Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 59.19 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.05.2014
Размер59.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Проблемы внедрения интегративного подхода в современной школе

Сенатрусова Валентина Викторовна,

учитель русского языка и литературы МОУ Сокольниковская СОШ

п. Пригородный Моршанского района Тамбовской области.
Неразлучимы в России живопись, музыка,

проза, поэзия…вместе они образуют единый

мощный поток, который несёт на себе

драгоценную ношу национальной культуры.

А.А.Блок.

Одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы в средней школе становится расширение культурологического контекста, стремление к интегрированию знаний из различных областей науки, видов искусства и литературы. Философский, исторический и искусствоведческий материал вводится в уроки словесности не только для объяснения и комментирования тех или иных литературных явлений, но и в целях углубленного восприятия школьниками единой картины мира, формирования понятия о сущности художественного образа и специфических средствах его создания в различных сферах художественного творчества.

Воспитать у детей потребность в чтении - это один из важных вопросов преподавания литературы. В процессе изучения художественного произведения важно опираться на образное, эмоциональное восприятие учащимися текста. По словам французского живописца Э. Делакруа, в литературе первое ощущение - самое сильное. А создать такое сильное ощущение помогают произведения живописи, использованные на уроке. Учащиеся накапливают зрительные впечатления, помогающие восприятию текста, способствующие развитию образного мышления и образной речи. Ведь не секрет, что речь большинства наших детей обеднена, и перевод языка «живописи» на язык словесный помогает найти не только нужное, но и точное и наиболее яркое эмоциональное слово. «Картина поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу», -писал К.Д.Ушинский. Способность к образной конкретизации, необходимая для чтения и понимания художественного произведения, развивается общением с изобразительным искусством.

Творчество многих русских художников созвучно литературным произведениям, служит предметом внедрения интегративного подхода в современной школе.

В течение нескольких лет при проведении уроков литературы в 6 -8, 10 классах по творчеству Н.А.Некрасова я использую полотна А.Г.Венецианова и в качестве сравнительной характеристики знакомлю детей с творчеством А.В.Кольцова. Так при изучении отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» после прочтения отрывка и его анализа я знакомлю учеников с песней А.В.Кольцова «Не шуми, ты, рожь». Налицо в обоих произведениях тяжёлая жизнь русской женщины - крестьянки. Дополняют это представление о трудной долюшке женской картины А.Г.Венецианова.

1. Знакомство с А.Г.Венециановым, его жизнью, творчеством.

2. Знакомство с картинами «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». (Демонстрация на экране).

Необъяснимое словами чувство Родины овладевает перед этими полотнами. Они наполнены чувством простым и сложным, грустным и светлым одновременно, но всегда особенно неповторимым. Изображённые художником люди бесконечно трогают открытостью и незащищённостью. На память приходят строки Вяземского, обращённые к художнику:

Русь былую, удалую

Ты потомству передашь:

Ты схватил её живую

Под народный карандаш.

«Ничто не должно пройти мимо художника», - писал Венецианов и подмечал самое главное. Мы видим, как весенним утром молодая женщина в длинном розовом сарафане и алом повойнике, красиво обрамляющим высокий лоб, легко и плавно ступает по едва вспаханному полю, ведя двух запряжённых в борону лошадей. С заботливой нежностью оглядывается она на играющего у края пашни ребёнка. Глядишь на картину, а слышишь строки А.В.Кольцова:

Чем свет по полю

Все разъезжались –

И пошли гулять

Друг за дружкою..

За красивой сохой

Перепахивать,

Бороны зубьём

Порасчёсывать.

Картина «На жатве. Лето», - своеобразный гимн крестьянскому труду, материнству, русской женщине –крестьянке, русской деревне. Композиция картины отличается уравновешенностью и устойчивостью. Каждая деталь оправдана, продумана. Не случайно на помосте лежит серп, - его положила крестьянка, кормящая ребёнка. Рядом с матерью изображены дети – они занимаются с младенцем, когда все работают. Колорит картины, построенный на тёплых тонах жёлтого, зелёного и коричнево – красного хорошо передаёт ощущение знойного летнего дня. Написано полотно живо, темпераментно. Ну чем ни славянка, что «коня на скаку остановит!» Даю учащимся найти излюбленные цвета в лирике Н.А.Некрасов, А.В.Кольцова и полотнах А.Г.Венецианова. Дети находят : «алая лента в волосах», чёрных, как ночь», алые губы, белая лебединая грудь, «бел – крупен жемчуг –из очей твоих слёзы катятся». Таким образом, картины А.Г.Венецианова продолжают свою «вторую» жизнь на уроках литературы.

Люблю использовать на уроках при изучении творчества Н.В.Гоголя произведения А.И.Куинджи. Некоторые из картин являются аналогами произведений писателя. Это «Вечер на Украине», «Украинская ночь». Прекрасной иллюстрацией к повести «Тарас Бульба» является картина И.Е.Репина «Запорожцы».

При изучении творчества А.Н.Островского использую картины В.А.Перова, Федотова, особенно картины, рисующие купеческий быт и нравы. Это «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Сватовство майора» и другие.

Всё это позволяет детям глубже, нагляднее воспринимать мир художника слова, его замыслы.

В этом году мои восьмиклассники впервые были приглашены на бал. Зная, что это для них праздничное событие, попыталась приготовить их к этому, проведя урок «Мой первый бал», на котором использовала элементы музыки, живописи, кинематографа и текст романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Дети с трепетом внимали страницы, описывающие подготовку Наташи к балу, смотрели фрагмент самого бала, отмечали красоту, элегантность барышень, галантность кавалеров, высказывали своё мнение, а после бала вновь вернулись к этому разговору и отметили много положительного у Толстого, а вот наши современные «балы» остались в значительном проигрыше.

Детям нравится заниматься поиском чего – то нового, поэтому они с радостью готовят содержательные презентации для уроков литературы. Например, при изучении литературы 19 века - презентацию «Путешествие в дворянскую усадьбу», после посещения литературных мест – « Встреча с поэтом, с писателем», «О чём мне рассказал барский парк?» и другие.

А разве можно представить мир Пушкина без музыки? Нет ни одной области музыкального творчества, где, так или иначе, не сказалось бы воздействие пушкинских образов. Произведения М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Г.В.Свиридова - музыкальные иллюстрации произведений А.С.Пушкина. Детям тяжело воспринимать классическую музыку, и здесь на помощь приходит учитель музыки, который заранее знакомит учеников с произведениями данных авторов.

На уроках при изучении жизни и творчества М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, Ф.М.Достоевского невозможно пройти мимо их музыкальной одарённости, не послушать звучание инструмента, на которых играют дети, обучаясь в музыкальной школе, не послушать знаменитого вальса А.С.Грибоедова. Музыка может включаться в уроки изучения обзорных тем, сопутствовать знакомству школьников с жизнью и творчеством писателя. Но всё же, наиболее широкое использование музыка может найти на уроках анализа литературного произведения. Анализ «музыкальных страниц» литературных произведений с возможным попутным прослушиванием созвучных им записей или поэтических произведений, переложенных на музыку, способен не только оживить эмоциональность восприятия учащихся, но и прояснить особенности авторской позиции.

Тесная взаимосвязь литературы и музыки может быть продемонстрирована учащимся при изучении целого ряда монографических тем историко - литературного курса старших классов. Это и при изучении творчества И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого и многих других.

Таким образом, можно смело продолжать внедрение интегративного подхода в современной школе. Искусство способно преображать человека, делать его нравственно чище, а этого так не хватает в нашем обществе.

Список литературы.

1.А.А.Блок. Интеллигенция и революция. Сборник статей. М., «Просвещение», 1987г.

2. А.В.Кольцов. Лирика.

3.Н.А.Некрасов. Лирика.

4.Е.Н.Колокольцев, Л.Ф. Моночиненкова. Музыка на уроках литературы. М., «Просвещение», 2007г.

5.Е.Н.Колокольцев. Литература и изобразительное искусство. М.,»Просвещение», 2007г.

.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск