном звуке плавно, связно)

Non legato (слова  песни  исполнять, подчеркивая каждый звук)

Staccato (слова  песни  исполнять отрывисто каждый звук)

Знакомство с плясовыми, хороводными  песнями .

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните с какой  русской   народной   песней  вы познакомились в первом классе на  уроках   музыки .

Наряд ее мягкий, чудесен, 
Нет деревца сердцу милей, 
И сколько задумчивых  песен  
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)

Береза – любимое дерево всех  русских  людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?

Загадки: На полях девчонки

В белых рубашонках, 
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

Стихи: “Береза” С.Есенин, “Люблю березу русскую” А.Прокофьев.

Песни: “Шум берез слышу…” муз. К. Орбеляна, сл. В. Лазарева, “Скажи, скажи, березонька” муз. Н. Кирильченко, сл. В. Бокова.)

Представление песни “Во поле береза стояла”

(Вспомнить мелодию, слова песни, ритм, темп.)

О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

Какой в  песне  ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Исполнение  песни  (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Знакомство с  русской   народной   песней  “На горе-то калина” (Раздается текст песни)

Исполнение песни учителем.

Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова (Калина, малина)

Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)

Это характерно для  русских   народных   песен . Песням распевы придают плавность и неразрывность.

Разучивание песни с движениями.(Ка-ли-на, ма-ли-на)

Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов)

Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)

Что вы заметили в мелодии песни? (Повторение)

Исполнение  песни  с плясовыми элементами.

Можно, ребята, и по другому исполнить эту  песню . В  русской   народной   песни  есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.

Давайте исполним  песню  так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.

 Песня  бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

А кто знает, что такое частушка? (От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Сегодня на  уроке  у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Текст частушек:

Не смотрите так, девчонки, 
Мы не заволнуемся,
Мы поучимся на славу 
И посоревнуемся.

Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.

Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой, 
И в учебе все в порядке – 
Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела, 
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.

Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

Знакомство с текстом. Исполнение частушек в сопровождении балалайки.

 Русские   народные  инструменты.

На Руси издавна не только сочиняли прекрасные  песни , но и еще любили играть на  русских   народных  инструментах. Представление  русских   народных  инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок. (Показ карточек с изображением народных инструментов)

Загадки:

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон 
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Морщинистый Тит 
Всю деревню веселит. (Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным. (Рожок)

Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (Свирель)

Слушание  русской   народной  плясовой  песни  “Светит месяц”.

Ребята, обратите внимание на то, какие инструменты исполняют эту  песню  (инструменты  русского   народного  оркестра).

Исполнение  песни  “Светит месяц” (Всему классу раздаются  народные  шумовые инструменты).

Подведение итогов  урока .

Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего  урока  ознакомились с творчеством  русского  народа. Что же вы узнали? (Что есть  народные  и композиторские  песни , чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что  русские   народные   песни  разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими  песнями ; познакомились с русскими   народными  и шумовыми инструментами.)

Заключительное слово учителя.

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя  песня , где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш  русский , наш вечный, наш гордый народ.

Оценивание ответов.

Домашнее задание кроссворд “Жанры  песен ” (Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия пяти жанров  русских   народных   песен .) “рис.1

Спасибо! До свидания!

Уход учащихся (звучит  песня  “С чего начинается Родина?”)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск