Скачать 82.15 Kb.
|
http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» Тема: «Алфавит, С. Маршак «Ты эти буквы заучи», В. Голявкин «Спрятался». Тип урока: «открытие» новых знаний. Цели: Образовательная цель: Осознавать алфавит как определенную последовательность букв. Деятельностная цель: Воспроизводить алфавит. Восстанавливать алфавитный порядок слов. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая. Учебно-методическое обеспечение и ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; презентация, учебник «Букварь. Часть 2. 1 класс» Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. Издательство «Вентана-Граф»,2012г., листы с самооценкой и заготовкой-моделью. Ход урока: I. Мотивация к учебной деятельности 1) Проверка готовности. 2) Организация внимания. 3) Общая установка на урок. II. Формулирование темы урока, постановка цели 1) - Что вы видите? (алфавит) - Назовите тему урока. 2) - На какие вопросы об алфавите, вы хотели бы получить ответы?
- Для достижения поставленных целей, какие правила нам необходимо соблюдать? 3) - Чем буквы отличаются от звуков? 4) Создание проблемной ситуации: - Чего больше в русском языке: букв или звуков? 5) Формулирование проблемы. - У нас появилась проблема. Что предстоит нам сейчас выяснить? III. Совместное исследование проблемы - Какие у вас есть версии решения проблемы? - Что мы знаем по этой проблеме? - Начнём с гласных букв, звуков. - Перейдём к согласным буквам, звукам. Назовите парные согласные по твёрдости-мягкости. - Назовите непарные согласные по твёрдости-мягкости. - Какие буквы не обозначают звука? - Так сколько звуков в русском языке? (41) - А букв? (33 и 2 знака) - Итак, сформулируем ответ на вопрос «Чего больше в русском языке: букв или звуков?» IV. Работа над алфавитом 1) – Откройте учебник на с.4 - Прочитайте алфавит. Обратите внимание на то, как называются буквы. - Так что такое алфавит? - Алфавит – это определённая последовательность букв. Порядок букв в алфавите нельзя менять. 2) - На Руси алфавит называли другим словом: азбука. - Кто-нибудь может объяснить, почему его так называли? - Слово «азбука» состоит из названий двух ее первых букв – аз и буки. Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и то же: расположение букв в определённом порядке. И самое главное: каждая буква имеет своё постоянное место и название! Это надо обязательно запомнить. 3) – Предлагаю сыграть в игру на внимание: надо прочитать алфавит, соблюдая условие: одну букву называть громко, другую - тихо. 4) – Как вы думаете, для чего необходим алфавит? - Алфавит необходим при составлении любых списков, при расстановке книг в библиотеке, для составления словарей, различных справочников каталогов; в регистратуре поликлиники при хранении карточек пациентов; при помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке 5) -Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов – работа в паре.) Маршак С., Драгунский В., Чуковский К., Голявкин В. - Сверьте сой результат с образцом. - Для чего нужны книги? (Читать - много знать.) - Верно. Кто много читает, тот много знает. - Как бы вы оценили себя в паре? Физпауза -А сейчас дадим отдых глазам: зрение надо беречь. V. Работа над стихотворением С. Маршак «Ты эти буквы заучи...» 1) Чтение стих. С.Я.Маршака учителем - Как называется это произведение? 2) - Определите жанр произведения. 3) - Прочитайте 1 вопрос. Как вы понимаете слова С.Маршака «три десятка с лишком»? Что это значит? - Прочитайте 2 вопрос. Что автор называет ключами к книжкам? 4) «Жужжащее чтение». 5) Расстановка пауз в соответствии со знаками препинания, постановка логического ударения. 6) Выразительное чтение. а) обговаривают критерии оценивания чтения б) работа в парах в) оценивание по предложенным критериям:
г) заслушивание нескольких пар 7) - Прочитайте 3 вопрос. Как вы думаете, почему буквы – это ключи? 8) Выступление подготовленного ребёнка с рассказом о С.Я. Маршаке Физпауза Потрудились – отдохнем. Встанем - глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо, поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили. VI. Работа над произведением В. Голявкина «Спрятался». 1)Чтение сообщения на с.6 хорошо читающим учеником. 2) - Данный рассказ ребята читали по ролям. Почему? - Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами. - Прочитайте название произведения. - Рассмотрите иллюстрацию внизу. - По названию и иллюстрации определите, что случится? Как будут развиваться события? 3) - Сейчас мы сможем проверить правильность ваших предположений. Ребята будут читать текст, ваша задача внимательно их слушать. 4) Чтение 1 части текста подготовленными детьми. 5) - Как вы думаете, куда пошёл Витя? 6) Чтение 1 части текста подготовленными детьми. 7) - Наши предположения о развитии событий оправдались? 8) - Определите жанр и тему произведения. 9) - Понравился вам рассказ? Чем? 10) Повторное чтение вслух по предложениям. 11) – Кто герои этого произведения? (автор, рассказчик, Витя). - Прочитайте 1 вопросительное предложение. - Что ответил Витя? Как это следует читать? - Прочитайте 2 вопросительное предложение. - Что ответил Витя? - Подумайте, с какой эмоцией в голосе ответил Витя. - Как это следует читать? Кто может передать при чтении те чувства, которые испытывал Витя? - Почему вначале рассказа Витя отвечал громко и уверенно, а в конце рассказа грустно и тихо? 12) - Прочитайте 1 вопрос. Как вы думаете, почему Витя спрятался под кровать? - Рассмотрите данные модели. Верно ли указан порядок эмоций и чувств Вити на протяжении рассказа? - Обоснуйте свою точку зрения. - Прочитайте 2 вопрос. Как бы вы поступили на месте Вити? - Какое у вас отношение к Вите? Вызывает симпатию у вас Витя? - В вашей жизни бывали подобные истории? 13) - Чему хотел нас научить Виктор Голявкин? (Всегда надо говорить правду, т.к. тайное всегда становится явным.) - У писателя Виктора Драгунского есть рассказ под названием «Тайное становится явным». 14) – Самостоятельно выполните обложку к данному произведению. - Сверьте свою обложку с образцом. 15) - Составим аннотацию, краткое передадим текст, чтобы заинтересовать своего друга, который не читал это произведение. Начните аннотацию словами: «Этот рассказ о…..» 16) - Заглавие этого произведения отражает тему или идею? - Подумайте, чем закончится эта история. 17) Выступление подготовленного ребёнка с рассказом о В.Голявкине VII.Рефлексия - Дайте самооценку по схеме. Сегодня на уроке:
- Используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый, оцените свою деятельность на уроке. V. Домашнее задание Выучить алфавит, расставить книги в домашней библиотеке по алфавиту. Использованная литература: Учебник «Букварь.1 кл. Часть 2.» Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова. Издательство: «Вентана-Граф»2012г «Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения» Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Издательство: «Вита-Пресс» 2012г. http://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве» |