Скачать 35.42 Kb.
|
Тема: Дополнение Тип: объяснение нового материала Цели: образовательная: познакомить учащихся с видами второстепенных ЧП по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство; научить находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения, определять их вид (прямое или косвенное) и способы выражения воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности, развитию культуры читателя, бережному отношению к слову, интереса к публицистическому тексту, формировать гражданскую позицию учащихся, воспитывать любовь к родине. развивающая: научить использовать в речи прямые и косвенные дополнения для более подробного описания предмета или действия; способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков. Оборудование: таблица «Дополнение», «Прямое и косвенное дополнение», толковый словарь русского языка, распечатанные тексты, задания для групп. Ход урока.
Правило «Тире между подлежащим и сказуемым». 2 – правило о том, когда тире не ставится. Упражнение 119 (выборочно). Правило – в парах.
? – исследование материала на с.60 – 61 и ответы на вопросы по ним ? – роль второстепенных ЧП. ? – записать предложение, найти второстепенные ЧП, объяснить орфограммы: Для России литература – точка отчета, символ веры, идеологический и нравственный фундамент. ? – повторение сведений о дополнении (таблица на доске). ? – изучение материала примечания 1 на с.62 - 63; - запись схемы в тетрадь Дополнения Прямые Косвенные Сущ. в винит.падеже все остальные без предлога # любить книгу # писать сердцем ИЛИ Сущ. в родит.падеже без предлога при отрицании # не принес книг ? – устно 2-3 человека рассказывают правило
- упражнение 122 (выборочно устно и письменно). Не всегда дополнения употребляются правильно (с эти будет связано домашнее задание). Исправить словосочетания и фразеологизмы: - играть бирюльками - строить замки в песках - бить в тревогу - мимика лица - компот ассорти - аплодировать в ладоши - коллеги по работе 7. Работа с текстом по группам РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Язык кла(с,сс)иков – это ун..версальный язык, основа(н,нн)ый на абсолютных це(н,нн)остях. Русская литература золотого XIX века стала (не)ра..членимым единством, некой т..пологической общностью, перед к..торой отступают различия между отдельными писателями. Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отгранич..вающую российскую словес(?)ность от любых других, - напряже(н,нн)ость духовного поиска, или народ..любие, или рел..гиозность, или целомудренность. Впрочем, с таким же – если не большим – успехом можно было бы говорить не об ун..кальности русской литературы, а об ун..кальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую свяще(н,нн)ую нац..ональную собственность. Задеть кла(с,СС)ика – все равно что оскорбить родину. (П.Вайль, А.Генис. Родная речь) Класс: Какие слова или выражения непонятны. Стиль речи (доказать) – таблица на доске Тема и идея текста. Дополнения прямые и косвенные (абзацы – по вариантам). Морфологический разбор существительного. 1 группа: Перепишите высказывание, расставляя знаки препинания. Выразите свое согласие или несогласие с ним, приведите не менее 3-4 аргументов, подтверждающих вашу точку зрения: «Любовь к Родине начинается с семьи» (Френсис Бэкон, английский философ, государственный деятель XVII века). Выделите дополнения. 2 группа: Напишите, как вы понимаете смысл слов и выражений патриотизм, малая родина, ностальгия. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем. Составьте словосочетания или предложения со словами. Выделите дополнения. 3 группа: Расскажите о своей любимой книге. Напишите ответ в виде рассуждения. Выделите дополнения. 4 группа: Опишите свое любимое место в городе или области. Выделите дополнения. 5 группа: Прочитайте описание ситуации и напишите, как бы вы поступили, оказавшись в подобном положении. Выделите дополнения. Необходимо провести субботник для благоустройства территории микрорайона. Что сказать одноклассникам, чтобы привлечь их к этой работе? 6 группа: Выпишите слова с орфограммами. Из последнего абзаца выписать по одному словосочетанию с прямым и косвенным дополнением. Проверка (по одному из группы), у некоторых – собрать.
Правило «Тайна имени» (девочки) Упражнение 122 (выборочно) |