«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР МБОУ
«Грушевская ООШ»
___________Шевченко Т.В.
« » 2013 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ
«Грушевская ООШ»
______________Рязанова Е.М.
Приказ № от
« » 2013 г.
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Грушевская основная общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» 5 класс
Учитель: Дудченко Г.Н.
с. Грушевка, 2013 год Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе разработана для обучающихся 5 класса МБОУ «Грушевская ООШ Волоконовского района Белгородской области»
Рабочая программа составлена на основе
Федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г;
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – Мнемозина, 2009. – 110с.
Учебника «Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях», М. А. Снежневская, О. М. Хренова - «Мнемозина», 2008г.
Рекомендаций инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Белгородской области в 2013-2014 учебном году»
Учебного плана МБОУ «Грушевская ООШ» на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя русского языка и литературы по учебному курсу «Литература».
Концепцией рабочей программы «Литература» в 5 классе на базовом уровне является реализация главных целей изучения предмета «Литература»:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании) и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет;
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самоусовершенствовании.
Обоснованность программы
Программа изучения литературы построена на основе сочетания концентрического и проблемно – тематического принципов, с учетом системности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал в программе направлен на чтение и изучение художественных произведений (обучащиеся входят в мир литературы, достигают определённого уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц), способствует пониманию учащимися эстетической функции слова (проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведения), расположен с учётом возрастных возможностей. В 5 классе также вводятся первоначальные теоретико – литературные понятия. В рабочую программу введены часы на развитие связной речи (различные формы пересказа, чтение наизусть, инсценирование текста, сочинение сказок, пословиц, поговорок, басен, стихотворений, небольшие изложения, письменное высказывание по литературной или нравственно – этической проблеме). Раздел программы «Для самостоятельного чтения» введён в создание учащимися образовательного проекта «Путешествие в Книгоград». Предусмотрено (общее представление) для учащихся знакомство с литературой писателей и поэтов Белгородской области.
Цели обучения в организации учебного процесса в 5 – м классе:
формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
способствовать развитию читательских качеств – эмоциональной отзывчивости, интеллектуальных способностей, воссоздающего и творческого воображения, развитию аналитического мышления;
формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
совершенствование речемыслительной деятельности, обогащение словарного запаса речи;
способствовать восприятию и самостоятельной обоснованной оценке прочитанных произведений;
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени в год (2 часа в неделю) из них на проведение уроков развития речи – 10. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом школы, познавательными интересами учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Изменений в программу не внесено. Формы организации учебного процесса - сочетание традиционных (чтение во всех его видах с опорой на теоретическое осмысление некоторых элементов структуры произведения и особенностей художественной литературы) классических форм, методов и приемов обучения с нетрадиционными (уроки ролевой и деловой игры, уроки викторины, олимпиадные состязания, защита мини - рефератов, мини - проектов, работа в малых группах, коллективное написание сочинений разных вариаций, цепные рассказы, моделирование газет на определённую тему, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению литературе.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Программа учебного курса «Литература» полностью соответствует стандарту, приведённому в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников»:
совершенствование духовно – нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, к культуре других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
метапредметные результаты в умении анализировать (согласно уровню возрастного восприятия и задач общеобразовательной программы) произведения, самостоятельно организовать свою деятельность, оценивать её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
понимание ключевых проблем изученных произведений;
определять элементы анализа произведения;
формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
понимание авторской позиции;
в коммуникативной сфере (восприятие на слух, пересказ, создание монологических высказываний, написание изложений, сочинений, творческих работ разных видов), в эстетической сфере (образности словесной природы литературы).
Приобретённые знания могут использоваться при написании сочинений, при выстраивании диалога и монолога, при подготовке и сдаче ГИА, ЕГЭ, также при развитии логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Дата проведения
| Наименование раздела и тем урока
| Количество часов
| 1.
| 02.09
| Отличие художественной литературы от научно-популярной.
| 1
| 2
| 06.09
| Мифы Древнего Египта
| 1
| 3
| 09.09
| Мифы Древней Греции. О происхождении мира и богов
| 1
| 4
| 13.09
| Подвиги Геракла.
| 1
| 5
| 16.09
| Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея»
| 1
| 6
| 20.09
| Особенности быта древних греков в поэме Гомера «Одиссея»
| 1
| 7
| 23.09
| Мифы древних славян
| 1
| 8
| 27.09
| Понятие об устном народном творчестве. Сказка и миф. Виды сказок.
| 1
| 9
| 30.09
| Русская народная сказка «Белая уточка»
| 1
| 10
| 04.10
| Вн.чт. Сказка «Царевна – лягушка»
| 1
| 11
| 07.10
| Легенды и предания.
Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.
«О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».
| 1
| 12
| 11.10
| Малые жанры фольклора
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
| 1
| 13
| 14.10
| Сатира в кукольной комедии «Петрушка Уксусов».
| 1
| .14
| 18.10
| Вн.чт. любимые произведения устного народного творчества
| 1
| 15
| 21.10
| А.С. Пушкин.
Сведения о жизни поэта. «Руслан и Людмила». Сказочные образы и мотивы в произведении
| 1
| 16
| 25.10
| Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.
| 1
| 17.
| 28.10
| Изобразительное мастерство поэта.
Ритм, стихотворный размер, рифма, интонация.
| 1
| 18
| 01.11
| Х.К. Андерсен.
Сведения о жизни великого сказочника.
«Снежная королева».
| 1
| 19
| 11.11
| Победа самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.
| 1
| 20
| 15.11
| Выражение авторского отношения к героям в их портретах.
| 1
| 21
| 18.11
| Р/р Сочинение по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»
| 1
| 22
| 22.11
| Е. Л. Шварц.
Сведения о жизни писателя.
«Золушка» (киносценарий).
| 1
| 23
| 25.11
| Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е. Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.
О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.
| 1
| 24
| 29.11
| П.П. Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.
| 1
| 25
| 02.12
| «Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.
| 1
| 26
| 06.12
| Басня как литературный жанр.
| 1
| 27
| 09.12
| И.А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. «Волк и ягненок», «Квартет».
| 1
| 28
| 13.12
| «Демьянова уха», « Волк на псарне». Иносказательный и обобщающий смысл басен их обличительная направленность.
| 1
| 29
| 16.12
| Отличительная направленность басен
| 1
| 30
| 20.12
| Басни Эзопа (« Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград» и Лафонтена («Лисица и виноград»)
| 1
| 31
| 23.12
| Итоговый тест за I полугодие
| 1
| 32
| 27.12
| М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
| 1
| 33
| 13.01
| «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом произведении. Образность языка, звукопись.
| 1
| 34
| 17.01
| Тема и идея стихотворения.
| 1
| 35
| 20.01
| Эпитет и сравнение
| 1
| 36
| 24.01
| А.В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.
«Косарь». Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека.
| 1
| 37
| 27.01
| Р/р «Стихи, которые мне понравились…»
| 1
| 38
| 31.01
| И.С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.
|
| 39
| 03.02
| «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей.
| 1
| 40
| 07.02
| Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.
| 1
| 41
| 10.02
| Влияние на человека барства и рабства.
| 1
| 42
| 14.02
| Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторское отношение к героям.
|
| 43
| 17.02
| Р/р. Сочинение по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
| 1
| 44
| 21.02
| Л.Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.
| 1
| 45
| 24.02
| Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин).
| 1
| 46
| 28.02
| Мысль писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
| 1
| 47
| 03.03
| Р/р Сочинение «Как нужно вести себя человеку перед лицом жизненных испытаний?» (по одному, двум произведениям)
| 1
| 48
| 07.03
| В.М. Гаршин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед
«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.
| 1
| 49
| 10.03
| Л.Н. Андреев. «Кусака».
Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру.
| 1
| 50
| 14.03
| За что можно одобрить, за что – осудить дачников.
| 1
| 51
| 17.03
| А.И. Куприн. Сведения о жизни писателя.
«Белый пудель».
| 1
| 52
| 21.04
| Причина столкновения персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли).
| 1
| 53
| 04.04
| Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). Рассказ как литературный жанр.
| 1
| 54
| 07.04
| Рассказ как литературный жанр.
Дом. сочинение «Почему рассказ называется «Белый пудель»?»
| 1
| 55
| 11.04
| Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.
| 1
| 56
| 14.04
| А.С.Пушкин. «Обвал»; Ф.Ю.Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»;
| 1
| 57
| 18.04
| А. Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».
К. Д.Бальмонт. «Где бы я ни странствовал, везде припоминаю…»; Н. И. Рыленков. «Всё в тающей дымке…»
| 1
| 58
| 21.04
| К.Г. Паустовский. Сведения о жизни писателя.
«Мещёрская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерк как вид эпического произведения.
| 1
| 59
| 25.04
| Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.
| 1
| 60
| 28.04
| Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.
«Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась».
| 1
| 61
| 02.05
| К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…», С.С.Орлов. «Тонкая российская берёза»
| 1
| 62
| 05.05
| Р. Гамзатов. «Журавли»;
В.М. Шукшин. «Жатва».
| 1
| 63
| 12.05
| Произведения о войне писателей Белгородчины. (Н. Агеев. «Белгород». Поэма.)
| 1
| 64
| 16.05
| Р/р. «Наедине со стихотворением…»
| 1
| 65
| 19.05
| Ю.П. Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро».
| 1
| 66
| 23.05
| Своеобразие характеров мальчиков. Юмор в рассказе
| 1
| 67
| 26.05
| Смысл заглавия рассказа. Лиризм описаний природы.
| 1
| 68
| 30.05
| Р/р. «Мой товарищ - мне товарищ и в беде, и в радости»
| 1
| 69
|
| В.А. Солоухин. Сведения о жизни писателя.
«Мститель». Рассказ как жанр литературы.
| 1
| 70
|
| Проверочный тест за II полугодие
| 1
| |