Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 53.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.05.2014
Размер53.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Современные подходы к обучению русскому языку

в начальной школе.
Структура (и содержание) урока русского языка, по которой проводится большинство уроков в начальной школе как в сельской, так и в городской, давно превратилась в шаблон. Из урока в урок – одно и то же: минуты чистописания, орфографическая пятиминутка или работа над непроверяемым словом, лингвистический анализ, наблюдение над языковым явлением (или закрепительное упражнение), чтение правила, закрепление по учебнику.

Остальные этапы урока - самостоятельное списывание с доски, письмо под диктовку. Наиболее продуктивные упражнения задаются на дом. Многие не понимают способ его выполнения, отсюда – и низкое качество выполнения домашнего задания.

В последние 10-20 лет идёт активный поиск усиления практической направленности освоения русского языка, изучения его так, чтобы даже младший школьник в пределах возрастных возможностей мог свободно общаться на нём, осознанно отбирать средства языка, осваивать его красоту, лексическое богатство русской словесности. Уже в этом возрасте ребятам предстоит решать многообразные речевые задачи – задать вопрос, о чём-то сообщить, обратиться с просьбой, пригласить, поздравить, понять обращённую к ним речь (устную и письменную). А главное – начать читать книжки. Таковы цели и задачи изучения русского языка в школе. Актуальная из них – воспитать любовь к языку русского народа, научиться постигать с его помощью культуру, особенности национального характера, обретать духовно-нравственную основу гражданина, патриота.

Как же учителю реализовать на уроке эти задачи?

Мы привыкли к «воспитывающему обучению» - с помощью специально подобранных текстов патриотического или нравственного характера.

Но сегодня нужно другое: изучение самого языка, языка русского народа. Эта задача стала первоочередной в связи с тем, что идёт мощная экспансия со стороны английского языка. Появилась реальная угроза и для русского, и для других языков – оказаться поглощёнными английским.

Особенно заметна тревожная тенденция – желание родителей, чтобы их ребёнок обязательно изучал в школе только английский. Трудно – призовут на помощь репетиторов. Владеть английским стало престижно, ведь английский активно используется сейчас в деловой сфере, в рыночной экономике, в компьютерных технологиях. Отсюда и результаты: многие выпускники успешно сдают экзамены по иностранному языку, но обнаруживают полную беспомощность в формулировании своих мыслей при общении на русском языке.

Очень вредит общей языковой грамотности употребление полного языка в резко сниженном стиле. Дети с удовольствием переходят на общение с помощью жаргонизмов, нередко и нецензурных слов.

Огромна роль изучения русского языка в становлении духовно - нравственной личности. Язык связан с многовековыми духовными традициями, нравственными убеждениями, самосознанием, мудростью народа – своего создателя. Великий русский педагог К.Д. Ушинский отмечал: «Лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык ».

На уроках русского языка нужно пересмотреть работу с произведениями устного народного творчества, особенно с пословицами и загадками. Учителя используют их достаточно часто, но, к сожалению, практически все, как правило, подбирают ради закрепления орфографических правил. Ушинский говорил: «Мы учимся народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем который сохранён в пословицах, не знаем». Поэтому надо сначала выявить смысл пословиц, а затем обратить внимание детей на образность, краткость и ёмкость языка, выражающего этот скрытый смысл. Полезны упражнения в составлении пословиц из двух частей, дописывание их по концу или началу, подбор пословиц с синонимическими или антонимическими значениями.

При подборе загадок, которые также широко используются на уроках, приоритетным полезно сделать анализ особенностей их «тайной речи », поиск слов-ключиков к отгадке. Чтобы воспитательный потенциал такой работы – развитие воображения, образности мышления, языкового вкуса – стал намного эффективней, рекомендуется использовать тексты неизвестных детям загадок, чтобы анализ, поиск языковых средств был оправдан.

Аналогичной работы требуют и другие по жанру произведения устного народного творчества. Подчёркивая точность, выразительность, поэтичность и другие качества анализируемых образцов народного творчества, вы тем самым будете содействовать воспитанию чуткости к красоте русского языка, устной народной речи. Полезно также включать в уроки высказывания мастеров слова, языковедов о русском языке, доступные для понимания и записи учениками младших классов. Например: «Русский язык – ревучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (А. Н. Толстой).

Практика убеждает: запись такого рода высказываний лучше проводить как занятия по каллиграфии в начале урока. Высокий слог побуждает к тщательной записи этих мыслей-жемчужин. Афоризмы становятся своеобразным запевом всего урока и требуют такого же яркого материала для дальнейшего раскрытия основной мысли высказываний. Конечно, при этом нужно самим трепетно относиться к языку, которому мы учим детей.

Когда сформирован мотив изучения языка, главнейшей становится забота о языковом и речевом развитии каждого школьника. Эффективен тот урок, на котором дети осмысливают практическую значимость изучаемого материала, стремятся усвоить новое языковое явление и достигают успеха в овладении собственными речевыми, интонационными, графическими, скоростными навыками, испытывают не только чувство успеха, но и удовольствия от грамотной речи, грамотного письма. Весьма перспективна в этом направлении коммуникативная ориентированность уроков русского языка и курса в целом.

Коммуникативная ориентация изучения русского языка поможет научить детей свободно и осознанно (с учётом возраста) пользоваться средствами языка при общении – понимать содержание устной и письменной речи, уметь слушать и читать, выражать устно и письменно собственные мысли и чувства в различных сферах и жанрах речи. В этом состоит современное понимание развития речи – развитие основных видов речевой деятельности, которая базируется на обогащении словаря детей, на развитии их грамматического строя речи, речевого слуха каждого школьника. Дети должны внятно произносить звуки, слова, воспринимать и воспроизводить интонацию высказывания, различать фонемы. К развитию речевого аппарата относится и тренировка подвижности кисти, мелких мышц пальцев, способствующая достижению быстрого и разборчивого письма и т. п.

Важнейшей характеристикой коммуникативного подхода является использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала. Анализ текстов строится как разговор с авторами. На основе текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на их базе формируются навыки языка, навыки рождения текста. К.Д.Ушинский призывал учителей целиком доверяться воспитательным возможностям художественного текста, силе родного слова, говоря, что «язык – величайшая сила воспитания».

При анализе поэтической речи выразите своё восхищение поэтическим образным словом, преклонение перед ним и радость от его восприятия. Это будет содействовать развитию этико-эстетического вкуса, эмоциональной культуры детей.

Посредством текстов, принадлежащих перу мастеров слова, можно наглядно представить богатство изобразительных ресурсов русского языка, обогатить свой лексикон точными и образными словами и оборотами.

В то же время опора на текст обеспечивает органическое единство познания системы, структуры языка и развития речи. Обычно при наличии в учебном материале добротного текста проводится сдвоенный урок словесности, на котором формируются и читательские, и языковые, и речевые умения.

Таким образом, типы уроков при современных подходах становятся разнообразнее. Это и традиционные уроки по изучению нового материала с закреплением знаний орфографии, грамматики, фонетики (комбинированные), раздельные уроки по объяснению нового материала, закрепления, проверки знаний, уроки словесности, уроки-тренинги, уроки подготовки к изложению, к сочинению, уроки анализа творческих работ,, уроки риторики, уроки-конкурсы, уроки-инсценировки, интегрированные уроки на материале других предметов и т. п.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск