Скачать 34.27 Kb.
|
Эссе Мой первый урок русского языка Информация об авторе работы Сивкова Людмила Борисовна, 40 лет учитель русского языка и литературы МОУ Пахотно- Угловская средняя общеобразовательная школа Бондарского района Тамбовской области, Период работы – 18 лет (8) (47-534) 45-3-35 e-mail p07sss@yandex.ru Я сама училась в этой школе. Здесь мечтала педагогом стать, А сегодня пальцы, сжав до боли, Свой урок, не знаю, как начать. Может быть, потом все будет просто, Но сейчас, в короткий этот миг, Тоненькая, маленького роста, Я сама стою как ученик. Скрипкина.Н. Учитель… Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь. Какими сумеешь вырастить и воспитать их? Чему научишь? Какой след оставишь в юных сердцах? Я смотрю в окно на белые сугробы, на сосны – великаны, на спешащих на работу людей, на резвящуюся детвору и думаю о бесконечности прекрасного мгновения, о суете, о серой и яркой стороне человеческого бытия. Я не жалею, что много лет назад выбрала профессию учителя и приехала в чудесный лесной поселок со звучным названием Первомайский. И свой первый школьный урок никогда не забуду. …Первое сентября теперь уже такого далекого 1992 года. Праздник Знаний, море цветов. Тщательно отглажен строгий костюм, уложены волосы, а… сердечко в волнении замирает. В тот день многое для меня было впервые: линейка, на которой нас представляли как молодых учителей, новый школьный коллектив. И вот прозвенел звонок на первый урок. Вспоминаю, как впервые открыла дверь класса… Звонкие голоса ожидающей детворы, мой нетвердый голос, и чувство огромного волнения – не вижу линии строк, Тридцать пар внимательных глаз взволнованных пятиклашек с интересом смотрят на меня. И усилием воли заставляю себя думать, слушать, говорить. Первая моя лекция о богатстве и красоте русского языка (такой обычно бывает первая тема урока) закончилась на удивление быстро. Затем мы вместе восторженно и наперебой говорили о великом и могучем русском языке! Цитировали Тургенева, записывали высказывания Паустовского, составляли кроссворды. Бросила взгляд на часы. Сорок минут! Пора завершать урок. В заключении я решила прочитать известное стихотворение А.А. Ахматовой: Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор – к смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней - царственное Слово. Запомнился взгляд одной ученицы с первой парты. Внимательные глаза, в который отражался молчаливый, активный процесс познания. …Звонок, как всегда, неожиданный, срывает моих учеников с места. Дневники для оценок... И вдруг вопрос: «А Вы завтра к нам придёте? Вы обязательно приходите, Вы нам понравились!» Что ж, для первого урока, это высокая оценка. А в учительской меня ждали коллеги с поздравлениями. Мой эмоциональный рассказ о первых впечатлениях неожиданно прерывается стуком в дверь. Это библиотекарь Вера Александровна. - Людмила Борисовна, простите, пожалуйста, Стихотворение какого поэта вы читали на уроке?. А то Анечка Р. сейчас пришла в библиотеку и говорит: «Дайте мне, пожалуйста, почитать стихи Лохматова», а я что- то поэта с такой фамилией не припомню. От Пушкина, Лермонтова, Некрасова она отказалась сразу. «Нет,- говорит, - мне нужны только стихи Лохматова». А поэтов с длинными волосами я что- то и не вспомню сразу. Кто же это?» Когда ясность была внесена и все поняли, что Лохматова – это поэтесса Ахматова, то долго смеялись. А все волнения куда- то ушли. Казалось, что в школе я работаю уже давно и эти люди - мои давние знакомые. Вот так прошел мой первый урок. Вспоминая его, я с благодарностью думаю о пятиклашках. Ведь чуткость и помощь тех, к кому я пришла, улыбка, объединившая нас, помогли мне начать мою учительскую жизнь. Тогда, наверное, впервые я начала понимать, что отношения учителя и ученика – это радостная дружба, полная фантазии и доверия. И если ребенок увидит открытое сердце учителя, то с любопытством и единством войдет в мир науки и начнет жить в этом мире жизнью, наполненной свободой и счастьем познания истины. Потом было все: и самовыражение, и самоутверждение, и радость совместных побед, и горечь поражений. И сейчас, спустя годы, я понимаю, что каждый урок должен проходить на эмоциональном подъёме всех душевных и творческих сил учителя. Только такие уроки помогут детям раскрыться, поверить в себя. А учителю, увидевшему в детских глазах вспыхнувшую искорку познания, весь мир покажется прекрасным, и вновь захочется творить, выкладываться до конца, до донышка. «Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз верю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства. Об этом судить моим ученикам… Прошло уже много лет, но каждый август я снова начинаю готовиться к первому в новом учебном году уроку, ведь он вновь должен быть первым и незабываемым. |