Скачать 50.85 Kb.
|
Тип урока: урок-ярмарка. Цель урока:
Оборудование урока: таблицы старинных мер, торговые палатки, прейскурант цен для палатки самообслуживания, товар по тексту задач (игрушки), тексты задач на каждого ученика, игра «Квартет» (5 экземпляров), старинный сундук для свитков. Участники урока: ученики 5-го класса в костюмах крестьянских детей 19-го века (цветные кофты, рубашки, у девочек ленты), два купца (в сапогах, жилетках, с часами на цепочке), 3 дочери первого купца (на плечах шали, на голове ленты), 4 торговца (за стойками палаток, в цветных рубахах и кепках). ХОД УРОКА Учитель объявляет тему и цель урока. Рассказывает, что такое ярмарка прошлого века. Ярмарка прошлого века СТУК В ДВЕРЬ (входят купцы и 3 дочери 1-го купца). Купцы (вместе): Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! 1-й купец: Сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем вас - приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления. 2-й купец: Будет куплен весь товар, получите награду по заслугам. Учитель: Но, простите, уважаемые купцы! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар, ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц. 2-й купец: А поможет вам в этом волшебный сундук. 1-й купец: И мои дочери, которые получили хорошее домашнее образование. Учитель: Ну что ж, ребята, откроем сундук. Что же там? (Приглашает двух ребят вытащить из сундука свитки таблиц мер длины, веса, денег). МЕРЫ ВЕСА Ласт = 72 пудам = 1,2 т Кадь = 14 пудам = 230 кг Берковец = 10 пудам = 1,64 ц Пуд = 40 фунтам = 16 безменам Фунт = 454 г Безмен = 96 золотникам = 409,5 г Золотник =4,3 г МЕРЫ ДЛИНЫ Миля = 1600 м Верста = 500 саженям = 1,07 км Сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2,13 м Аршин = 4 четвертям = 16 вершкам = 28 дюймам = 71, 12 см Дюйм = 10 линиям = 2,54 см Линия = 10 точкам = 2,54 мм ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ Рубль = 2 полтинам Полтина = 50 копейкам Пятиалтынный = 15 копейкам Гривенник = 10 копейкам Алтын = 3 копейкам 2 деньги = 1 копейке Грош = ½ копейки Полушка = ¼ копейки Учитель: Ребята, эти таблицы (называет их) помогут нам переводить старинные меры - в современные. Купцы помогают учителю разместить плакаты на доске и раздать таблички по группам. Выступают дочери купцов. Старшая дочь: Рассказывает о старинных мерах веса, поясняя таблицу. Средняя дочь: Рассказывает о старинных мерах длины, поясняя таблицу. Младшая дочь: Рассказывает о старинных деньгах, поясняя таблицу. Учитель: Благодарим вас, красны девицы. А какая же ярмарка без шутки, веселья, песен. Группа девочек 5-го класса исполняет русскую народную песню. 1-й торговец: (палатка «овощи-фрукты») Добры молодцы, красны девицы, Вы на ярмарку пришли, Много денег принесли, А мы товару припасли. Покупая наш товар, знай: Там задача ждёт тебя. Да! Учитель: Ребята, покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей. Откройте тетрадь, запишите число. Решать можно группой и индивидуально. За решение задачи получите жетон. 2-й торговец (палатка «самообслуживание»): Продаётся зоосад: 2 цыплёнка, 5гусят. Дети решают. Товар продан. 1-й торговец: В нашем краю, словно в раю: Рябину, грибы корзиной бери… Кладу на весы 2фунта еды. Покупай грибы. За фунт плати полтину. 3-й торговец (палатка «ткани-одежда»): Продаётся модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет? 4-й торговец (палатка «рыба-мясо»): Продаётся чебак на золотой цепочке. 1фунт чебака стоит 4 гривенника, за цепочку золотую заплатить надо 5 рублей с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар? 2-й торговец: Продаются в лесопарке 2 мышонка, 2 крота. Налетай, покупай! 1-й торговец: Капуста не пуста, сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 3 кг? 1 кг капусты стоит полтину. 1-й торговец: На прилавке остался лишь кочан весом 5 кг, да и цена 1 кг выше на алтын с 4 грошами. Придётся тебе покупать этот кочан! 3-й торговец: Папаха боярская с сапогами изношенными, вместе стоят без 4 грошей 6 рублей с полтиной. Покупай. Могу обмен устроить: за папаху давай 15 лаптей, а за сапоги 3. 4-й торговец: Продаётся курица 2 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые. Сом в 2 фунта, не простой – учёный. 1 фунт курицы стоит рубль с полтиной без 2 грошей. 1 фунт сома стоит рубль с 2 гривенниками. 2-й торговец: В клетке этой 2 ежа, мышки 2 и 2 ужа. 1-й торговец: В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продаю по 4 гривенника с двумя грошами за фунт, а другую половину – по полтине за фунт. 3-й торговец: Продаю хвост лисий. Отдам за 2 полтины с пятиалтынным или за 2 хвоста куницы с полушкой. Покупай лисий хвост. 4-й торговец: Продаётся налим с максой. 1 фунт налима стоит полтину с 4 алтынами, а макса стоит - 2 рубля без гривенника. Налим весит 10 фунтов, а макса – 2 фунта. 2-й торговец: В клетке 8 гусят. Заплати мне за пол столько 6 полтин и 10 гривенников и забирай гусят. 1-й торговец: Дневной рацион поросёнка: картофель - 10 фунтов, свекла - 2 фунта. Закупай овощей на 3 дня, если 2 фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы - алтын. Все торговцы: Товар продан, товар продан. Ярмарка закрывается. 2-й купец: Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы. Думаю, что ваш учитель вознаградит вас по заслугам. Учитель выставляет оценки, комментируя их. Учитель: Итак, ребята, где вы побывали? Дети: На ярмарке. Учитель: Каковы особенности русской ярмарки? Дети отвечают. Учитель: Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер? Дети отвечают. Учитель: Итак, ребята, вы ознакомились со старинной системой мер. А сейчас я выясню, хорошо ли её узнали. Поиграем в игру «Квартет». На каждую группу ребят раздаётся одна группа карточек. Учитель: Вам, ребята, необходимо узнать и назвать данную систему мер и назвать лишнюю единицу, не входящую в данную систему. Выполнившим, первыми задание – 5, а вторыми – 4. Игра «Квартет» а) на жёлтой бумаге в форме квадрата написаны меры веса: кадь, безмен, ласт, килограмм, пуд; б) на голубой бумаге в форме треугольника написаны меры длины: аршин, верста, миля, дюйм, метр; в) на розовой бумаге в форме кружка написаны старинные деньги: полушка, копейка, полтина, алтын, грош; г) на зелёной бумаге в форме прямоугольника написаны меры длины: миллиметр, метр, дюйм, километр, сантиметр; д) на белой бумаге в форме ромба написаны меры веса: фунт, тонна, килограмм, центнер, грамм. Учитель: Когда был осуществлён переход от старинных систем мер к современной метрической системе? Дети: Первый стандарт введён в 1926 году, а в 1981 году введён ГОСТ и международная система единиц СИ. Литература
|