Скачать 27.39 Kb.
|
Матвеева Яна Леонидовна Эссе «Моя педагогическая философия» Героиня одной из повестей Виктории Токаревой «Своя правда», учитель начальных классов, в минуту усталости и отчаяния говорит: «Всё! Больше не могу! Ухожу в дворники! По крайней мере, ясно: зимой снег – сгребаешь снег, осенью листва – убираешь листву. А тут каждый день проблемы!». Кому из учителей не знакомо это состояние! Бывает трудно, порой обидно, и кажется, ты слаб и беззащитен, и ничего уже не хочется делать, просто опускаются руки … Но так уж устроен человек, что трудное преодолевается легче, когда понятно, во имя чего оно – это трудное – делается. Осознание мною большой общественной значимости профессии учителя – не громкие слова. Это мощная предпосылка постоянного творческого развития, инициативы, смелости в принятии решений, роста личной ответственности за то, как работаешь. Я – тот, от кого зависит, что рассказывают ребята и их родители о школе, где они учатся. А если только приехали в город – о городе, в котором теперь живут и получают образование. Я – тот человек, который учит ребят грамотности, умению рассуждать, высказывать свои мысли, такие разные порой. Пока ребята учатся в школе, все, что происходит с ними в школе, задумывается и организуется нами, учителями. От нас зависит эмоциональная атмосфера, гуманность, настрой детей на радость познания. Первое сентября 2001 года. Я в 1-й раз переступила порог школы, в которой работаю с тех пор, как получила диплом с указанием желанной специальности – «учитель русского языка и литературы». Десятый сентябрь… И уже не думаешь о том, как быстро летит время, сколько пытливых детских душ прошло через твои руки – руки учителя, который как мастер на гончарном круге вылепливает из них людей, настоящих людей! Мои теперь уже взрослые выпускники как-то при встрече сказали: -Яна Леонидовна! Как важно еще в школе определиться с выбором дела, которому посвятишь жизнь, не ошибиться с выбором профессии. -А вот учителями, наверное, рождаются,- ответила я. Сколько себя помню, всегда хотелось стать учителем. И не изменила своему желанию даже тогда, когда в 9-ом классе в традиционном сочинении на тему «Моя будущая профессия» написала: «А я хочу быть бухгалтером». Слукавила, конечно, боялась, что учителем быть не очень достойно. Но никто тогда не знал, что я уже с начальных классов прохожу «подготовительный этап», перед тем как выбрать профессию учителя. Играла в школу почти каждый день: я – учитель, ученики – сначала куклы, потом малыши из нашего двора. Желание стать именно учителем русского языка и литературы появилось у меня со знакомства в 10-м классе с преподавателем этих предметов – Смысловой Верой Григорьевной. Как сейчас помню ее пытливый, ласковый взгляд. Как интересны были ее уроки, очень часто на уроках литературы мы ставили сценки. В моей семье учителем, только музыки, была бабушка. Она прекрасно играла на пианино и аккордеоне, но вот меня музыкальное направление не увлекло. И вот окончен вуз. Помню мой первый класс – 6Г, первых учителей-наставников, мастеров своего дела, мои первые попытки подражать им, поиски методичек с разработками уроков. Со временем поняла: ничего в точности нельзя повторить, ни по одной методичке не дашь свой урок. Дети другие. Да и каждый из нас как человек отличается от того педагога, достижения которого нам так хочется воспроизвести: другой жизненный опыт, другие обстоятельства, другие способности. Вот почему девиз моей работы - «Настоящий учитель тот, кто учится у всех и не подражает никому». Помните, как у Александра Сергеевича Пушкина: «И каждой осенью я расцветаю вновь…» Как это мне близко и понятно. С сентября начинается учительская жизнь, загруженная, суматошная и в то же время прекрасная. Прекрасная – это когда труд дает результаты, а ты сполна реализуешь себя. Нет, в дворники не пойду никогда! Именно потому, что в работе дворника все предсказуемо и ясно: «Зимой снег – сгребаешь снег, осенью листва – убираешь листву». А философия педагогического труда – в творческом, благоговейном служении ребенку. |